§ 3. Лимиты в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет лимиты на использование природоохранных ресурсов как установление предприятиям природопользователям на определенный срок объема предельного использования (изъятия) природных ресурсов.
Даже если речь идет о возобновляемых природных ресурсах (лес, животный мир), бесконтрольное их использование неотвратимо приведет к истощению. Что же говорить тогда об углеводородах, относящихся к невозобновляемым природным ресурсам, запасы которых неуклонно уменьшаются. Установление лимитов позволяет осуществить доступ к использованию природных ресурсов большему числу потребителей и учесть при этом интересы большинства.
Вопросы правового регулирования разработки и установления лимитов использования природных ресурсов закреплены в отраслевых природоресурсовых актах. Например, ст. 33 Земельный Кодекс РФ6 определяет предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам. Ст. 12 Закона «О недрах»7 предусматривает, что в лицензии на право пользования недрами должен быть определен согласованный уровень добычи минерального сырья. ФЗ «О животном мире»8 в ст. 35 устанавливает, что пользование животным миром осуществляется с соблюдением лимитов, устанавливаемых федеральным и региональным законодательством.
Лимиты на негативное воздействие на окружающую среду. Их определение дается в ст. 1 ФЗ «Об охране»: лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды; В некоторых нормативных актах они называются временно-согласованными нормативами (ВСН). Впервые ВСН были введены Законом СССР «Об охране атмосферного воздуха» 1980 г., где предусматривалось право специально уполномоченных органов устанавливать ВСН для тех предпринимателей, которые не в состоянии выполнить нормативы ПДВ (предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов) на момент введения закона. Одновременно они должны были разработать планы снижения выбросов по этапам до достижения нормативов ПДВ. В итоге это привело к тому, что основная масса предприятий стала работать в пределах лимитов или ВСН, которые устанавливались им по фактическим выбросам. Поэтому Закон 1991 года «Об охране окружающей природной среды» решил отказаться от этого вида нормативов, но уже 3 августа 1992 г. Постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»9 они вновь были введены, что прямо противоречило Закону 1991 г.
- Умк Экологическое право
- Тема1:Экологический контроль
- Тема 2. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
- Тема 3. Экологические требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- Тема 4. Экологическое лицензирование и экологическая сертификация
- Тема 5. Экологические права и обязанности граждан и общественных объединений.
- § 1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 3. Лимиты в сфере природопользования и охраны окружающей среды
- § 4. Платность природопользования
- § 5. Экономическое стимулирование в сфере охраны окружающей среды
- § 6. Экологическое страхование
- § 7. Экологический аудит
- Тема 7. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и экологическая экспертиза. § 1. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду
- § 2. Экологическая экспертиза
- Тема 8. Право собственности на природные ресурсы и правовые основы природопользования.
- Тема 10. Нормы экологического права и экологические правоотношения
- Тема 12. Правовой режим использования и охраны отдельных территорий
- § 1. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов
- § 2. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия
- § 3. Особо охраняемые природные территории (оопт)
- Тема 13. Правовая охрана природных объектов
- Тема 14. Правовые формы использования природных ресурсов.
- Тема 15. Право граждан на информацию
- Тема 16. Правовое регулирование охраны окружающей природной среды в зарубежных странах
- § 1. Объект охраны в законодательстве зарубежных стран об охране окружающей среды: общая характеристика
- § 2. Конституционные основы охраны окружающей среды в зарубежных странах: общая характеристика
- § 3. Общая характеристика исследований правового регулирования охраны окружающей среды в зарубежных странах
- § 4. Некоторые особенности правового регулирования охраны окружающей среды в отдельных зарубежных странах
- 4.1. Австралия
- 4.3. Франция
- 4.5. Польша
- 4.6. Другие страны Европы (Хорватия, Венгрия)
- 4.7. Европейский Союз