Конституционные основы экологического права.
При анализе Конституции России как источника права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, и непосредственно экологические.
К общим относится норма, сформулированная в ст. 1: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство...». Характеристика РФ как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют принципы права, а не мотивы политической или иной целесообразности. Один из наиболее существенных признаков правового государства тот, что власть связана правом, что право превыше власти. Не случайно в некоторых странах вместо категории «правовое государство» используется понятие «господство права». С одной стороны, правовое государство исходит из признания неотчуждаемых прав и возложения на соответствующих субъектов обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть в таком государстве осуществляют только те, кто уполномочен на это конституцией и законами, причем в рамках определенных им предметов ведения и компетенции. Построение правового государства послужит, по мнению М.М. Бринчука, мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблюдение требований права окружающей среды будет служить одним из критериев правового государства.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма также имеет непосредственное отношение к праву окружающей среды, прежде всего в части соблюдения и защиты экологических прав граждан. Достойная жизнь человека, которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы общества, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств права окружающей среды является инструментом создания в России социального государства.
Одна из наиболее существенных новаций основ Конституционного строя России, установленных действующей Конституцией, связана с закреплением принципа разделения власти в государстве на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Конституция закрепила не что иное, как разделение труда уполномоченных государственных органов. Применительно к рассматриваемой сфере - это деятельность по формированию современного экологического законодательства, обеспечению его реализации. Цель разделения властей - создание гарантий от произвола, обеспечение законности.
В Конституции РФ существует много иных норм общего характера, которые имеют отношение к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Например, положения ст. 71, 72 о предметах ведения РФ и субъектов Федерации при принятии федеральных законов (п. а ст. 71); об обеспечении соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам (п. а ст. 72); о защите прав и свобод человека и гражданина. Принципиальное значение имеют также положения ст. 76 ч. 4 относительно собственного правового регулирования субъектов РФ и соответствия законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ, применяемых по предметам совместного ведения, Конституции РФ и федеральным законам (ч. 5).
При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные экологические нормы. Многие из них закрепляют принципиально новые подходы к регулированию отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды.
Одной из центральных по значимости является ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1). Данная норма определяет роль и место природных ресурсов с учетом их естественных и экономических свойств в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях.[14] Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 93. Именно в этой норме закрепляется экологическая функция государства и субъектов природопользования. В соответствии с теорией права экологическая функция или функция охраны окружающей среды - одна из основных постоянных функций российского государства. С учетом роли природных ресурсов как основы жизни и деятельности людей природопользователи и государство призваны обеспечивать рациональное их использование и эффективную охрану на уровне, отвечающем жизненным потребностям общества.
Ст. 9 Конституции РФ устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности. Значение этой нормы особенно показательно на фоне соответствующих положений социалистических конституций СССР, устанавливавших исключительную собственность государства на землю, ее недра, воды и леса. Закрепляя право собственности на природные ресурсы иных субъектов, Конституция 1993 г. поставила Россию в ряд современных государств и заложила правовые предпосылки для развития рыночной экономики.
Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю - основное средство производства и операционный базис.
В той же статье провозглашен один из основных принципов рыночной экономики - свободы собственника по владению, пользованию, распоряжению принадлежащим ему имуществом. Закрепляя в ч. 2 ст. 36 принцип свободы собственника, Конституция РФ воспроизвела принцип, закрепленный в конституциях передовых зарубежных государств, заключающийся в существовании возможности ограничения свободы собственника земли и других природных ресурсов ради общего блага. Он свободно владеет, пользуется и распоряжается ими до тех пор, пока при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.
Конституция РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана окружающей среды - важный фактор обеспечения охраны здоровья. Гарантиями такого обеспечения являются ч. 2 ст. 41, финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья человека, принятие соответствующих мер по развитию государственной, частной, муниципальной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укрепление здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В развитие содержащегося в ст. 2 Конституции РФ положения о том, что человек, его права, свободы являются высшей ценностью, закрепляет в ст. 42 право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Политическое и юридическое значение этой нормы трудно переоценить. Конституционное признание экологических прав важно отметить в контексте других статей общего характера Основного закона. Признание соблюдения и защиты прав и свобод гражданина являются обязанностью государства (ст. 2). Права и свободы, непосредственно действующие, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18)
- Вопросы по курсу «Экологическое право Российской Федерации» для самоконтроля знаний студентов юридического факультета СамГу.
- Общая характеристика экологических проблем в мире. Направления решения экологических проблем.
- Концепции взаимодействия общества и природы. Современные экологические концепции.
- Субъекты, объекты права собственности на природные ресурсы.
- Экологические правоотношения.
- Субъекты, объекты, содержание экологических правоотношений.
- Понятие и основания возникновения экологических правоотношений.
- Понятие экологического правонарушения. Субъект (субъекты), субъективная сторона, объект, объективная сторона.
- Формы ответственности за экологические правонарушения.
- Основные недостатки действующего законодательства. Анализ. Классификация. Определение причин недостатков.
- Природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы.
- Источники экологического права. Понятие и особенности. Система источников экологического права на современном этапе.
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» как источник экологического права. Его характеристика.
- Понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы.
- Формы собственности на землю и другие природные ресурсы.
- Развитие права собственности на землю – от национализации земель до их приватизации.
- Механизм приобретения права собственности на землю.
- Механизм прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы.
- Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю
- Понятие, виды, формы природопользования.
- Понятие, виды, сущность лицензий на природопользование.
- Платность природопользования. Понятие и виды платежей.
- Понятие, общие требования нормативов качества окружающей среды.
- Природные кадастры.
- Виды экологических нормативов качества окружающей среды.
- Требования к экологической информации: полная, достоверная, своевременная, доступная.
- Конституционные основы экологического права.
- Эколого-экспертный совет. Стадии. Правовой статус заключения.
- Субъекты и объекты экологической экспертизы.
- Понятие, цель, методы экологической экспертизы.
- Принципы экологической экспертизы.
- Виды экологической экспертизы.
- Понятие экологического контроля. Цель, формы, методы, объекты.
- Экологические обязанности государства.
- Административная ответственность за экологические правонарушения (проступки).
- Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
- Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
- Уголовная ответственность за экологические преступления.
- Основания освобождения от эколого-правовой ответственности.
- Понятие и виды экологического вреда.
- Вред экономический и вред экологический.
- Механизм возмещения вреда окружающей природной среды.
- Механизм возмещения вреда здоровью человека, причиненного загрязнением окружающей средой.
- Порядок обращения в суд.
- Правовая охрана земель. Земельное законодательство.
- Правовая охрана вод. Водное законодательство.
- Правовая охрана недр. Законодательство о недрах.
- Правовая охрана лесов и растительного мира вне лесов. Лесное законодательство.
- Правовая охрана животного мира. Законодательство об охране и использовании животного мира.
- Правовая охрана атмосферного воздуха. Законодательство об охране атмосферного воздуха.
- Правовая охрана окружающей среды в энергетике и военной деятельности.
- Правовая охрана окружающей среды на стадиях хозяйственного процесса и в сельском хозяйстве.
- Правовой режим экологически неблагополучных территорий.
- Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов. Структура природно-заповедного фонда. Правовой режим.
- Международное экологическое право. Источники. Объекты. Субъекты.
- Международные конференции в области охраны окружающей природной среды.
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды и международных природоохранительных организаций.
- Международно-правовые принципы охраны окружающей среды.
- Охрана озонового слоя Земли.