logo search
УМК Экологическое право

Тема 2. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды

Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды

Ст. 81 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Охрана мирового океана, сохранение и изучение природных ресурсов Арктики и Антарктики, морской среды и биологических ресурсов ряда районов, опустынивание земель, изменение климата и множество других вопросов уже долгие годы находятся в центре внимания мирового сообщества. Необходимость охраны и рационального использования природных ресурсов в конце 20 века приобрели такую значимость, что возникла необходимость в формировании самостоятельной подотрасли международного публичного права - международного экологического права.

Вопрос о существовании самостоятельной подотрасли международного публичного права – международного экологического права долгое время был достаточно дискуссионен. Но в современной науке не просто сложилось определенное представление о предмете правового регулирования международного экологического права, но, более того, соответствующая терминология прочно вошла в научный оборот: «…сформирована такая отрасль международного права, как международное право окружающей среды»1.

Изначально международное экологическое право рассматривалось как международное право окружающей среды, но впоследствии в теории достаточно прочно закрепилось определение «международного экологического права» - «формирующаяся в качестве самостоятельной отрасль права, складывающаяся по поводу использования и охраны природных объектов, имеющих общепланетарное значение»2.

Далее трактовка этого термина получила свое развитие – современное международное право развивается динамично, быстро и адекватно отражает потребности мирового сообщества, даже с учетом непрерывно происходящих изменений в области научно-технического прогресса - «современное международное экологическое право – формирующаяся отрасль общего (публичного) международного права. Она представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование межгосударственных и иных международных отношений в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных природных условий жизни людей на земле в интересах современного и будущих поколений»3.

Наиболее часто международное экологическое право воспринимается как «совокупность норм права, регулирующих на основе общепризнанных принципов и норм международного права межгосударственные общественные отношения по сохранению, рациональному использованию международных экологических ресурсов и защите прав человека на благоприятную окружающую среду»4.

Таким образом, можно заметить, что международное экологическое право – формирующаяся отрасль международного публичного права, складывающаяся на принципах равноправия сторон по поводу рационального использования и охраны природных объектов во имя поддержания экологической безопасности и сохранения ныне живущего и будущих поколений людей.

Международное экологическое право – составная часть международного публичного права, регулирующая формы международного сотрудничества, но, в то же время, обладает относительной самостоятельностью и своими характерными развивающимися особенностями.

Так, необходимо отметить, что международно-правовая охрана окружающей среды, при том, что она реализуется на основе международных договоров и соглашений, осуществляется национальными средствами. Таким образом, государство - участник соответствующего договора, возложив на себя обязательства, как правило, принимает меры по охране окружающей среды своими средствами и методами без привлечения каких-либо сил и помощи из других государств.

Все возрастающую популярность международного экологического права можно объяснить, в первую очередь, появившимися на нашей планете глобальными экологическими проблемами – изменением климата, опустыниванием земель, сокращением лесных массивов, разрушением озонового слоя и др. Пути их решения, при всем возможном многообразии методик, имеют непременное условие – сотрудничество государств в сфере охраны окружающей среды, независимо от того - общепланетарное, региональное или локальное сотрудничество необходимо для решения тех или иных проблем.

Международная экологическая безопасность является обязательным критерием и показателем эффективного решения глобальных экологических проблем и соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду. Международная экологическая безопасность обеспечивается, прежде всего, нормами международного права. На современном этапе международную экологическую безопасность следует рассматривать как «систему индивидуальных и коллективных мер, принимаемых государствами во имя предотвращения экологических катастроф, угрожающих жизни на земле, а также во имя защищенности жизни, благополучия и естественного развития человека, общества, природных ресурсов и природной среды в целом и перспективы ее правового укрепления предусматривают приоритет обеспечения безопасности для жизни и здоровья личности и общества перед любыми другими сферами деятельности; суверенитет государства над природными ресурсами; взаимное сотрудничество государств по вопросам охраны окружающей среды; непричинение ущерба окружающей среде, а также неотвратимость ответственности за причиненный экологический вред»5.

Государства обладают суверенными правами в области природопользования и охраны окружающей среды.

Главное и принципиальное отличие государства от всякой иной социальной организации – наличие у него суверенитета- независимости государства во внешних отношениях и верховенства во внутренних делах на его территории. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. «все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера»6.

С другой стороны, государство с помощью средств своего внутреннего права обеспечивает реализацию норм международного права, т. е. осуществляет национально-правовую имплементацию норм международного права. Кроме того, государство может включить в свое право норму, отсылающую к международному праву, санкционирующую применение правил международного договора для регулирования соответствующих общественных отношений. Либо государство может принять норму внутреннего права, способствующую исполнению предписаний международного права.

Международное право и внутригосударственное право, являясь самостоятельными правовыми системами, находятся в состоянии непрерывного взаимодействия. И хотя международное право вместе с внутригосударственными правопорядками образуют единую универсальную систему правопорядка, вопрос о соотношении международного и национального права не может быть решен в отрыве от вопроса о государственном суверенитете, ибо «во внутригосударственной сфере действует прежде всего внутригосударственное право»7.

Национальные природные ресурсы, как правило, не могут являться объектом регулирования международного экологического права. Правовой режим их использования и охраны регламентируется внутренними правовыми нормами соответствующих стран.

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные природные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. Кроме того государства сотрудничают в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации жертвам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в результате деятельности в пределах их юрисдикции или контроля за окружающей средой в районах, находящихся за пределами действия их юрисдикции.

Данный тезис подтверждается в тексте принципа 2 Декларации по окружающей среде и развитию 1992г. и в тексте Декларации по окружающей среде 1972 г. - (принцип 21) гласит: «в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции». Выступая в качестве социальных партнеров, государства стремятся к формированию стабильных партнерских отношений, уважая при этом независимую роль каждого из государств. У каждого государства есть необходимые средства и ресурсы для реализации целей программы устойчивого развития: экономического и социального развития и охраны окружающей среды; вместе с тем государства признают, что данные задачи стоят перед всем человечеством.

Предметом регулирования международного экологического права является окружающая природная среда (комплексное материальное благо) и ее компоненты. При этом разделяемые природные ресурсы (такие, которые находятся в пользовании двух или более государств, например, Балтийское море, река Дунай и др.) и универсальные природные ресурсы (ресурсы, находящиеся за пределами государственной территории, не принадлежащие кому-либо в отдельности, а находящиеся в общем пользовании, используются в интересах всего человечества, правовой режим которых определяется нормами международного права, например, открытое море, международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, естественные небесные тела и др.), в силу своей специфики, нуждаются в самостоятельных методах международно-правового регулирования. Основным источником правового регулирования охраны и использования разделяемых природных ресурсов является договор, заключенный заинтересованными государствами. Для наиболее эффективного управления таким природным объектом может создаваться специальный постоянно действующий орган, например, Дунайская комиссия, Комиссия по защите морской среды Балтийского моря. Режим охраны и использования универсальных природных ресурсов, как правило, более сложен, т.к. регулируются объекты достояния всего человечества8.

В целом, необходимо отметить, что международное экологическое право достаточно тесно взаимосвязано с морским, атомным, космическим и другими подотраслями международного публичного права. Поэтому систематизация, то есть упорядочение международных правовых норм в сфере природопользования и охраны окружающей среды происходит достаточно непросто.

Кодификация международного экологического права представляет собой правотворческий процесс, предусматривающий систематическую обработку и совершенствование принципов и норм. Кодификационный процесс норм международного экологического права довольно сложен: определяется объект кодификации; разрабатываются и устанавливаются международно-правовые правила поведения государств, а затем фиксируются в уже систематизированном виде; утверждаются и признаются в качестве норм международного права. Всеобщая кодификация международного права никогда не предусматривалась, равно как и всеобщая кодификация его подотрасли – международного экологического права9. В целом представляется преждевременным формулировать определенные выводы о системе кодификации норм и институтов международного экологического права. Безусловно, просматриваются тенденции сокращения возможных пробелов в действующих нормах, но также и декларативности ряда норм, дублирования некоторых норм в различных международно-правовых актах. При этом следует иметь в виду, что «как правило, новый общий международный договор включает как элементы декларативного порядка, так и элементы прогрессивного развития международного права»10. Прогрессивный характер международного экологического права очевиден – именно в сфере охраны окружающей среды государства достигают максимального взаимопонимания и добиваются высоких результатов в своем взаимном сотрудничестве.

Универсальность и прогрессивность характера международного права обеспечивается и при создании норм его подотрасли - международного экологического права, основанного на взаимном уважении суверенных прав государств в области использования и охраны национальных природных ресурсов.

Источники международного экологического права - это традиционные общепризнанные источники международного права, перечисленные в ст. 38 Статута международного суда ООН от 26 июня 1945 г. «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

  1. международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

  2. международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

  3. общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

  4. с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм»11.

«Международный договор – международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также от его конкретного наименования»12 Международный договор – явно выраженное согласие субъектов международного права, предназначенное для регулирования их взаимоотношений путем создания международно-правовых обязательств. При том, что темп развития международно-правовых отношений все возрастает, в соответсвии с требованиями Венской конвенции о праве международных договоров 23 мая 1969 г., международно-правовой договор становится наиболее востребованной формой международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Согласование воль сторон при заключении договора носит ярко выраженный характер; круг объектов договора в области международного экологического права практически универсален; многие виды международно-правовых отношений по поводу использования и охраны окружающей среды могут регулироваться только договором; договор способен создать условия для упрочения международной законности, т.к. четкая формулировка облегчает контроль за их выполнением.

Международный обычай – правило поведения, которое в результате длительного применения стало юридической нормой; неписаная норма; молчаливое соглашение; неписаное правило, сложившееся в международной практике, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер. Несомненным достоинством обычного права является его универсальность, т.к. оно связывает все государства. Как правило, международный обычай характеризует длительная, а иногда и всеобщая практика его применения субъектами международного права.

Решения международных организаций и органов, которые касаются внутренних вопросов организации ее функционирования имеют обязательную силу. Юридическая сила решений по другим вопросам зависит от того, наделены ли государствами те или иные органы полномочиями принимать обязательные для исполнения решения или нет.

Итоговые документы международных организаций распространяются на государств – членов соответствующих организаций и представляют собой форму соглашения государств по применению нормы права в конкретных ситуациях, становятся обязательными для государств, признавших их за таковых.

Резолюции - рекомендации международных организаций – нормы этих резолюций имеют определенное регулирующее значение и воздействуют на политику государств.

Общие принципы международного права представляют собой «основной источник, из которого развиваются новые части международного права»13. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Особое значение для международного экологического права, на наш взгляд, имеют именно принципы: международного сотрудничества государств; уважения прав и основных свобод человека; охраны окружающей человека среды и др. «Принципы выражают и сохраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которого находятся такие важнейшие ценности, как мир и сотрудничество»14. Существует мнение, что «все основные принципы должны стать общими также для национального права государств»15. Собственно общих принципов международного экологического права пока не выделено, хотя к их числу, вероятно, можно отнести право свободного распоряжения народов своими природными ресурсами и неотвратимость наступления ответственности за причинение экологического ущерба.

Судебные решения являются, как правило, вспомогательными средствами для установления правовых норм. Или же, в соответствии со ст. 59 Статута Международного Суда предусматривает, что решение Международного суда ООН «обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу»16. Таким образом, отвергается концепция прецедентного права, и решения суда не могут создавать или изменять нормы международного права. Но, например, в Европейском Союзе существует прецедентное право, создаваемое решениями Суда ЕС, и оно играет главную роль в толковании тех или иных положений учредительных договоров Сообщества и иных актов, изменяющих или дополняющих их. Более того, Суд ЕС принимает активное участие в формировании правовой базы ЕС: он применяет норму права, выносит обязательное для исполнения решения, формирует принципы и прецеденты, значимые для всей законодательной системы ЕС.

В любом случае, рассуждая о влиянии международного экологического права на внутригосударственное экологическое право России, следует иметь в виду, что «законодательство и правовую систему любого государства нельзя рассматривать вне связи с другими национальными правовыми системами и с международным правом»17.

Можно выявить новую роль международного права (в том числе и международного экологического права), которое ныне выступает как своего рода общий знаменатель для сравнения и оценки национальных законодательств. Если до недавнего времени сравнительное правоведение преимущественно выясняло пределы «сходного» и «несходного» в иностранном законодательстве, то теперь в его инструментарий включаются и международно-правовые нормы. В большинстве конституций государств, включая Конституцию РФ (общеприизнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.(ч. 4 ст. 15 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.)., содержится положение о примате норм международного права над национальными при соблюдении известных условий. И это облегчает «включение общепризнанных принципов и норм международного права, ратифицированных (одобренных) международных договоров в структуру внутреннего права»18.

Среди всех международных договоров и соглашений в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, следует выделить некоторые - основные универсальные конвенции в сфере охраны окружающей среды и рационального управления окружающей средой, которые носят универсальный характер и обладают рекомендательным значением.

Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде от 16 июня 1972 г. провозглашает: человек является творением и одновременно создателем своей окружающей среды, которая обеспечивает его физическое существование и предоставляет ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. В ходе долгой и мучительной эволюции человечества на нашей планете была достигнута такая стадия, на которой в результате ускоренного развития науки и техники человек приобрел способность преобразовывать многочисленными путями и в невиданных до сих пор масштабах свою окружающую среду. Оба аспекта окружающей человека среды, как естественной, так и созданной человеком, имеют решающее значение для его благосостояния и для осуществления основных прав человека, включая даже право на саму жизнь.

Конвенция ООН 1972 г. по окружающей среде содержит Декларацию принципов и план мероприятий по их реализации.

В первую очередь провозглашается, что человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. В связи с этим политика поощрения или увековечения апартеида, расовой сегрегации, дискриминации, колониального и других форм угнетения и иностранного господства осуждается и должна быть прекращена.

Природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.

Человек несет особую ответственность за сохранение и разумное управление продуктами живой природы и ее среды, которые в настоящее время находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов. Поэтому в планировании экономического развития важное место должно уделяться сохранению природы, включая живую природу.

Невосполняемые ресурсы Земли должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась защита от истощения этих ресурсов в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало все человечество.

Экономическое и социальное развитие имеет решающее значение для обеспечения благоприятных окружающих условий жизни и работы человека, а также для создания условий на земле, которые необходимы для улучшения качества жизни.

В целях обеспечения более рационального управления ресурсами и улучшения таким образом окружающей среды государства должны выработать единый и скоординированный подход к планированию своего развития для обеспечения того, чтобы это развитие соответствовало потребностям охраны и улучшения окружающей среды на благо населения этих государств.

Провозглашается право человека на благоприятную окружающую среду и необходимость сохранения природных ресурсов на благо нынешнего и будущих поколений людей, а также потребность в гармоничном экологическом, экономическом и социальном развитии общества.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Всемирная хартия природы», принятая 28 октября 1982 г. также содержит принципы охраны окружающей среды. Среди них:

Эти принципы сохранения природы применяются ко всем частям земной поверхности, суше или морю; особая защита должна обеспечиваться уникальным районам, типичным представителям всех видов экосистем и сред обитания редких или исчезающих видов.

Используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем или видов, с которыми они сосуществуют.

Природу необходимо защищать от разграбления в результате войны или иных враждебных действий.

Принципы, изложенные в Хартии, должны найти отражение в законодательствах и практике каждого государства, а также на международном уровне.

Знания о природе следует широко распространять всеми возможными средствами, в частности путем преподавания курса охраны природы, который должен быть составной частью общей системы образования.

При составлении любого плана в качестве одного из основных его элементов необходимо разрабатывать стратегию охраны природы, составлять атласы экосистем и определять воздействие планируемой политики и деятельности на природу; все эти элементы следует соответствующим образом и своевременно доводить до сведения общественности, чтобы она могла эффективно высказывать свое мнение и участвовать в принятии решений.

Для достижения целей охраны природы необходимо обеспечивать финансовые средства, программы и административные структуры.

Следует предпринимать постоянные усилия в целях углубления знаний о природе путем проведения научных исследований и распространять такие знания без каких-либо ограничений.

Необходимо вести наблюдение за состоянием природных процессов, экосистем и видов, с тем чтобы как можно раньше обнаруживать все случаи их деградации или угрозы им, обеспечивать своевременное вмешательство и способствовать правильной оценке политики и методов охраны

Декларация ООН по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г. состоит из преамбулы и 27 принципов. «Решения и другие материалы Конференции в Рио есть результат большого труда десятков тысяч специалистов, участвовавших в подготовительном и непосредственно переговорном процессах. В них нашли отражение и современный уровень экологического мировоззрения, и опыт народов в данной области. Поэтому к ним следует отнестись бережно и внимательно, тщательно изучить и предпринять соответствующие меры к реализации»19.

Забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой.

Право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны сократить масштабы нерациональной практики производства и потребления и искоренить ее и поощрять соответствующую демографическую политику.

Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. С учетом того, что различные государства в неодинаковой степени способствовали ухудшению состояния окружающей среды планеты, они несут общие, но дифференцированные по своей степени обязанности. Развитые страны признают ответственность, которая лежит на них в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития, с учетом того бремени, которое налагают их общества на окружающую среду планеты, и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты.

Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, а также цели и приоритеты хозяйственной деятельности должны отражать условия в области окружающей среды и развития, в отношении которых они применяются. Стандарты, применяемые некоторыми странами, могут не соответствовать интересам других стран и быть сопряжены с необоснованными экономическими и социальными издержками для них, в частности развивающихся стран.

Государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах и к более эффективному решению проблем ухудшения состояния окружающей среды. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции страны, осуществляющей импорт. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.

Предметом основной заботы и главными проводниками устойчивого развития являются люди. Они имеют право на здоровый и продуктивный образ жизни в согласии с природой.

Государства имеют суверенное право использовать свои ресурсы в осуществление собственной политики в области окружающей среды и несут ответственность за причиненный ущерб.

Потребности нынешнего и будущих поколений людей в области развития и охраны окружающей среды должны удовлетворяться и реализовываться на основании глобального партнерства государств.

Государства должны сотрудничать во имя сокращения разрыва в условиях жизни народов планеты.

Первоочередное внимание должно уделяться развивающимся странам.

Сокращение нерациональных моделей производства и распространение полезных технологий.

Эффективное экологическое законодательство.

Обмен информацией о состоянии окружающей среды и, в первую очередь, о стихийных бедствиях.

Декларация является правовой базой, тогда как принятая на Конференции «Повестка дня – 2l век» является организационной основой ее реализации. В ней проводится всесторонний анализ и оценка сложившейся ситуации, обозначены приоритетные направления и сроки и пути решения экологических проблем. Состоит из 4 разделов: «социальные и экономические аспекты»; «сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития»; «укрепление роли основных групп населения»; «средства осуществления».

Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г. указывает на исчезновение животного и растительного мира под влиянием человека и формулирует общие положения: необходимость конкретных соглашения между государствами о сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие трактуется как вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.

Целями Конвенции, к достижению которых надлежит стремиться согласно ее соответствующим положениям, являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования.

Каждая Договаривающаяся Сторона в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями разрабатывает национальные стратегии, планы или программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия или адаптирует с этой целью существующие стратегии, планы или программы, которые отражают, в частности, изложенные в настоящей Конвенции меры, относящиеся к соответствующей Договаривающейся Стороне и предусматривает, насколько это возможно и целесообразно, меры по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в соответствующих секторальных или межсекторальных планах, программах и политике.

Каждая Договаривающаяся Сторона принимает, насколько это возможно и целесообразно, оправданные с экономической и социальной точек зрения меры, стимулирующие сохранение и устойчивое использование компонентов биологического разнообразия.

Договаривающиеся Стороны поощряют и стимулируют понимание важного значения сохранения биологического разнообразия и требуемых для этого мер, а также его пропаганду через средства массовой информации и включение этих вопросов в учебные программы и сотрудничают, в соответствующих случаях, с другими государствами и международными организациями в разработке учебных программ и программ в области повышения осведомленности общественности по вопросам сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия.

Cледующим значительным этапом развития концепции устойчивого развития стало принятие в 2002г. Иоганнесбургской декларации по устойчивому развитию20 на Саммите по устойчивому развитию, проведенному ООН 26 августа – 4 сентября 2002г. Декларация как политический документ не обладает юридической силой, она служит общеполитическим направлением, программой действий по оптимизации общепланетарного развития.

Представители народов мира, собравшиеся на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Иоганнесбурге вновь подтвердили свою приверженность устойчивому развитию, признали, что искоренение нищеты, изменение моделей потребления и производства, а также охрана и рациональное использование природной ресурсной базы в интересах социально-экономического развития являются главнейшими целями и основными потребностями устойчивого развития, отметили, что за прошедшие годы был достигнут значительный прогресс в деле достижения глобального консенсуса и партнерства между всеми народами на нашей планете.

Кроме того, Саммит признал, что глобальной окружающей среде до сих пор наносится ущерб. Продолжается потеря биологического разнообразия и истощение рыбных запасов, опустынивание поглощает все больше плодородных земель, пагубные последствия изменения климата уже очевидны, стихийные бедствия становятся все более частыми и все более разрушительными, развивающиеся страны становятся все более уязвимыми, а загрязнение воздуха, воды и морской среды продолжает лишать миллионы людей достойной жизни.

Для обеспечения устойчивого развития и создания благоприятной окружающей среды необходимы долгосрочная перспектива и широкое участие в разработке политики, в принятии и осуществлении решений на всех уровнях. Выступая в качестве социальных партнеров, стороны будут продолжать добиваться формирования стабильных партнерских отношений со всеми основными группами, уважая при этом независимую важную роль каждой из них.

Указанные международные правовые акты определяют развитие экологического законодательства стран всего мира – экономическим развитых и развивающихся; богатых природными ресурсами и недостаточно обеспеченных природными ресурсами; территориально больших и небольших; демографически благополучных и нет. В том числе, безусловно, указанные нормы воздействуют и на экологическое право Российской Федерации.

Российская Федерация является активным участником международного сотрудничества. В области международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования Российская Федерация ратифицировала такие основные конвенции, как: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г.; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 г.; Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г; Венская Конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г.; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г.; Конвенция об оценке воздействия окружающей среды в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 г.; Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 9 мая 1992 г.; Конвенция о биологическом разнообразии от 05.06.1992 г. и многие другие важнейшие международные соглашения в области природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно ст. 79 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Российская Федерация является участником достаточно большого количества международных организации, как специализированных экологических, так и ставящих перед собой задачи, в том числе, охраны окружающей среды.

Участие и сам статус Российской Федерации в жизни такой универсальной организации, как Организация Объединенных Наций возлагает определенные обязанности. Обязательства, взятые на себя Российской Федерацией и вытекающие из членства в ООН и из ратифицированных и одобренных соглашений и договоров, служат гарантией реализации общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципа сотрудничества, принципа суверенного равенства государств, принципа уважения прав и свобод человека, принципа охраны окружающей среды и др., а также принципов ООН, как уникального субъекта права.

Также следует обратить внимание на членство Российской Федерации в такой международной организации, как Содружество Независимых Государств – международно-правовом объединении независимых и суверенных государств, взаимодействующих на основе независимости и равноправия, участником которого также является Российская Федерация. Общее право СНГ – разновидность международного права, хотя одной из важнейших задач СНГ и является формирование общего права Содружества, регулирующее отношения между его субъектами. Общепризнанные принципы и нормы международного права признаются приоритетными по отношению к общему праву СНГ. Нормы общего права СНГ носят рекомендательный характер и подлежат ратификации государствами-участниками. Источниками права СНГ являются: учредительные документы; двусторонние и многосторонние соглашения между государствами-участниками СНГ; международные соглашения СНГ как единого субъекта международного права и других субъектов, не входящих в его состав; акты, издаваемые органами и институтами СНГ; акты бывшего СССР.

Устав Содружества Независимых Государств (ст. 2) определяет цели Содружества, среди которых «осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях»21. Ст. 4 конкретизирует: «К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества, относятся:…охрана здоровья и окружающей среды…». При этом следует иметь в виду, что нормы общего права, принимаемые органами и институтами СНГ, носят рекомендательный характер и подлежат ратификации государствами - участниками СНГ. Государства рассматривают одобренные таким образом модельные законы и рекомендательные акты в качестве рекомендации для принятия их в качестве национального закона. Особого внимания, на наш взгляд, среди них заслуживают: Рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества Независимых государств» от 29 декабря 1992 г.; Рекомендательный законодательный акт «Об экологической экспертизе» от 13 февраля 1996 г.; Рекомендательный законодательный акт «Об экологическом образовании населения» от 17 февраля 1996 г.; Модельный закон «О доступе к экологической информации» от 6 декабря 1996 г.; Модельный закон «О животном мире» от 8 июля 1997 г., Горная хартия государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1997 г., Соглашение о межгосударственной гидрометеорологической сети Содружества Независимых Государств от 16 марта 2001 г., Соглашение о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства стран СНГ от 11 сентября 1998 г., Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов государств - участников СНГ от 11 сентября 1998 г., Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 г. и др.

Нормативные акты, одобренные или ратифицированные РФ в рамках участия в такой международной организации, как Содружество Независимых Государств оказывают достаточно заметное влияние на развитие российского экологического права.

Первостепенной задачей, стоящей перед Российской Федерацией, как одного из важнейших участников международного сообщества, является участие в выработке международно-правовых норм, регулирующих отношения государств в сфере охраны окружающей среды и воплощение в жизнь концепции устойчивого развития. Активная внешнеполитическая работа, как на международном, так и на региональном уровнях совершенно необходима – разработка и реализация норм международного экологического права приводит к изменениям в правовых системах государств (особенно наглядно это просматривается при исследования метода экологизации российского законодательства, когда эколого-правовые нормы проникают практически во все отраслевые нормы соответствующей правовой системы), переосмыслению общетеоретических понятий, созданию новых форм сотрудничества и др.

В новом тысячелетии просматривается международно-правовой процесс глобализации мирового хозяйства (например, такие объединения, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств, поставившие среди своих задач и такие, как сближение национальных законодательств и преодоление правовых различий в выработке общих правовых решений в единой политике безопасности, экономического и социального развития), но всегда одна из целей государственной стратегии развития определенной страны - экологическая безопасность, защита прав человека, повышение уровня и качества его жизни. Таким образом, реализация концепции устойчивого развития осуществляется всегда на двух уровнях – внутригосударственном и международном.

Помимо провозглашенных целей содействия устойчивому и гармоничному экономическому и социальному прогрессу, особенно путем создания пространства без внутренних границ, экономического и социального сплочения и создания экономического и валютного союза, эффективно действующего Общего рынка, Европейский Союз был вынужден обратиться к разработке общеполитических направлений и в области охраны окружающей среды. Так, например, ст. 130-r Единого Европейского Акта22:

  1. «Деятельность Сообщества в отношении окружающей среды имеет целью:

  • Политика Сообщества в области окружающей среды направлена на достижение высокого уровня защиты, принимая во внимание разнообразие ситуаций в различных регионах Сообщества. Она базируется на принципах превентивных действий, возмещения ущерба окружающей среде, главным образом путем устранения его источников, оплаты ущерба его теми, кто его причинил. Задачи защиты окружающей среды являются частью остальных направлений политики Сообщества».

    Кроме того, особого внимания заслуживают: Директива ЕС «О свободе оценки информации об окружающей среде», Директива Совета Европейского Союза 1999/31/EC от 26 апреля 1999 г. по полигонам захоронения отходов, Директива Совета Европейского Союза 96/61/EC от 24 сентября 1996 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений, Директива ЕС 92/17223 «О загрязняющих веществах диоксида титана» 1992 г., Директива ЕС 94/62 «О загрязнении, производимом упаковочными материалами» 1994 г. Цели, принципы и приоритеты мероприятий на уровне ЕС на периоды 4-6 лет раскрываются в специальных программах ЕС по защите окружающей среды.

    В современной науке международного права существует устойчивое определение термина «право Европейского Союза» в качестве самостоятельного правового института. Источниками права ЕС являются: учредительные документы; международные соглашения с государствами – не участниками ЕС; вторичные юридические акты (общие и индивидуальные решения, регламенты и нормы, обеспечивающие их выполнение; директивы, рекомендации и заключения); отдельные соглашения между государствами-членами ЕС. ЕС изначально формировался как объединение с наднациональными полномочиями (хотя часть актов носит рекомендательный характер) и четко обозначенными областями интеграции.

    Вообще же, существует довольно много международных организаций, участвующих в решении экологических проблем: Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения, Европейское агентство по окружающей среде, Европейское бюро по окружающей среде, Координационная информационная система по охране окружающей среды Европы, Межгосударственный экологический совет, Международная организация по стандартизации, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др.

    Проблемы применения норм международного экологического права в Российской Федерации отчасти решаются за счет универсального характера международных норм, делающего их применимыми в различно социально-экономических условиях, при этом можно отметить их исключительную актуальность, как в условиях стабильности, так и в переходный период. Кроме того, необходимо иметь в виду, что отечественный законодатель разработал весьма масштабную систему внутренних экологических нормативных правовых актов с учетом требований международно-правового регулирования в данной сфере. Обращение российского законодателя к международным конвенциям привело к появлению во внутреннем праве норм, ранее не известных – таких, как, например, регулирующих экологический аудит, оценку воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, экологическую сертификацию и др. Новые правовые институты достаточно успешно применяются и реализуются органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

    Важным элементом российского экологического законодательства является широкий спектр представляемых государством гарантий, признанных также и в международно-правовых документах. Гарантии соблюдения, например, права человека на благоприятную окружающую среду перечисляются в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и иных специальных нормативных правовых актах. Среди них: система экологического нормирования и стандартизации, разнообразие форм экологического контроля, информационное обеспечение охраны окружающей среды, экономическое регулирование охраны окружающей среды, система экологической экспертизы и иные необходимые мероприятия, гарантирующие каждому человеку достаточно высокий уровень качества окружающей среды. Кроме того, существует достаточно разработанный механизм защиты права человека на благоприятную окружающую среду в судебном и внесудебном порядках. При этом национальный законодатель вправе превысить стандарты правовой защиты права человека на благоприятную окружающую среду, по сравнению с установленными международным договором.

    Наиболее актуальной на современном этапе сотрудничества государств в сфере природопользования и охраны окружающей среды является концепция устойчивого развития. Основы устойчивого развития (программа действия всего мирового сообщества на современном этапе), т. е. экономического развития, социального развития и охраны окружающей среды, поддерживаются и развиваются на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. При этом все чаще проблемы охраны окружающей среды рассматриваются в данном контексте как действительно глобальные и нуждающиеся в долгосрочной перспективе и широком участии в разработке политики, в принятии решений на всех уровнях. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. Формы таковой совместной деятельности могут быть разнообразны – создание специализированных международных организаций, формирование общих доктрин охраны окружающей среды, создание системы единых международных экологических стандартов качества окружающей среды и др. Уровни такого сотрудничества также могут быть различны – научный, правовой, экономический, культурно-воспитательный, санитарно-гигиенический и др. – в их разнообразии и содержится положительный эффект.

    Российская Федерация является непременным участником программы устойчивого развития и решения глобальных экологических проблем. Россия неотделима от происходящих в мире процессов. Констатация и определение методов и способов решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, вызывает повышенный интерес и у российского законодателя.

    В целях развития международного сотрудничества Российской Федерации по сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли предусматриваются следующие основные направления деятельности: сохранение биоразнообразия; охрана озонового слоя; предотвращение антропогенного изменения климата; охрана лесов и лесовосстановление; развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий; обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия; решение межгосударственных экологических проблем (трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона); восстановление экосистемы и видового состава гидробионтов Азовского моря; решение проблем Мирового океана24.

    Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.

    При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач:

    • в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

    • добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

    • ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

    Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:

    • создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

    • разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

    • оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

    • формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

    Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.

    «Важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований будет принадлежать науке»25.

    Экологическая доктрина Российской Федерации26 определяет цели, направления, задачи и принципы проведения единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Устойчивое развитие РФ, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.

    Стратегической целью государственной политики в области экологии являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

    Для реализации этих задач создается эффективный правовой механизм обеспечения природной среды и экологической безопасности; управление охраной окружающей среды и использование природных ресурсов, соответствующих демократическому устройству и рыночной экономике; экономическое регулирование в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на окружающую среду; обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды; научное обеспечение в сфере защиты окружающей среды; экологическое образование и просвещение; международное сотрудничество и др.

    В целом, необходимо признать, что формирование российской экологической доктрины основано на изучении законов природы, признании приоритетности экологических интересов общества перед экономическими, максимально широком вовлечении общественности в процесс принятия экологически значимых решений и иных первоочередных принципах охраны окружающей среды и обеспечения программы устойчивого развития.

    Воздействие правовых систем друг на друга, соотношение международного и национального правопорядков приводят к созданию совершенно новых правовых институтов и методик по их реализации. Сложившаяся в Российской Федерации система эколого-правового регулирования общественных отношений представляет собой систему взаимодействия национальной правовой системы и системы международного права по соответствующей группе вопросов. Российское экологическое право сформировалось как элемент общественного сознания, составная часть мировой и национальной культуры, учитывающий весь комплекс общественных связей в сфере природопользования и охраны окружающей среды на глобальном, региональном и локальном уровнях.

    В обеспечение реализации требований международных соглашений, ратифицированных и одобренных Российской Федерацией была разработана национальная концепция экологической безопасности и предотвращения экологического кризиса.

    Так, например, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Федеральный закон «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

    Указ Президента РФ: «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. провозглашает, что основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.

    Осуществление государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предусматривает реализацию закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а также решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

    Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 г. утверждает, что переход к устойчивому развитию - процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться, потребности людей рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей - совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно. Причем только для относительно ранних этапов могут быть разработаны соответствующие программные и прогнозные документы.

    Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем, но поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры данного этапа, особенно важно строго соблюдать в этот период обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную основу реализации этих мер.

    На следующем этапе должны осуществляться основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.

    В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

    Указанные нормативные правовые акты предусматривают мероприятия по реализации рекомендаций Конвенций ООН 1972 г. (Стокгольм) и 1992 г. (Рио-де-Жанейро), а Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г., определяющая цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период, введена в действие во имя реализации программы устойчивого развития, еще раз одобренной в 2002 г. в Иоганнесбурге.

    Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

    Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на: фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения Российской Федерации; признании важного значения природных систем Российской Федерации для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

    Данный документ учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.

    Соблюдение Российской Федерацией требований международных договоров и соглашений приводит к тому, что во внутреннем экологическом законодательстве появляются многочисленные нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения.

    Так, например, в поддержание рекомендаций Конвенции о биологическом разнообразии были приняты: Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г, Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г., Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995г.27 Постановления Правительства РФ: «О красной книге Российской Федерации» от 19 февраля 1996 г., «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 г., «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения» от 7 декабря 1996 г., «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» от 6 января 1997 г.; Приказы Госкомэкологии России: «Об утверждении Правил ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 4 июля 1997 г., «Об утверждении Положения о порядке ведения Красной книги Российской Федерации» от 3 октября 1997 г. и др.

    Определение понятия и содержания международно-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства представляет собой достаточно интересный предмет для изучения, в первую очередь, потому, что понятие ответственности в международном праве прочно взаимосвязано с нормальным и эффективным функционированием международного права и обеспечением правопорядка. Нормы, касающиеся ответственности в международном праве представляют собой совершенно особый институт.

    Содержание международной ответственности трактуется как наступление тех последствий, которые то или иное международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам международного права в различных случаях, например, последствия деяния в плане возмещения ущерба и ответных санкций.

    Международно-правовую ответственность следует рассматривать как средство правового регулирования международных отношений; обеспечения соблюдения норм международного права; и даже средством восстановления нарушенных международно-правовых отношений.

    Немаловажным, на наш взгляд, является вопрос об основаниях наступления ответственности за нарушение соответствующих природоохранительных норм и причинение экологического ущерба. Нормативным основанием таковой ответственности служат международно-правовые акты, устанавливающие те международно-правовые обязательства, нарушение которых может быть квалифицировано как международное правонарушение. К ним относят международный договор и международный обычай, решения международных судов, решения международных (межправительственных) организаций, являющиеся, согласно уставам, обязательными для государств-членов, а также односторонние международно-правовые акты государств.

    Существует мнение, о том, что под «международной ответственностью за экологические правонарушения понимается наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий»28.

    Во всяком случае, необходимо признать, что экологическая международно-правовая ответственность возникает вследствие нарушения норм, в первую очередь, международного экологического права. При этом следует иметь в виду, что международное экологическое право, как и международное право в целом, не перечисляет деяния, влекущие за собой конкретные меры ответственности.

    Санкция же, являющаяся обязательным и необходимым элементом всякой правовой нормы, для норм международного экологического права, также имеет свои особенности. Помимо элементов наказания, здесь всегда присутствуют компенсационные составляющие. Необходимость для правонарушителя и причинителя экологического вреда, возместить причиненный ущерб в полном объеме – является важнейшей и первоочередной обязанностью нарушителя.

    При этом можно выделить функции международной ответственности за нарушение норм международного экологического права: правовосстановительную и репрессивную. Устранение негативных последствий и восстановление положения является в данном случае не менее, а может быть и более важным, нежели карательные или репрессивные последствия.

    Экологический вред, как элемент международного правонарушения – это ущерб, причиненный защищенным международным правом законным интересам потерпевших от правонарушения государств или интересам всего международного сообщества в случае совершения международных преступлений, выраженный в значительном ухудшении состояния или полном уничтожении природных объектов, причинении вреда или угрозы его наступления для жизни и здоровья людей, нарушении экологической безопасности общества в целом.

    Вред окружающей среде может быть причинен и в том случае, если в действиях причинителя вреда нет вины. Форс-мажор, непредвиденный случай, бедствие, крайняя необходимость, законная оборона – все эти обстоятельства могут исключать противоправность, а, значит, и ответственность, (наличие таковых обстоятельств в каждом случае должно быть установлено).

    Существует также ответственность за экологический ущерб в результате действий, не запрещенных международным правом. Ответственность государств может возникать в связи с деятельностью, не запрещенной международным правом – например, ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. В таковых случаях государства заключают специальные соглашения, в которых регламентируется не столько международно-правовая ответственность государств, сколько гражданская ответственность субъектов внутреннего права, ответственных за соответствующие источники повышенной опасности. Ответственность государства порождается самим фактом причинения материального ущерба. В результате законной деятельности государства могут происходить события, приводящие к нежелаемому и непредвиденному материальному ущербу. Концепция «объективной ответственности», исследующая возможность наступления ответственности за ущерб, наступивший без участия воли субъекта, разрабатывает условия и объем возмещения причиненного ущерба на основе специальных международных соглашений между сторонами. Так, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Перу о сотрудничестве и взаимной помощи в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Лима, 3 июля 2000 г.); Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (Вена, 26 сентября 1986 г.) и др.

    Кроме того, государство обязано предотвратить противоправное поведение частных лиц, причиняющее вред иностранному государству, а также наказать лиц, совершивших такие противоправные деяния

    Что же касается форм международно-правовой ответственности, то они зависят от деления ответственности на материальную и нематериальную. Ресторации, сатисфакции и санкции – традиционно относят к формам нематериальной ответственности, а реституции, субституции и репарации – к формам материальной ответственности. Подразделение ущерба на материальный и нематериальный достаточно разработано в международной практике, когда под действительным материальным ущербом понимается утрата или повреждение имущества, а также произведенные расходы, а под нематериальным ущербом – моральный и политический ущерб, причиненный несоблюдением общего международного права и конвенций. Ущерб может быть причинен и в смешанной форме.

    В любом случае, объем международно-правовой ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды определяется с учетом причиненного вреда, а экологический вред, как правило, к сожалению, всегда бывает достаточно велик. Вред может быть причинен защищенным международным правом законным интересам государств или интересам всего международного сообщества.

    Осуществление международно-правовых санкций направлено на устранение угрозы международному миру и безопасности и поэтому могут выходить за рамки реализации целей получения возмещения и восстановления нарушенных прав. «Точное определение… какие меры могут быть предприняты и практически осуществимы, которые из них должны быть избраны, в каком объеме они должны быть осуществлены и кем применены, - является вопросом компетенции соответствующих политических органов Организации Объединенных Наций, действующих в рамках своих полномочий согласно Уставу»29.

    Международные преступления в области окружающей природной среды, их определение и классификация находятся в стадии разработки и исследования.

    Классическая доктрина международного права, как правило, избегает разделения международных правонарушений на группы или категории в зависимости от характера, степени общественной опасности, не обнаруживая достаточных критериев в нормативном содержании международного публичного права. Ст. 19 проекта Комиссии международного права «Международные преступления и правонарушения» 1991 г. гласит:

    1. «Деяние государства, нарушающее международное обязательство, является международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства.

    2. Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление.

    3. С соблюдением п. 2 и в соответствии с действующими нормами международного права международные преступления могут, в частности, возникать в результате:

      1. тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения международного мира и безопасности, такого, как обязательство, запрещающее агрессию;

      2. тяжкого нарушения международного обязательства, имеющее основополагающее значение для обеспечения права народов на самоопределение, такого, как обязательство, запрещающее установление или сохранение силой колониального господства;

      3. тяжкого и массового нарушения международного обязательства, имеющее основополагающее значение для защиты человеческой личности, таких, как обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид;

      4. тяжкого нарушения международного обязательства, имеющее основополагающее значение для защиты окружающей среды, такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.

    4. Всякое международно-противоправное деяние, которое не составляет международного преступления в соответствии с п. 2, является международным правонарушением.»

    По проекту Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества Комиссии международного права Генеральной Ассамблеи ООН 1991 г. ст. 26. выделяется такой вид преступления, как «Преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде» - виновным может быть признано лицо, которое преднамеренно причиняет ущерб или отдает приказ, вызывающий нанесение обширного, долговременного и серьезного ущерба окружающей среде.

    Также следует выделить Конвенцию о защите окружающей среды средствами уголовного закона (Российская Федерация не ратифицировала эту конвенцию) от 4 ноября 1998 г., предусматривающую виды уголовных преступлений, административных правонарушений, санкции за экологические преступления, меры по восстановлению окружающей среды, сотрудничество властей и иное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

    Обстоятельствами, которые исключают противоправность деяния, рассматриваются как случаи ответных мер в отношении международно-противоправного деяния, форс-мажор и непредвиденный случай, бедствие, крайняя необходимость и законная оборона. Наличие таких обстоятельств в каждом конкретном случае должно быть явно установлено. Деяние государства «не может быть квалифицировано противоправным, поскольку в силу наличия определенного обстоятельства государство в данном случае не было связано международным обязательством, которое предписывало бы ему действовать иным образом»30 определила Комиссия международного права.

    Любое международное правонарушение в сфере природопользования и охраны окружающей среды предусматривает восстановление правонарушителем status quo ante, несение правонарушителем ответственности, применение мирных согласительных средств для восстановления status quo ante и осуществления ответственности, обращение потерпевших субъектов в случае необходимости к принудительным средствам обеспечения ответственности.

    Таким образом, сложившаяся система международно-правового регулирования охраны окружающей среды представляет собой чрезвычайно важный элемент мирового экологического правопорядка, предусматривающего не только предотвращение глобальных экологических катастроф и ликвидацию последствий чрезвычайных экологических ситуаций, но и реализацию программы устойчивого развития во имя соблюдения экологических прав человека, а также внедрение целого ряда важнейших правовых институтов, обеспечивающих сохранение и восстановление окружающей природной среды на планете Земля.