Правовая охрана окружающей среды в энергетике и военной деятельности.
XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грани экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий [7. с. 47].
Проблемы возникают в результате такого взаимодействия природы и человека, при котором антропогенная нагрузка на территорию (ее определяют через техногенную нагрузку и плотность населения) превышает экологические возможности этой территории, обусловленные главным образом ее природно-ресурсным потенциалом и общей устойчивостью природных ландшафтов (комплексов, геосистем) к антропогенным воздействиям.
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха территории нашей страны - машины и установки, использующие серосодержащие угли, нефть, газ. Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей, химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ в атмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их доля в загрязнении воздуха постоянно растет.
С ростом промышленного производства, его индустриализации, средозащитные мероприятия, базирующиеся на нормативах ПДК и их производных, становятся недостаточными для снижения уже образовавшихся загрязнений. Поэтому естественно обращение к поиску укрупненных характеристик, которые, отражая реальное состояние сред, помогли бы выбору экологически и экономически оптимального варианта, а в загрязненных (нарушенных) условиях - определили очередность восстановительно-оздоровительных мероприятий.
С переходом на путь интенсивного развития экономики важная роль отводится системе экономических показателей, наделенных важнейшими функциями хозяйственной деятельности: плановой, учетной, оценочной, контрольной и стимулирующей. Как всякое системное образование, представляющее собой не произвольную совокупность, а взаимосвязанные элементы в определенной целостности, экономические показатели призваны выражать конечный результат с учетом всех фаз воспроизводственного процесса.
Одной из важных причин увеличения природоемкости экономики стал превышающий все допустимые нормативы износ оборудования. В условиях продолжающейся эксплуатации такого оборудования резко увеличивается вероятность экологических катастроф.
Ущерб, наносимый природе при производстве и потреблении продукции, - результат нерационального природопользования. Возникла объективная необходимость установления взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства. Это в соответствии с законодательством требует от трудовых коллективов дополнительных затрат, которые необходимо учитывать при планировании. На предприятии целесообразно разграничивать затраты на охрану окружающей среды, связанные с производством продукции и с доведением продукта до определенного уровня экологического качества, либо с заменой его другим, более экологичным. Существует связь между качеством продукции и качеством окружающей среды: чем выше качество продукции (с учетом экологической оценки использования отходов и результатов природоохранной деятельности в процессе производства), тем выше качество окружающей среды.
Преодолением негативных воздействий с помощью обоснованной системы норм и нормативов, с увязкой расчетных методов и средозащитных мероприятий; разумным (комплексным, экономичным) использованием природных ресурсов, отвечающим экологическим особенностям определенной территории; экологической ориентации хозяйственной деятельности, планирование и обоснование управленческих решений, выражающихся в прогрессивных направлениях взаимодействия природы и общества, экологической аттестации рабочих мест, технологии выпускаемой продукции.
Обоснование экологичности представляется неотъемлемой частью системы управления, влияющей на выбор приоритетов в обеспечении народного хозяйства природными ресурсами и услугами в пределах намечаемых объемов потребления. Различие производственных интересов и отраслевых заданий определяет особенности взглядов специалистов на проблему экологизации производств, применяемой и создаваемой техники и технологии. Предпринимаются попытки на основе единого методического подхода, расчетом частных и обобщающих показателей выразить взаимосвязь натуральных и стоимостных характеристик в принятии экономически целесообразного и экологически обусловленного (приемлемого) решения. Приоритетность натуральных параметров, показателей отвечает потребностям ресурсообеспечения общественного производства. Стоимостные показатели должны отражать результативность усилий по снижению (или повышению) техногенной нагрузки на природу. С их помощью производится расчет экологического ущерба и оценивается эффективность мер по стабилизации режима природопользования.
Надо сказать, что кроме этого принимаются и такие меры, как: - обеспечение организации производства нового, более совершенного оборудования и аппаратуры для очистки промышленных выбросов в атмосферу от вредных газов, пыли, сажи и других веществ; проведение соответствующих научных исследований и опытно-конструкторской работ по созданию более совершенной аппаратуры и оборудования для защиты атмосферного воздуха от загрязнения промышленными выбросами; осуществление на предприятиях и организациях монтажа и наладки газоочистного и пылеулавливающего оборудования и аппаратуры; осуществление государственного контроля за работой газоочистных и пылеулавливающих установок на промышленных предприятиях.
Развитие современного производства, и, прежде всего промышленности, базируется в значительной степени на использовании ископаемого сырья. Среди отдельных видов ископаемых ресурсов на одно из первых мест по народнохозяйственному значению следует поставить источники топлива и электроэнергии. Особенностью энергетического производства является непосредственное воздействие на природную среду в процессе извлечения топлива и его сжигания, причем происходящие изменения природных компонентов являются весьма наглядными.
Время, когда природа казалась неисчерпаемой, миновало. Грозные симптомы разрушительной деятельности человека с особой силой проявились пару десятилетий назад, вызвав в некоторых странах энергетический кризис. Стало ясно, что ресурсы энергоносителей ограничены. Это также относится и ко всем другим полезным ископаемым [6. с. 98].
Ситуация легко проецируется на обеспечение страны электроэнергией. На сегодня основными электрогенерирующими источниками в Беларуси являются тепловые электростанции (ТЭС), работающие в основном на российском газе, а недостающая электроэнергия закупается на атомных станциях России и Литвы. Собственное производство электроэнергии осложняется тем, что более половины белорусских электростанций отработали свой проектный ресурс, а к 2010 году замены потребует уже 90% энергетического оборудования. То есть проблема требует принципиального решения: как компенсировать выбывающие мощности - ремонтировать и реконструировать старые или строить новые электростанции? Проведенные исследования показали, что простая замена оборудования и продление ресурса энергоблоков - не самый дешевый способ. Специалисты пришли к выводу, что наиболее выгодной является модернизация и реконструкция существующих электростанций и котельных путем внедрения современных газотурбинных и парогазовых установок с более высоким КПД. Сейчас по новейшей технологии за счет кредита Европейского Банка Реконструкции и Развития осуществляется модернизация Оршанской ТЭЦ с применением французского оборудования. Но опять же, топливом для парогазовых установок является все тот же российский природный газ. А когда Россия время от времени прикрывает газовую "задвижку", Беларусь сполна ощущает, что такое энергетическая независимость и безопасность. Главная проблема - высокая степень энергетической зависимости нашей страны от внешних источников. 85-90% сырья для белорусской топливной промышленности импортируется из России.
Между тем, по официальным оценкам, с прошлого года в нашей стране начался невиданный прирост производства. Если так будет продолжаться и дальше, то к 2015 году объемы производства увеличатся в 2,8 раза. Уровень энергопотребления при этом возрастет в полтора раза. При сохранении нынешних объемов поставок энергоносителей наша энергетическая система от такого прироста производства просто рухнет. По оценкам специалистов, учитывая нынешние темпы увеличения ВВП, ситуация в энергетической отрасли резко обострится уже в ближайшее время. В то же время уже сейчас около половины белорусских энергетических мощностей требует замены. Значительная часть теплоэлектростанций по своим техническим характеристикам не соответствует нынешним потребностям энергопотребления. Электроэнергия, произведенная на белорусских ГРЭС, стоит дороже, чем импортируемая из Литвы и России. Специалисты в области энергетики считают наиболее перспективным для нашей страны освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий и реализацию программы энергосбережения. При осуществлении дорожной деятельности юридические и физические лица обязаны соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды, а также выполнять предусмотренные им природоохранные мероприятия. Дорожная деятельность, связанная с развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог, осуществляется при наличии положительного заключения соответствующего органа государственной экологической экспертизы. Сбор и вывоз отходов, образующихся в пределах полосы отвода, обеспечиваются владельцами автомобильных дорог.
Таким образом, подводя итог первому вопросу, следует отметить, что основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются: обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды; научное обеспечение охраны окружающей среды; создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов; рациональное использование природных ресурсов; совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользования; создание сети особо охраняемых природных территорий; обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия; обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь; проведение государственной экологической экспертизы; информирование граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; организация и развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры, а также подготовка и переподготовка специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды; оказание содействия общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность в области охраны окружающей среды; привлечение граждан, общественных объединений к охране окружающей среды и контролю за ее состоянием; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
- Вопросы по курсу «Экологическое право Российской Федерации» для самоконтроля знаний студентов юридического факультета СамГу.
- Общая характеристика экологических проблем в мире. Направления решения экологических проблем.
- Концепции взаимодействия общества и природы. Современные экологические концепции.
- Субъекты, объекты права собственности на природные ресурсы.
- Экологические правоотношения.
- Субъекты, объекты, содержание экологических правоотношений.
- Понятие и основания возникновения экологических правоотношений.
- Понятие экологического правонарушения. Субъект (субъекты), субъективная сторона, объект, объективная сторона.
- Формы ответственности за экологические правонарушения.
- Основные недостатки действующего законодательства. Анализ. Классификация. Определение причин недостатков.
- Природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы.
- Источники экологического права. Понятие и особенности. Система источников экологического права на современном этапе.
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» как источник экологического права. Его характеристика.
- Понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы.
- Формы собственности на землю и другие природные ресурсы.
- Развитие права собственности на землю – от национализации земель до их приватизации.
- Механизм приобретения права собственности на землю.
- Механизм прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы.
- Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю
- Понятие, виды, формы природопользования.
- Понятие, виды, сущность лицензий на природопользование.
- Платность природопользования. Понятие и виды платежей.
- Понятие, общие требования нормативов качества окружающей среды.
- Природные кадастры.
- Виды экологических нормативов качества окружающей среды.
- Требования к экологической информации: полная, достоверная, своевременная, доступная.
- Конституционные основы экологического права.
- Эколого-экспертный совет. Стадии. Правовой статус заключения.
- Субъекты и объекты экологической экспертизы.
- Понятие, цель, методы экологической экспертизы.
- Принципы экологической экспертизы.
- Виды экологической экспертизы.
- Понятие экологического контроля. Цель, формы, методы, объекты.
- Экологические обязанности государства.
- Административная ответственность за экологические правонарушения (проступки).
- Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
- Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
- Уголовная ответственность за экологические преступления.
- Основания освобождения от эколого-правовой ответственности.
- Понятие и виды экологического вреда.
- Вред экономический и вред экологический.
- Механизм возмещения вреда окружающей природной среды.
- Механизм возмещения вреда здоровью человека, причиненного загрязнением окружающей средой.
- Порядок обращения в суд.
- Правовая охрана земель. Земельное законодательство.
- Правовая охрана вод. Водное законодательство.
- Правовая охрана недр. Законодательство о недрах.
- Правовая охрана лесов и растительного мира вне лесов. Лесное законодательство.
- Правовая охрана животного мира. Законодательство об охране и использовании животного мира.
- Правовая охрана атмосферного воздуха. Законодательство об охране атмосферного воздуха.
- Правовая охрана окружающей среды в энергетике и военной деятельности.
- Правовая охрана окружающей среды на стадиях хозяйственного процесса и в сельском хозяйстве.
- Правовой режим экологически неблагополучных территорий.
- Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов. Структура природно-заповедного фонда. Правовой режим.
- Международное экологическое право. Источники. Объекты. Субъекты.
- Международные конференции в области охраны окружающей природной среды.
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды и международных природоохранительных организаций.
- Международно-правовые принципы охраны окружающей среды.
- Охрана озонового слоя Земли.