72. Выбросы автомобилей.
При сжигании топлива в двигателе автомобиля выделяется большое кол-во вредных вещ-в. Автомобильные выхлопные газы – это смесь примерно 200 веществ. В них содержатся углеводороды, окись углерода, углекислый газ, окислы азота, альдегиды.
Внедряется газификация автомобилей, использование альтернативных видов топлива, электромобилей для внутригородских перевозок в качестве мер по созданию условий для улучшения окружающей среды.
Сокращению выбросов от автотранспорта способствует также ряд градостроительных мероприятий. Они включают в себя специальные приёмы застройки и озеленения автомагистралей.
Организация движения городского тран-та: предельная скорость движ. – 60 км/час. Именно на эту скорость у легковых автомобилей приходится минимум вредных выбросов.
Вредное воздействие выбросов двигателей автомобилей на людей и животных называется токсичностью выбросов. Величина вредных выбросов зависит от плотности транспортного потока и кол-ва газов, выбрасываемых каждым авто.
В РБ сущ.2 вида стандартов на нормы и методы определения вредных вещ-в в отработанных газах авто и двигателей.
1. государственные стандарты
2. отраслевые станд-ты на новую продукцию.
75.Опр-ие эконом эффыектив-ти природоохр деят-ти. Общая (абсолютная) экономическая эффективность природоохранных мероприятий определяется как отношение полного экономического эффекта к приведенным затратам на осуществление мероприятий:: где Эij, - полный экономический эффект i-ro вида на j-м объекте;С - текущие затраты;К - капитальные затраты;r - коэффициент дисконтирования, равный ставке банковского процента. Полный экономический эффект устанавливается на основе расчета величины предотвращения ущерба, которая измеряется разностью оценок экономического ущерба от загрязнения окружающей среды до и после проведения природоохранных мероприятий, либо как экономический эффект, рассчитанный по формуле. У= где:У-эконом эффект или прирост нац дохода,Со-полные народнохоз затраты до проведения природозащитн мероприятий, -полные народнохоз затраты после проведения природозащитных мероприятий
74.Структура природоохр затрат.Различ 2 категории затрат природоохр.назнач:капитальные и текущие. Капитальные затраты - это средства, овеществленные в основных фондах и материальных оборотных средствах экологического назначения (государственные капитальные вложения на строительство объектов и сооружений по охране водных ресурсов и воздушного бассейна, земель, минеральных ресурсов и ресурсов животного мира) Кроме этого осуществляются капиталовложения комплексного характера - это затраты собственных средств предприятий, имеющие общепроизводственную направленность при одновременном природоохранном эффекте (затраты на совершенствование техники и технологии, на организацию производства в направлении комплексности использования сырья, на создание санитарно-защитных зон).Величина капитальных затрат экологического назначения зависит от отраслевой особенности производства. Распределение капитальных затрат зависит от особенностей природоохранного объекта: больше всего расходов осуществляется на охрану и рациональное использование водных ресурсов, на охрану воздушного бассейна.К текущим затратам относятся расходы на содержание и обслуживание основных фондов природоохранного назначения (в том числе затраты на оплату труда обслуживающего персонала, текущий и капитальный ремонты, амортизационные отчисления, энергетические расходы и т.д.), а также расходы на оплату сторонних услуг, связанных с охраной окружающей среды (экологический аудит, привлечение эксперта и т.д.).Экологические издержки хозяйственной деятельности входят в состав общих затрат на производство (экологическая составляющая издержек производства) и, следовательно, входят в цену продукции, которую оплачивает ее потребитель.
73.Сущность и состав природоохранных затрат. Природоохранные затраты представляют общественно необходимые расходы на поддержание качества среды жизни, осуществление любых видов и форм хозяйственной деятельности и на общее поддержание природно-ресурсного потенциала, включая сохранение экологического равновесия на всех уровнях (от глобального–до локального).В составе природных затрат выделяют:1.Собственно экологически издержки общественного производства: - затраты на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую предприятие природную среду (на совершенствование технологий, изменение состава используемых ресурсов, строительство очистных сооружений, более комплексное использование сырья и т.п.);- затраты не снижающие выброс, но влияющие на степень распространение вредных веществ в среде (разбавление, нейтрализация, захоронение отходов, их консервация, установление санитарно-защитных зон вокруг предприятий и т.п.)2.Издержки, связанные с поддержанием природно-ресурсного потенциала (создание особо охраняемых природных территорий, обеспечение воспроизводства возобновимых природных ресурсов в том же количестве и качестве, что потребленные “порции” ресурсов, использование вторичных ресурсов в качестве сырья ,разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий и т.п.)3.Издержки общественного развития, к которым относятся затраты на воспроизводства человека, его биологических и социальных качеств (сохранение его экологической ниши) – затраты на подготовку отдельных видов природных ресурсов и условий для воспроизводства и жизни населения, ставшие необходимыми в связи с отрицательными антропогенными воздействиями на природную среду, реализацию рекреационных, эстетических потребностей человека и т.д.
69.Нормативы ПДК. Нормативы качества окружающей среды включают предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ (ПДК) — максимальные концентрации вредных веществ в почве, воздушной или водной среде, при превышении которых отмечается их негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. ПДК устанавливаются на основании комплексных исследований действия и аккумуляции загрязнителей в окружающей среде и контролируются органами Минприроды, санэпидемслужбы и др. Для каждого вещества, загрязняющего атмосферу, устанавливаются два норматива: максимальная разовая и среднесуточная ПДК. Максимальная разовая ПДК устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин.), а среднесуточная ПДК с целью предупреждения общетоксического, канцерогенного и другого влияния на организм человека( проба, отбираемая в течении 24ч. непрерывно). Для санитарной оценки воздушной среды предприятий используют показатель ПДК р.з. предельно допустимая концентрация химических веществ в воздухе рабочей зоны (мг/м3).Для веществ, ПДК которых не определены, устанавливаются ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ).Списки ПДК и ОБУВ составляются Министерством здравоохранения и регулярно дополняются и уточняются.Наиб концентрация каждого вредного в-ва в приземном слое не должна привышать макс разовый пдк ,а если несколько загрязн в-в + +… 1.
66. Нормативы качества окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее.К нормативам качества окружающей среды относятся:нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ;нормативы предельно допустимых физических воздействий;нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;иные нормативы качества окружающей среды.В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, для этих природных объектов могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях нормативы качества окружающей среды.
10.охрана и защита лесовЛесное законодательство,направлено на рациональное использование,защиту,воспроизводство лесных экосистем.Задачами охраны и защиты лесов являются разработка мероприятий обеспечивающих рациональное использование лесного фонда,сохранение от уничтожения, повреждения, загрязнения и иных вредных воздействий.Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается на юридических лиц,ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей, органы государственного управления и др.На государственную лесную охрану возлагается охрана лесов от пожаров, незаконных порубок, загрязнения и повреждения,защита лесов от вредителей и болезней. Важнейшими направлениями лесозащиты являются разработка комплексой программы по защите лесов от вредителей и болезней. Мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями леса в зависимости от принципа действия и технологии применения подразделяются на лесохозяйственные, биологические, химические и др. Лесохозяйственные мероприятия носят профилактический характер.Важное лесохозяйственное мероприятие ухода за лесом — рубка деревьев,заселенных вредителями. В основе биологических методов лежит использование хищников и паразитических насекомых, насекомоядных птиц и зверей, а также патогенных бактерий и вирусов.Химический метод борьбы с вредными насекомыми и болезнями основан на применении ряда ядовитых веществ. Интенсивно разрабатывается проблема сохранения биологического разнообразия.Это разнообразие в РБ имеет большую национальную и международную значимость.Существуют различные уникальные экосистемы, в которых сохраняется ценнейший генетический фонд. Растительный мир Беларуси включает до 11,5 тыс. видов, среди них высшие сосудистые растения, мохообразные, лишайники,водоросли, грибы. Многие виды перспективны в хоз использовании и составляют часть природных ресурсов. Наибольшее значение имеют лекарственные и эфиромасличные, пищевые (ягодные, плодовые), технические и декоративные, а также кормовые растения.А животный вкл-ет 457 видов позвоночных,73 млекопитающих и более 20 тыс. видов беспозвоночных. Наиббольшее ресурсное значение имеют: виноградная улитка, лось, кабан, зайцы (русак и беляк), бобр, белка, волк и лисица. куница, норка, бобр, ондатра, глухарь, тетерев идр
В сохранении биологического разнообразия особая роль принадлежит особо охраняемым природным территориям(участки земли и части водного пространства, в том числе природные комплексы, имеющие особое экологическое, научное, культурное, эстетическое, историческое значение),к ним отн-ся заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РБЗаповедники природоохранные научно-исследовательские учреждения государственного значения.Основная задача заповедников состоит в строжайшей охране эталонов дикой природы,занесенных в красную книгу Рб.Национальные парки—это комплексные природоохранно-хозяйственные и научно-исследовательские учреждения. Основная цель национальных парков - сохранение природных комплексов и объектов в сочетании с организацией просвещения населения в процессе знакомства с ландшафтами, растениями и животными.На территории РБ это: Беловежская пуща (преобразован из государственного заповедно-охотничьего хозяйства), Припятский (преобразован из ландшафтно-гидрологического заповедника), Нарочанский и Браславские озера.Заказники -территории, выделенные с целью сохранения и восстановления одного или нескольких видов природных ресурсов и поддержания общего экологического баланса.В зависимости от предназначения заказники подразделяются:на ландшафтные(определенные для сохранения и восстановления особо ценных природных ландшафтов и комплексов);биологические (ботанические, зоологические);палеонтологические (их назначение — сохранение отдельных ископаемых объектов и их комплексов);гидрологические (болотные, озерные, лесные).Прогнозируется дальнейшее развитие особо охраняемых территорий,а также проектируется создание новых государственных заповедников, национальных парков, заказников.
- 4 Понятие об экологии как науки о научном подходе к решению проблем взаимодействия природы и общ-ва
- 5 Сущность и задачи мониторинга окружающей среды.
- 7 Функции и задачи эколого – экономич исследований и учебного курса оэиэп
- 11 Основы экологического нормирования.
- 14 Экологический аудит.
- 16 Регламентация качества и контроль за состоянием воздушного бассейна
- 22 Регулирование состояния воздушной среды
- 25 Основные источники и виды загрязнения воздушного бассейна
- 35.Эконом. Ущерб от загр-ния и истощение пр. Ср.
- 37 Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов.
- 38.Соц. И сов-ный ущерб от загр-ния пр. Ср.
- 40 Загрязнение водоёмов в связи c их использованием.
- 42 Международное сотрудничество в природоохранной деятельности
- 43 Оценка состояния и нормирование качества воды
- 44 Проблемы природопользования в Республике Беларусь
- 46 Основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов.
- 47 Всеобщие принципы природопользования
- 49 Земля как средство производства и пространственный базис развития общества
- 50 Классификация природных ресурсов.
- 52 Плодородие земли. Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов.
- 53 Эколого-экон-ое район-ние.
- 55 Учёт и оценка земель.
- 56 Содержание экономической оценки природных ресурсов.
- 58 Эколого-экономическое значение лесных и др.Биологических ресурсов.
- 59 Абсолютная экономическая оценка природных ресурсов.
- 61 Особенности лесопользования и лесопроиз-ва.
- 62 Сравнительная экономическая оценка природных ресурсов.
- 64 Экономич.Стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования.
- 65 Экологическая оценка материального производства.
- 68 Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе.
- 6? Народнохозяйственная эффективность использования отходов.
- 70 Общая характеристика и классификация полезных ископаемых.
- 72. Выбросы автомобилей.
- 20.Формирование системы платного природопользования в Беларуси и ее эффективность