4.1. Австралия
Общая характеристика правового регулирования охраны окружающей среды в Австралии рассмотрена в учебнике «Экологическое право: учебник» / под ред. д.ю.н., проф. Ю. Е. Винокурова. История и практика применения экологического законодательства Австралии рассмотрена также в монографии Джиффорд Д. Дж., Джиффорд К. Х. «Правовая система Австралии».11
В названном учебном пособии под редакцией Ю.Е. Винокурова указывается, что в Австралии по вопросам охраны окружающей среды приняты как союзные законы (об экологической экспертизе, об охране природы и др.), так и законы штатов (о сохранении флоры и фауны, об охране культурных и природных богатств, о применении пестицидов, об отходах и др.). За соблюдением законодательства осуществляют контроль союзные органы (Министерство гуманитарных наук, исторических ценностей и окружающей среды, Служба национальных парков и живой природы, Автралийская комиссия по историческим ценностям и др.), а также комитеты, управления, комиссии, созданные в штатах. Кроме того, созданы специализированные организации, которые проводят исследования состояния окружающей среды (Организация промышленным исследованиям, Австралийский институт науки о море и др.), а также консультативные органы (Консультативный комитет по национальной политики Австралии в области охраны природы, Австралийский консультативный совет по контролю ионизирующей радиации).12
В книге Джиффорда Д. Дж., Джиффорда К. Х. рассмотрены исторические предпосылки развития правового регулирования охраны окружающей среды, особенности использования механизмов общего права (особенно интересны примеры судебной практики) и законодательный контроль за качеством окружающей среды в Австралии в конце ХХ века. В первую очередь уделяется внимание защите от загрязнений атмосферного воздуха, пляжей, водных объектов (моря, озер, рек), а также берегов рек и других водоемов, а также «шумовому загрязнению» и «визуальному загрязнению». Под «визуальным загрязнением» понимается изменение красивого вида из окна на море или пейзаж в результате строительства.13 Исследование практики применения общего права при защите от такого рода загрязнений может быть интересен.
Представляет интерес особенности и практика защиты в суде Австралии от загрязнений окружающей среды, основанная на законодательстве о ньюснс (nuisance)14 – “зловредность” (См. Джиффорд Д. Дж., Джиффорд К. Х. «Правовая система Австралии». стр. 229-234). Любое ухудшение состояния окружающей среды (загрязнение водоема, «шумовое загрязнение», «визуальное загрязнение», распространение неприятных запахов (зловония) и т. п.) дает право собственнику предъявить требование о «зловредности» и получить судебный запретительный приказ об устранении такой «зловредности». При этом, «зловредность» может быть как частной, так и публичной, в зависимости от круга лиц, которым причиняются различного рода неудобства.
Развитие законодательства Австралии об охране окружающей природной среды (законодательного контроля за качеством окружающей среды), по мнению авторов, способствовало невозможность получения защиты для особо охраняемых объектов (заповедников), а также редких и исчезающих животных, птиц, растений с помощью институтов общего права, в частности законодательство о ньюсенс.
4.2. ФРГ
Правовое регулирование охраны окружающей среды в ФРГ подробно рассмотрено в учебном пособии Дубовик О. Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. «Экологическое право. Учебник» (См. стр. 618-740.) В названном учебном пособии рассмотрены общая и особенная части экологического права ФРГ, при этом использованы законодательство, судебная практика, научные исследования.
Авторы названного учебного пособия выделяют следующие особенности экологического права ФРГ:
-
В Основном законе Федерации (далее Конституция ФРГ) закреплена конкурентная законодательная компетенция Федерации и Земель в сфере охраны окружающей среды;
-
В Конституции ФРГ закреплена в качестве государственной цели охрана окружающей среды в интересах будущих поколений. Это обязанность государства с рамках конституционного строя;
-
Право ФРГ рассматривает подземные воды не как часть земельного участка, а как «ресурс, который управляется уполномоченными органами в соответствии с требованиями общественного блага»;
-
К источникам экологического права помимо законов, постановлений, актов управления, относятся и нормы частных объединений – технические нормы. Такими нормами устанавливаются методы анализа вредных веществ в окружающей среде, такими нормами устанавливаются «общепризнанные правила техники», на основании таких норм определяются современное состояние техники, с помощью таких норм обеспечивается реализация принципа наилучшей доступной техники.15 Такие нормы вырабатываются с привлечением общественности и специалистов;
-
Управление в сфере охраны окружающей среды в ФРГ осуществляется на федеральном уровне и на уровне Земель. К федеральным органам относятся: федеральное министерство по охране окружающей среды, природы и радиационной безопасности, а также Экологическая федеральная служба, Федеральная служба защиты природы, Федеральная служба по защите от радиационного воздействия, Институт Роберта Коха (генно-инженерно-модифицированные организмы), и др. На уровне Земель созданы экологические министерства как высший орган управления, службы;
-
В ФРГ принят специальный Закон об экологической ответственности, которым:
-
вводится презумпция причинения вреда, что облегчает доказывание причинной связи вреда и объекта, с помощью которого причинен вред;
-
предусмотрена максимальная сумма ответственности за причинение смерти, причинение вреда здоровью, а также максимальная сумма за повреждение имущества;
Закон о пространственном планировании, Строительный кодекс, Закон о водохозяйствовании предусматривают различные виды экологического планирования, при котором выделяются водоохранные зоны, иные охранные зоны для территорий, на которых имеют место вредные воздействия на атмосферный воздух, повышенный уровень шума. Федеральный закон об охране природы предусматривает выделение охраняемых зон в соответствии с ландшафтным планированием.
Правовыми формами экологического планирования могут быть названы водохозяйственные планы, планы по очистке воздуха и уменьшению шума, ландшафтные планы.
-
Общественность принимает участие в планировании, разрешительных процедурах, а также в правотворчестве.
В статье Гиряевой В. Н. «Экологические платежи Германии» (см. Экологическое право, 2002, № 5, С. 45-57) рассматриваются различные взгляды немецких ученых на понятие «экологический платеж», различные группы экологических платежей в Германии, выделяются основные признаки платежей как экологических – фактическое управляющее воздействие и мотивационный характер платежей для экологически релевантного поведения. К экологическим платежам в Германии, автор относит платежи:
-
за забор воды;
-
за сброс сточных вод;
-
за удаление отходов;
-
налог на электрический ток,
-
налог на минеральные масла,
-
налог на транспортные средства.
В статье Гиряева В. Н. «Реформирование и совершенствование водного права и охрана вод в Германии» (см. «Экологическое право», 2005, № 5, С. 33-40) рассматриваются особенности правового регулирования использования вод в Германии с учетом законодательства ЕС и проект закона «О превентивной защите от наводнений».
Институты «страхования от ответственности за причинение вреда предприятиями» и «страхование от ответственности за причинение вреда окружающей среде» в Германии рассмотрен в статье Бажайкина А. Л. «Страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде в Федеративной Республике Германия (Umwelthaftpflichtversicherung)” (см. Экологическое право, 2004, № 5, С. 47-53). Как отмечает автор, основой правового регулирования данных правоотношений являются Гражданский кодекс ФРГ, Законы об ответственности за загрязнение окружающей среды и о порядке сохранения водного баланса (режима). Ответственность страхователя распространятся на воздух, почву, водные ресурсы.
«Страхование от ответственности за причинение вреда предприятиями» в Германии является обязательным и представляет собой аналог российскому обязательному страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.
«Страхование от ответственности за причинение вреда окружающей среде» в Германии является добровольным и не широко распространено.
- Умк Экологическое право
- Тема1:Экологический контроль
- Тема 2. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
- Тема 3. Экологические требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
- Тема 4. Экологическое лицензирование и экологическая сертификация
- Тема 5. Экологические права и обязанности граждан и общественных объединений.
- § 1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 3. Лимиты в сфере природопользования и охраны окружающей среды
- § 4. Платность природопользования
- § 5. Экономическое стимулирование в сфере охраны окружающей среды
- § 6. Экологическое страхование
- § 7. Экологический аудит
- Тема 7. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и экологическая экспертиза. § 1. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду
- § 2. Экологическая экспертиза
- Тема 8. Право собственности на природные ресурсы и правовые основы природопользования.
- Тема 10. Нормы экологического права и экологические правоотношения
- Тема 12. Правовой режим использования и охраны отдельных территорий
- § 1. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов
- § 2. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия
- § 3. Особо охраняемые природные территории (оопт)
- Тема 13. Правовая охрана природных объектов
- Тема 14. Правовые формы использования природных ресурсов.
- Тема 15. Право граждан на информацию
- Тема 16. Правовое регулирование охраны окружающей природной среды в зарубежных странах
- § 1. Объект охраны в законодательстве зарубежных стран об охране окружающей среды: общая характеристика
- § 2. Конституционные основы охраны окружающей среды в зарубежных странах: общая характеристика
- § 3. Общая характеристика исследований правового регулирования охраны окружающей среды в зарубежных странах
- § 4. Некоторые особенности правового регулирования охраны окружающей среды в отдельных зарубежных странах
- 4.1. Австралия
- 4.3. Франция
- 4.5. Польша
- 4.6. Другие страны Европы (Хорватия, Венгрия)
- 4.7. Европейский Союз