Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» как источник экологического права. Его характеристика.
С принятием нового Федерального закона « Об охране окружающей среды» потерял силу прежний Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР знаменовал новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения. Его значение заключалось в том, что он заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства на современном этапе.
Новый Закон в основном заимствовал структуру прежнего и содержит следующие главы.
Глава I. Общие положения.
Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды.
Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.
Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды.
Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.
Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций.
Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.
Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг).
Глава ХI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).
Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды.
Глава XIII. Основы формирования экологической культуры.
Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.
Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Глава XVI. Заключительные положения.
Как предусмотрено в преамбуле, Закон об охране окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально – экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации , а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Учитывая в основном негативные оценки специалистов по поводу этого Закона, назовем некоторые его достоинства. При этом важно подчеркнуть, что сами достоинства носят условный характер. К ним можно отнести, в частности, претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется в виду попытка более широко в сравнении с прежним Законом предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к старому Закону об охране окружающей природной среды высказывались обоснованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, экологической сертификации, экологическом аудите. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпринимательстве.
В контексте концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона об охране окружающей среды). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.
Законом установлен юридический критерий уровня проектирования предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий.
Под наилучшей существующей технологией понимается технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.
Ввиду дефектов практики введения в эксплуатацию предприятий и иных объектов достоинством Закона об охране окружающей среды является установление административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды объектов (ст. 58).
В условиях развития рыночной экономики вполне обоснованным является требование ст. 53 данного Закона о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.
Анализируемый Закон предусматривает установление зон экологического бедствия (ст. 57). Им исключены зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые регулировались вышеназванным Законом РСФСР 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия. В прежнем Законе отсутствовали четкие критерии, разграничивающие эти две зоны. На практике эти положения не применялись.
Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).
Из нового Закона вполне обоснованно исключена статья о материальной ответственности за экологические правонарушения как не содержащей экологических характеристик.
В целом специалистами Закон об охране окружающей среды резко критикуется по многим основаниям[37]. В нем не отражены походы к охране окружающей среды и современные концепции государственной экологической политики России в XXI столетии, а также не учтены два ряда факторов: 1) произошедшие изменения социально – политического и экономического устройства; 2) результаты проведенной в стране правовой реформы, в первую очередь созданное экологическое законодательство. Он содержит множество декларативных положений. В нем не использованы современные средства юридической техники, не регулируются процессуальные отношения. Текст Закона изобилует стилистическими погрешностями.
Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоретическом плане с учетом специфики и сложности объекта регулирования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права [38]. Специфика такого акта определяется прежде всего тем, что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в развитии экологического законодательства и права создаваемый им механизм регулирования экологических отношений носит универсальный характер. Элементы этого механизма – экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономического стимулирования, планирование, финансирование, страхование, мониторинг, контроль и некоторые другие – служат достижению целей как охраны окружающей среды в целом, так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов.
- Вопросы по курсу «Экологическое право Российской Федерации» для самоконтроля знаний студентов юридического факультета СамГу.
- Общая характеристика экологических проблем в мире. Направления решения экологических проблем.
- Концепции взаимодействия общества и природы. Современные экологические концепции.
- Субъекты, объекты права собственности на природные ресурсы.
- Экологические правоотношения.
- Субъекты, объекты, содержание экологических правоотношений.
- Понятие и основания возникновения экологических правоотношений.
- Понятие экологического правонарушения. Субъект (субъекты), субъективная сторона, объект, объективная сторона.
- Формы ответственности за экологические правонарушения.
- Основные недостатки действующего законодательства. Анализ. Классификация. Определение причин недостатков.
- Природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы.
- Источники экологического права. Понятие и особенности. Система источников экологического права на современном этапе.
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» как источник экологического права. Его характеристика.
- Понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы.
- Формы собственности на землю и другие природные ресурсы.
- Развитие права собственности на землю – от национализации земель до их приватизации.
- Механизм приобретения права собственности на землю.
- Механизм прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы.
- Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю
- Понятие, виды, формы природопользования.
- Понятие, виды, сущность лицензий на природопользование.
- Платность природопользования. Понятие и виды платежей.
- Понятие, общие требования нормативов качества окружающей среды.
- Природные кадастры.
- Виды экологических нормативов качества окружающей среды.
- Требования к экологической информации: полная, достоверная, своевременная, доступная.
- Конституционные основы экологического права.
- Эколого-экспертный совет. Стадии. Правовой статус заключения.
- Субъекты и объекты экологической экспертизы.
- Понятие, цель, методы экологической экспертизы.
- Принципы экологической экспертизы.
- Виды экологической экспертизы.
- Понятие экологического контроля. Цель, формы, методы, объекты.
- Экологические обязанности государства.
- Административная ответственность за экологические правонарушения (проступки).
- Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
- Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
- Уголовная ответственность за экологические преступления.
- Основания освобождения от эколого-правовой ответственности.
- Понятие и виды экологического вреда.
- Вред экономический и вред экологический.
- Механизм возмещения вреда окружающей природной среды.
- Механизм возмещения вреда здоровью человека, причиненного загрязнением окружающей средой.
- Порядок обращения в суд.
- Правовая охрана земель. Земельное законодательство.
- Правовая охрана вод. Водное законодательство.
- Правовая охрана недр. Законодательство о недрах.
- Правовая охрана лесов и растительного мира вне лесов. Лесное законодательство.
- Правовая охрана животного мира. Законодательство об охране и использовании животного мира.
- Правовая охрана атмосферного воздуха. Законодательство об охране атмосферного воздуха.
- Правовая охрана окружающей среды в энергетике и военной деятельности.
- Правовая охрана окружающей среды на стадиях хозяйственного процесса и в сельском хозяйстве.
- Правовой режим экологически неблагополучных территорий.
- Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов. Структура природно-заповедного фонда. Правовой режим.
- Международное экологическое право. Источники. Объекты. Субъекты.
- Международные конференции в области охраны окружающей природной среды.
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды и международных природоохранительных организаций.
- Международно-правовые принципы охраны окружающей среды.
- Охрана озонового слоя Земли.