Технологии[править | править исходный текст]
Традиционно в системе управления отходами редко используют новые технологии, например, такие как технология радиочастотной идентификации (RFID),GPS, различные компьютерные программы по автоматическому сбору данных и их обработке.
В настоящее время технологии типа RFIDиспользуются для сбора информации по вывозумусораиз контейнеров на тротуарах города. Данные необходимы для разработки нового типа контейнеров для перерабатываемыхотходови пр.
Преимущества использования системы GPSочевидны при оценке эффективности вывоза уже рассортированного по контейнераммусора, производящегося по договоренности сослужбой уборки мусора.
Специальные компьютерные программы используются при получении информации, необходимой для оптимизации процесса сбора мусора.
Рециклинг– это возврат в промышленное производство многих материалов, которые содержатся в отходах промышленности, строительства и бытовой сферы. В мире ежегодно перерабатывается более 600 миллионов тонн отходов, треть из которых постоянно уходит на экспорт, а около 40 процентов сырья, используемого мировой промышленностью – вторичные ресурсы. Оборот перерабатывающего сектора в мире превышает 160 миллиардов долларов, а в научные исследования в этом направлении частными компания ми инвестируется более 20 миллиардов долларов. В Европе переработкой и повторным использованием отходов начали активно заниматься еще в 90 годах, и сегодня имеют мощную перерабатывающую индустрию, которая активно развивается. Экономическим стимулом развития является то, что использование вторичного сырья позволяет увеличить эффективность вложений, чем применение первичных ресурсов. Переработка и повторное использование отходов позволяет существенно снизить загрязнение вод и выбросы различных вредных веществ в атмосферу. Вторичной переработке чаще всего подвергаются цветные и черные металлы, твердые бытовые отходы, старые автомобили, отходы предприятий металлургии, а также строительные отходы и мусор. В сложных условиях кризиса особую важность приобретает повторная переработка отходов, становясь источником недорогих стройматериалов. Современные модели оборудования, а также новые эффективные технологии позволяют повторно пускать в промышленный оборот поврежденные или некондиционные железобетонные и бетонные конструкции, арматурную сталь и битый кирпич. Спрос на вторичный щебень остается постоянно высоким, особенно на фракции 0-150 и 0-200, так как цена на такой материал значительно ниже. Для производства более мелких фракций необходима двойная переработка и грохочение. Рециклинг постоянно используют собственники сооружений и зданий, которые подлежат сносу или реконструкции. При вывозе отходов, образуемых при разборке объектов, на свалку с предприятий взимается платеж за негативное воздействие на среду. Поэтому намного выгоднее воспользоваться услугами фирмы, занимающейся повторной переработкой и утилизацией отходов и получить при этом новое сырье, которое можно использовать на этом же объекте. Помимо экономических преимуществ, повторное использование отходов значительно уменьшает негативное воздействие отходов на окружающую среду.
Постановлением Правительства России от 22 июля 1992 г. № 55 утвержден порядок инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории России. Местами и объектами, подлежащими инвентаризации, являются любые предприятия, объединения, учреждения, войсковые части независимо от подчиненности и форм собственности, а также участки территорий (акваторий), на которых осуществляется (или осуществлялась ранее) любая деятельность с использованием радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения. По итогам проверок инвентаризации будет создан Государственный регистр мест захоронения РАО.[ ...]
Контроль за хранением и использованием радиоактивных материалов был возложен на Госкомсанэпиднадзор и Госатомнадзор России. При этом разрешение на хранение и использование радиоактивных материалов предприятиями, учреждениями, организациями выдается Госатомнадзором.[ ...]
Захоронение отходов использованных радиоактивных материалов производится по разрешению органов Госкомэкологии России и Сан-эпиднадзора России (ныне функции Госкомэкологии переданы Министерству природных ресурсов).[ ...]
В настоящее время при непосредственном участии Вооруженных Сил создается Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории страны, в функции которой будут входить (А.С. Родионов, 1995 г.): определение площадей, уровней и масштабов загрязнений; прогнозирование изменения радиационной обстановки; обеспечение хозяйственных органов, органов власти, а также структур военного руководства оперативной и обобщенной информацией о состоянии окружающей среды; выработка рекомендаций и предложений по обеспечению безопасности населения, защиты окружающей среды, устойчивого функционирования промышленности и сельского хозяйства.[ ...]
Система должна состоять из объектовых автоматизированных систем опасных радиационных и химических объектов. Их функционирование предполагается замкнуть на соответствующие контрольные органы министерств, ведомств, местных и центральных органов власти, а также на районные, областные, республиканские информационно-уп-равляющие центры и, наконец, Государственный информационно-уп-равляющий центр.[ ...]
Информация о превышении фоновых значений уровня радиации или аварийных ситуациях от датчиков, расположенных на территории опасных радиационных или химических объектов и поставленных под наблюдение, по каналам связи передается на ЦПУ войск радиационной, химической и биологической защиты. На основании этого производится прогнозирование и оценка последствий радиационных (химических) инцидентов. После обработки информации она передается в Госцентр, другие министерства и ведомства для принятия решения.[ ...]
Малоотходная технология- промежуточная ступень перед созданиембезотходной технологии, подразумевающая приближение технологического процесса к замкнутому циклу. При малоотходной технологии вредное воздействие на окружающую среду не превышает уровня, допустимого санитарными органами. Часть сырья всё же превращается в отходы и подвергается длительному хранению или захоронению. Оценить степень приближения к безотходной технологии можно с помощьюматериального индекса производства
Безотходная технология - технология, подразумевающая наиболее рациональное использование природных ресурсов и энергии в производстве, обеспечивающее защиту окружающей среды.
Безотходная технология - принцип организации производства вообще, подразумевающий использование сырья и энергии в замкнутом цикле. Замкнутый цикл означает цепочку первичное сырьё - производство - потребление - вторичное сырьё.
Концепция ресурсовозобновляющих технологий впервые была предложена еще в 60-х гг. Планируется создать экозащитные системы нового поколения – многопрофильные комбинаты (“Экополигон”), способные совместно перерабатывать все виды антропогенных отходов данного города и региона. При этом более 80% отходов превращаются во вторичные ресурсы и биосферные вещества, восстанавливается качество окружающей природной среды путем санирования (оздоровления) старых свалок и других мер.
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя:
контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований в области обращения с отходами;
контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;
абзац исключен. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ;
контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;
контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
контроль за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах;
выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;
привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Проведение проверки органов местного самоуправления, коммунальных служб :
организация порядка обращения с отходами на подведомственных территориях поселковых, сельских, городских, районных администраций;
порядок сбора отходов и соблюдение норм и правил по обращению с отходами. Организация раздельного сбора отходов по видам, обеспеченность площадками и контейнерами или другими емкостями для раздельного размещения отходов, пунктов приема вторичных ресурсов от населения;
наличие разработанной программы или мероприятий по обращению с отходами и ее выполнение;
наличие объектов размещения отходов на подведомственной территории;
наличие разрешений на размещение, захоронение отходов, выданного ДПР;
наличие лицензии на осуществление природоохранной деятельности в части обращения с отходами;
наличие фактов несанкционированного размещения отходов, принятые меры по их ликвидации.
Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
наличие разрешения (лицензии) на размещение, захоронение отходов и условия его действия. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Утвержденные нормативы образования отходов и лимитов размещения, суммарный объем (масса) образования отходов (т/год, шт/год, куб.м/год);
токсичные отходы 1,2,3,4 классов опасности, нетоксичные отходы (наименование и количество);
отходы, перерабатываемые на собственном объекте наименование отходов, количество, методы переработки);
отходы, переданные другим объектам на переработку;
отходы, полученные от других объектов;
отходы, переданные на хранение, переработку, размещение на другие объекты(в собственные хранилища, на общегородские полигоны и т.п.);
наличие паспорта отходов, характеристика отходов, инструментальные анализы. Перечень источников образования отходов, условия сбора и хранения, заключение о невозможности и нецелесообразности обезвреживания, утилизация отходов, перспективы их использования;
ведение учета, предоставление отчетности по обращению с отходами. Сроки и достоверность представления экологической информации, декларируемых видов отходов инспектируемого объекта (инвентаризация отходов, Госстатотчет 2-ТП);
порядок осуществления производственного экологического контроля за обращением с отходами;
наличие ситуационной схемы расположения структурных подразделений, мест временного и постоянного хранения отходов, объектов размещения отходов (полигонов, хранилищ, накопителей, отвалов, принадлежащих предприятию). Расчет предельного количества хранения отходов на предприятии. График вывоза отходов;
Наличие объектов размещения отходов, производств, технологий, установок по переработке, обезвреживанию и уничтожению отходов, строительства, реконструкции, консервации, ликвидации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов. Материалы земельного отвода. Проекты. Заключение государственной экологической экспертизы;
наличие лицензии на осуществление природоохранной деятельности в части обращения с отходами;
наличие документов на транспортирование опасных отходов, транспорта по перевозке отходов, санитарных паспортов на транспорт. Способы обработки транспорта (мойки), место ее проведения, наличие лицензии на перевозку отходов у транспортной организации;
наличие разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;
плановые мероприятия по снижению объемов образования отходов и степени их опасности, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья и достижению лимитов размещения отходов;
мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами. Журнал регистрации возникновения аварийных ситуаций. Действия в аварийных ситуациях, схема предоставления экологической информации в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами;
правила (инструкции) экологической безопасности при обращении с отходами, техники безопасности, пожарной безопасности при сборе, транспортировке и хранении отходов и т.п.
Производственный контроль в области обращения с отходами
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Государственный кадастр отходов и паспортизация опасных отходов
Министерство природных ресурсов ведет кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различного типа. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны в установленный срок предоставлять информацию в МПР, включающую сведения о происхождении, количестве, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах их размещения, технологиях использования и обезвреживания отходов.
Организация и ведение государственного кадастра бытовых отходов осуществляется МПР совместно с Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
- Тема 3.Вопрос 3.2
- 1.4. Абиотические факторы водной среды
- Тема 5 Экологические группы гидробионтов5.1Планктон 5.2Нектон 5.3Плейстон и нейстон 5.4 Бентос и перифитон
- Тема 5. Вопрос 5.4
- Оценка экологического риска
- Этапы оценки риска
- Зоны экологического риска и зоны чрезвычайной экологической ситуации
- Тема 6 Вопрос 6.6 Методы очистки и обезвреживания промышленных газообразных выбросов
- Снижение выбросов в атмосферу
- Сухие методы очистки газов
- 1. Очистка под действием центробежных сил (циклон)
- 2. Фильтрация.
- 3. Туманоуловители.
- 4. Электрофильтрация.
- Методы мокрой очистки газов
- Тема 7 вопрос 7.7
- Тема 8 вопрос 8.3
- Классификация отходов[править | править исходный текст]
- Отходы производства[править | править исходный текст]
- Отходы потребления[править | править исходный текст]
- Законодательные акты[править | править исходный текст]
- Основная законодательная и нормативно-методическая документация в области обращения с опасными отходами
- Утилизация отходов[править | править исходный текст] Свалки[править | править исходный текст]
- Сжигание[править | править исходный текст]
- Переработка отходов[править | править исходный текст]
- Биологическая переработка отходов[править | править исходный текст]
- Получение электроэнергии[править | править исходный текст]
- Предотвращение накопления отходов[править | править исходный текст]
- Сбор и транспортировка отходов[править | править исходный текст]
- Технологии[править | править исходный текст]
- Тема 9 вопрос 9.7