Сущность и основные показатели экономической эффективности природоохранных затрат
Экономическая эффективность природоохранной деятельности означает ее результативность, то есть соотношение между результатами и обеспечившими их затратами на природоохранные мероприятия. Оценка экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды необходима для наиболее рационального использования ограниченных материальных и финансовых ресурсов предприятия. Она служит:
для оценки уже полученных выгод (или невыгод);
для выбора наиболее целесообразного варианта природоохранного проекта;
для определения объема затрат, необходимых для достижения оптимальных эколого-экономических результатов.
В нашей стране в недавнем прошлом для определения экономической эффективности капитальных затрат, в том числе и природоохранного назначения, использовалась методика, предложенная академиком Т.С.Хачатуровым, в соответствии с которой эффективность определялась, как соотношение годового эффекта от проведенного мероприятия (Эг) за вычетом текущих затрат (С) к величине капитальных вложений (К):
Эк=(Эг – С)/К (13.2)
Полученный при этом коэффициент эффективности (Эк) сравнивался с нормативным коэффициентом эффективности капитальных вложений Ен. Рассматриваемое направление использования капитальных затрат считалось эффективным, если расчетный коэффициент эффективности Эк удовлетворял условию: Эк > Ен. Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений устанавливался как величина, обратная сроку их окупаемости (Т): Ен = 1/Т. При среднем сроке оку-паемости по народному хозяйству, равном 8,3 года, норматив эффективности капитальных затрат Ен был равен 0,12.
В рыночной экономике экономическую эффективность затрат определяют как соотношение затрат и результатов (выгод). Данный подход получил название анализ «затраты–выгоды». Формализовав ее применительно к инвестициям в основной капитал природоохранного назначения, мы получим выражение, аналогичное приведенному выше:
Эз = Р/З (13.3)
где Эз — экономическая эффективность годовых природоохранных затрат; Р — полный годовой эффект (результат); З — затраты, определившие эффект.
Экономический эффект Р, или результат природоохранных затрат, проявляется в предотвращении экономического ущерба от техногенного воздействия предприятия на окружающую среду и получении дополнительного дохода в результате улучшения производственной деятельности предприятий в условиях более благоприятной экологической обстановки. В виде формулы это можно выразить следующим образом:
Р= П+∆Д (13.4)
где П — величина годового предотвращенного экономического ущерба от загрязнения среды; ∆Д — годовой прирост дохода от улучшения производственных результатов.
Величина годового предотвращенного экономического ущерба от загрязнения среды определяется по формуле:
П = У1 - У2 (13.5)
где У1, У2 — величины ущерба до проведения природоохранного мероприятия и остаточного ущерба после осуществления мероприятия соответственно.
Годовой прирост дохода ∆Д от улучшения производственных результатов может быть определен следующим образом:
∆ (13.6)
где gi, gj – количество продукции i-, j-го видов, получаемых соответственно до и после осуществления оцениваемого мероприятия; zi, zj —оценка единицы i-, j-й продукции.
Общим правилом для нормального экономического решения является превышение выгоды над затратами, то есть соблюдение условия: (Р–З) >0, или Р/З >1. Однако экологические мероприятия редко приносят быстрый экологический результат, поэтому для определения экономической эффективности экологических затрат целесообразно использование коэффициента дисконтирования для корректного сравнения современных затрат и будущих выгод. В качестве коэффициента дисконтирования для приведения «будущих денег» к сегодняшнему моменту в современных расчетах принимается ставка банковского (ссудного) процента. Ставки дисконта, используемые международными организациями и многими банками, сейчас составляют 8–12%. Дисконтирование позволяет привести будущие результаты и затраты к современной стоимости по формулам 13.7 и 13.8:
R = Рt/(1+r)t (13.7)
Z = Зt/(1+r)t (13.8)
где R и Z – соответственно результат (эффект) и затраты с учетом фактора времени; Рt - результат (эффект, выгода) t-го года; Зt – затраты t-го года; r – коэффициент дисконтирования.
С учетом фактора времени формула соотношения выгоды/затраты для определения экономической эффективности природоохранных издержек, приобретет следующий вид:
(13.9)
где Эзt – экономическая эффективность с учетом фактора времени; t – время реализации природоохранного проекта.
При разработке долгосрочных природоохранных проектов, программ по охране окружающей среды, выборе варианта внедрения новой техники или технологии, направленной на экологизацию производства, может использоваться отечественная методика определения приведенных затрат, или сравнительной экономической эффективности природоохранных издержек. Ее аналогом в рыночной экономике в какой-то степени является подход затраты – эффективность. В этом случае стоит задача не определить эффект, выгоды от реализации мероприятия для последующего сопоставления с затратами, а найти такой вариант развития, который бы обошелся минимальными затратами для достижения поставленной цели, то есть предпочтение должно отдаваться варианту с наименьшей величиной совокупных текущих расходов и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности с помощью коэффициента дисконтирования:
С + r К min (13.10)
Такой подход удобен в том случае, когда определить экономические выгоды/эффекты от реализации природоохранного проекта сложно, однако для общества этот проект очень важен.
При расчетах сравнительной эффективности затрат в охрану природы корректным является сопоставление вариантов только с приблизительно равными экономическими результатами. Поскольку экономический результат природоохранных мероприятий выражается в сокращении или предотвращении социального и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, сравниваемые варианты должны быть тождественны по степени снижения уровня загрязнения природного ресурса, видам и величине предотвращенных потерь.
- Часть 2
- Тема 4. Природоохранные затраты общества и их экономическое обоснование 75
- Тема 5. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода 108
- Тема 6. Глобальные и региональные экологические проблемы. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности 141
- Часть 2 190
- Лекция 9. Наблюдение, учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды. Основы экологического нормирования
- Сущность и задачи мониторинга окружающей среды
- Учет и анализ природоохранной деятельности
- Основы экологического нормирования
- Экологический аудит
- Экологическая экспертиза и контроль
- Лекция 10. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования
- Экономический механизм природопользования как совокупность форм и методов экономического стимулирования
- Особенности платного природопользования в Беларуси
- Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности
- Совершенствование производственных и макроэкономических показателей с учетом экологических требований
- Лекция 11. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды
- Формирование системы финансирования природоохранных мероприятий
- Целевые фонды охраны природы
- Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности
- Экологическое страхование
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Природоохранные затраты общества и их экономическое обоснование Лекция 12. Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на природную среду
- Понятие, содержание и виды ущерба от загрязнения и истощения окружающей среды
- Социальный и совокупный предотвращенный ущерб
- Лекция 13. Природоохранные затраты и их экономическое обоснование
- Анализ природоохранных затрат
- Проблема интернализации экстернальных экологических издержек
- Инвестирование природоохранной деятельности в Беларуси
- Сущность и основные показатели экономической эффективности природоохранных затрат
- Понятие социальной эффективности экологических затрат и социального эффекта средозащитных мероприятий
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода Лекция 14. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода
- Экологические приоритеты и цели в новых экономических условиях
- Совершенствование налогового и ценового регулирования экологической сферы
- Формирование рыночных институтов экологической сферы
- Свободное предпринимательство и развитие рынка экологических услуг и работ
- Контрольные вопросы
- Глобальные экологические проблемы
- Региональные экологические проблемы
- Место, занимаемое экономическими регионами бывшего ссср по степени загрязнения и деградации природной среды*
- Экологические проблемы Республики Беларусь
- Международное экологическое сотрудничество
- Экологическая деятельность оон и ее специализированных органов
- Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве
- Контрольные вопросы
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Экология и экономика природопользования
- Курс лекций
- В двух частях
- Часть 2
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.