logo search
экология

Технологии[править | править исходный текст]

Традиционно в системе управления отходами редко используют новые технологии, например, такие как технология радиочастотной идентификации (RFID),GPS, различные компьютерные программы по автоматическому сбору данных и их обработке.

Малоотходная технология- промежуточная ступень перед созданиембезотходной технологии, подразумевающая приближение технологического процесса к замкнутому циклу. При малоотходной технологии вредное воздействие на окружающую среду не превышает уровня, допустимого санитарными органами. Часть сырья всё же превращается в отходы и подвергается длительному хранению или захоронению. Оценить степень приближения к безотходной технологии можно с помощьюматериального индекса производства

Безотходная технология - технология, подразумевающая наиболее рациональное использование природных ресурсов и энергии в производстве, обеспечивающее защиту окружающей среды.

Безотходная технология - принцип организации производства вообще, подразумевающий использование сырья и энергии в замкнутом цикле. Замкнутый цикл означает цепочку первичное сырьё - производство - потребление - вторичное сырьё.

Концепция ресурсовозобновляющих технологий впервые была предложена еще в 60-х гг. Планируется создать экозащитные системы нового поколения – многопрофильные комбинаты (“Экополигон”), способные совме­стно перерабатывать все виды антропогенных отходов данного города и региона. При этом более 80% отходов превращаются во вторичные ресурсы и биосферные вещества, восстанавлива­ется качество окружающей природной среды путем санирова­ния (оздоровления) старых свалок и других мер.

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти  в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и органы исполнительной власти субъектов РФ.

 

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя:

         контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований в области обращения с отходами;

         контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;

         контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;

         абзац исключен. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ;

         контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;

         контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;

         контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

         контроль за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах;

         выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;

         привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

 

Проведение проверки органов местного самоуправления, коммунальных служб :

 

         организация порядка обращения с отходами на подведомственных территориях поселковых, сельских, городских, районных администраций;

         порядок сбора отходов и соблюдение норм и правил по обращению с отходами. Организация раздельного сбора отходов по видам, обеспеченность площадками и контейнерами или другими емкостями для раздельного размещения отходов, пунктов приема вторичных ресурсов от населения;

         наличие разработанной программы или мероприятий по обращению с отходами и ее выполнение;

         наличие объектов размещения отходов на подведомственной территории;

         наличие разрешений на размещение, захоронение отходов, выданного ДПР;

         наличие лицензии на осуществление природоохранной деятельности в части обращения с отходами;

         наличие фактов несанкционированного размещения отходов, принятые меры по их ликвидации.

 

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

 

         наличие разрешения (лицензии) на размещение, захоронение отходов и условия его действия. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Утвержденные нормативы образования отходов и лимитов размещения, суммарный объем (масса) образования отходов (т/год, шт/год, куб.м/год);

         токсичные отходы 1,2,3,4 классов опасности, нетоксичные отходы (наименование и количество);

         отходы, перерабатываемые на собственном объекте наименование отходов, количество, методы переработки);

         отходы, переданные другим объектам на переработку;

         отходы, полученные от других объектов;

         отходы, переданные на хранение, переработку, размещение на другие объекты(в собственные хранилища, на общегородские полигоны и т.п.);

         наличие паспорта отходов, характеристика отходов, инструментальные анализы. Перечень источников образования отходов, условия сбора и хранения, заключение о невозможности и нецелесообразности обезвреживания, утилизация отходов, перспективы их использования;

         ведение учета, предоставление отчетности по обращению с отходами. Сроки и достоверность представления экологической информации, декларируемых видов отходов инспектируемого объекта (инвентаризация отходов, Госстатотчет 2-ТП);

         порядок осуществления производственного экологического контроля за обращением с отходами;

         наличие ситуационной схемы расположения структурных подразделений, мест временного и постоянного хранения отходов, объектов размещения отходов (полигонов, хранилищ, накопителей, отвалов, принадлежащих предприятию). Расчет предельного количества хранения отходов на предприятии. График вывоза отходов;

         Наличие объектов размещения отходов, производств, технологий, установок по переработке, обезвреживанию и уничтожению отходов, строительства, реконструкции, консервации, ликвидации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов. Материалы земельного отвода. Проекты. Заключение государственной экологической экспертизы;

         наличие лицензии на осуществление природоохранной деятельности в части обращения с отходами;

         наличие документов на транспортирование опасных отходов, транспорта по перевозке отходов, санитарных паспортов на транспорт. Способы обработки транспорта (мойки), место ее проведения, наличие лицензии на перевозку отходов у транспортной организации;

         наличие разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

         плановые мероприятия по снижению объемов образования отходов и степени их опасности, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья и достижению лимитов размещения отходов;

         мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами. Журнал регистрации возникновения аварийных ситуаций. Действия в аварийных ситуациях, схема предоставления экологической информации в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами;

         правила (инструкции) экологической безопасности при обращении с отходами, техники безопасности, пожарной безопасности при сборе, транспортировке и хранении отходов и т.п.

 

 

Производственный контроль в области обращения с отходами

 

         Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

         Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

 

Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

Государственный кадастр отходов и паспортизация опасных отходов

 

         Министерство природных ресурсов ведет кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различного типа. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны в установленный срок предоставлять информацию в МПР, включающую сведения о происхождении, количестве, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах их размещения, технологиях  использования и обезвреживания отходов.

 

         Организация и ведение государственного кадастра бытовых отходов осуществляется МПР совместно с Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.