4.1. Химия как наука. Краткая историческая справка. Проблемы и перспективы современной химии
Согласно общепринятому определению, химия – это наука о веществах и их превращениях, или, как вариант, наука о химических элементах и их соединениях.
В этих определениях подразумевается структурный уровень изучения вещества и, так сказать, «разделение полномочий» между физикой и химией. Физика изучает строение атома и мир элементарных частиц (атомный и нуклонный уровень микромира), с одной стороны, и проявление физических свойств веществ, пребывающих в разных агрегатных состояниях, – с другой (классические механика и электродинамика, теплофизика как изучение явлений макромира). Химия же рассматривает процессы «сборки» молекул из атомов, традиционно называемые «химическими реакциями», а также проявление химических свойств веществ, то есть способность веществ вступать в химические реакции определенного вида. Таким образом, структурный уровень вещества, изучаемый в химии, оказывается помещенным между двумя «физическими» уровнями структуры вещества, а «химические» явления происходят на границе микромира и макромира.
Химия – полноправный представитель семейства точных естественных наук, то есть химическое научное знание сформировано из теорий, законов и закономерностей, формулировки которых исключают множественное толкование и которые многократно подтверждены и проверены на практике. И, как для любой естественной науки, для химии имеют большое значение проверяемость, достоверность и воспроизводимость результатов, доказательность знания, соответствие научных теорий и наблюдаемых фактов.
Химия – рациональная наука, даже гипотезы в химии имеют чисто рациональный характер. Современная химия счастливо избежала того «налета» иррациональности, который присутствует в физике, биологии, астрономии, особенно когда обсуждаются вопросы происхождения Вселенной, вещества и жизни. Традиционно также слаба связь химии и философии (в течение последних 250–300 лет после исключения алхимических представлений из химии). И в дискуссиях между ортодоксальными «материалистами» и «идеалистами» химики всегда остаются в стороне, а оппоненты прибегают к разным аспектам химического знания для доказательства своих, порой противоположных по сущности, доводов.
И хотя современная химия имеет очень мало общего с алхимией средних веков, а алхимические тексты интересны для нас, ученых XXI столетия, с литературно-исторической, но никак не научной точки зрения, забавно, что свое название «химия» получила именно от алхимии. Название же «алхимия» исходит, предположительно, от слова «Кеми»; страна Кеми (или Кемь) – одно из старинных названий современного Египта, откуда, согласно средневековым легендам, были родом первые алхимики.
Химия развивалась и развивается традиционно в двух направлениях – как фундаментальная наука (создание и изучение теоретических основ химического знания) и как наука прикладная (решение практических задач применения различных химических соединений). И если в XVIII–XIX вв. второе направление развивалось более интенсивно, обслуживая промышленную революцию, а теоретическое направление вынуждено было «догонять» в попытке объяснить и систематизировать быстро растущий объем химических знаний, то все изменилось на рубеже XIX–XX вв. и особенно в начале XX в. Великие открытия в физике микромира, приведшие к смене парадигмы естествознания, предопределили развитие теоретической неорганической и органической химии в свете квантовых представлений. Таким образом был усовершенствован механизм объяснения химического строения и структуры вещества, и в дальнейшем оба направления химической науки развивались уже в тесном взаимодействии, решая основную проблему современной химии – получение (синтез) вещества с заданными свойствами. Важным этапом решения этой задачи является решение проблемы управления свойствами вещества. Химия как наука не только о химическом составе и структуре вещества, но и о химических процессах, развивается в рамках парадигмы современного естествознания – квантово-релятивистской механики. В частности, существует фундаментальная химическая наука – квантово-органическая химия, которая изучает механизмы органических реакций с позиции квантовых представлений.
Однако наряду с квантовой химией сосуществует и классическая химия, например химия анализа состава вещества и химия промышленного синтеза известных продуктов, где для выполнения рутинных процедур не обязательно прибегать к квантовым представлениям.
- Тема 1. Лекция
- 1.1. Наука. Функции науки
- 1.2. Естествознание – комплекс наук о природе
- 1.3. Методы естественнонаучных исследований
- Тема 2. Лекция
- 2.1. Материя и ее свойства
- 2.2. Фундаментальные взаимодействия
- Характеристики фундаментальных взаимодействий
- 2.3. Тепловое излучение. Рождение квантовых представлений
- 2.4. Гипотеза де Бройля о корпускулярно-волновом дуализме свойств частиц
- 2.5. Опыты Резерфорда. Модель атома Резерфорда
- 2.6. Теория Бора для атома водорода. Постулаты Бора
- 2.7. Атом водорода в квантовой механике
- 2.8. Многоэлектронный атом. Принцип Паули
- 2.9. Квантово-механическое обоснование Периодического закона д. И. Менделеева
- 2.10. Основные понятия ядерной физики
- 2.11. Радиоактивность
- Тема 3. Лекция
- 3.1. Ньютоновская концепция абсолютного пространства и времени. Законы движения
- 3.2. Законы сохранения
- 3.3. Принципы современной физики
- 3.4. Понятие о состоянии системы. Лапласовский детерминизм
- 3.5. Специальная теория относительности (сто)
- 3.6. Начала термодинамики. Представления об энтропии
- Тема 4. Лекция
- 4.1. Химия как наука. Краткая историческая справка. Проблемы и перспективы современной химии
- 4.2. Химический элемент. Строение атома. Периодический закон
- 4.3. Химическое соединение, химическая связь
- 4.4. Химическая реакция, ее скорость, кинетика и катализ, биокатализаторы
- 4.5. Взаимосвязь химического строения и структуры неорганических и органических соединений
- 4.6. Эволюционная химия – отбор химических элементов во Вселенной
- 4.7. Концептуальные системы химических знаний
- Тема 5. Лекция
- Определения и терминология
- Тема 6. Лекция
- 6.1. Общие представления о Вселенной
- 6.2. Галактики
- 6.3. Звезды
- 6.4. Солнечная система
- Тема 7. Лекция
- 7.1. Форма и размеры Земли
- 7.2. Космические ритмы
- 7.3. Зональные комплексы
- 7.4. Комплексные природные зоны
- 7.5. Понятие о литосфере
- 7.6. Геологическое летосчисление
- Геохронологическая шкала
- 7.7. Рельефообразующие процессы
- Описание разрушений во время землетрясения и их соответствие баллам по шкалам Меркалли и Рихтера
- 7.8. Основные формы рельефа Земли
- Классификация форм рельефа по их размерам
- 7.9. Минеральные ресурсы литосферы
- Залежи полезных ископаемых в зависимости от строения и возврата участка земной коры и форм рельефа
- 7.10. Гидросфера
- 7.11. Атмосфера
- 7.12. Общие представления о географической оболочке
- Тема 8. Лекция
- 8.1. Электромагнитные взаимодействия как определяющие химический и биологический уровень организации материи
- 8.2. Симметрия и асимметрия в природе
- 8.3. Самоорганизация природы (понятие синергетики)
- 8.4. Основные свойства самоорганизующихся систем Открытые системы
- 8.5. Представление о жизни в современном естествознании
- 8.6. Структурные уровни организации живой материи
- Обзор царств организмов и некоторых важных подгрупп (по 3. Брему и и. Мейнке, 1999)
- 8.7. Гипотезы происхождения жизни
- 8.8. Физико-химические предпосылки для зарождения жизни на Земле
- 8.9. Теории эволюции органического мира Начальные этапы биологической эволюции
- Возникновение и распространение организмов в истории Земли (по з. Брему и и. Мейнке, 1999 г.)
- 8.10. Основы генетики История возникновения генетики
- Тема 9. Лекция
- 9.1. Биосфера, ее структура и функции
- 9.2. Живое вещество как системообразующий фактор биосферы
- 9.3. Биосфера – экосистема планетарного масштаба
- 9.4. Принципы устройства биосферы
- 9.5. Превращение биосферы в ноосферу
- Тема 10. Лекция
- 10.1. Происхождение человека
- 10.2. Сходство и отличие человека и животных
- 10.3. Стадии эволюции человека
- 10.4. Соотношение биологического и социального в человеке
- 10.5. Здоровье человека. Демографические проблемы
- 10.6. Работоспособность и творчество
- Тема 11. Лекция
- 11.1. Задачи, методы экологии как науки
- 11.2. Среды жизни, экологические факторы
- Сравнительная характеристика сред жизни и адаптации к ним живых организмов
- 11.3. Современные экологические проблемы
- 11.4. Загрязнение окружающей среды
- 11.5. Влияние неблагоприятных экологических факторов на состояние здоровья человека
- 11.6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
- 11.7. Экологическое образование