logo search
УМК Экологическое право

§ 2. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия

В России можно выделить 2 типа особо охраняемых государством территорий: административные и природные. К особо охраняемым административным территориям относятся экологически неблагополучные территории. Их особая охрана организуется с целью защиты всех остальных территорий от негативного воздействия неблагополучных с экологической точки зрения территорий. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) выделяются с целью их защиты от негативного воздействия извне в связи с тем, что они являются эталонами с экологической точки зрения.

Принято выделять 2 группы факторов, участвующих в создании экологически опасных ситуаций: антропогенные и природные.

К сожалению, основная масса экологически неблагополучных территорий является в России делом рукотворным, т.е. они появились под воздействием антропогенного фактора. При анализе антропогенного фактора важно учитывать, являются ли его последствия результатом регулярной, обычной деятельности человека, но выполняемой с нарушением законов развития природы, или же это результат техногенной катастрофы.

Так, кризисное состояние окружающей среды на Урале, в Кузбассе, на Алтае связано с тем, что человек в течение длительного времени игнорировал экологические требования при осуществлении природопользования. Иное дело – катастрофические последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) или на Производственном объединении «Маяк».

Что касается природного фактора, то здесь ситуация иная. Принято считать, что территория России подвержена всему спектру опасных природных явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхождения, как это отмечалось в учебнике по «Экологическому праву» М.М. Бринчука.21 Но с этим трудно согласиться. Сейсмоопасных районов в нашем государстве не так уж и много и крупные разрушительные землетрясения крайне редки. Ураганы, подобные тем, которые обрушиваются на Восточное побережье США, нашему государству практически не угрожают. Цунами, подобные тем, которые обрушились на Юго-Восточную Азию, нашу страну не посещали. Наводнения наносят серьезный ущерб пожалуй только Санкт-Петербургу. Что нам действительно серьезно угрожает, так это весенние паводки и летние засухи. Но этот перечень мы успешно пополняем сами. Например, в Краснодарском крае идет бесконтрольная застройка лавиноопасных и сейсмоопасных зон. В зонах крупных гидротехнических сооружений располагаются населенные пункты. Так, Самарская область не относится к числу сейсмоопасных, однако из-за работ Жигулевской ГЭС происходят микросейсмические колебания грунта. Результат – 122 дома имеют трещины. В связи с этим принято наряду с технологическими катастрофами выделять природно-техногенные.

Когда речь идет об антропогенных факторах, то главное требование здесь – предотвращение техногенной катастрофы. Природные же бедствия человек не в состоянии предотвратить и здесь на первый план выдвигается уже задача предугадать и минимизировать последствия.

Понятие зон повышенного экологического риска появилось относительно недавно. Толчком к развитию законодательства в этой области послужила авария на Чернобыльской атомной электростанции, хотя это далеко не первая серьезная катастрофа в нашем государстве.

Еще в 1957 году на радиохимическом комбинате «Маяк», работа которого была засекречена, произошла авария, в результате которой образовался Восточно-Уральский радиоактивный след – полоса шириной 4-6 км и протяженностью около 100 км. Сотрудники «Маяка» в условиях строгой секретности проводили исследовательские работы, т.к. территория следа представляла собой единственную в мире экспериментальную площадку, где в натуральных условиях можно было проводить радиологические исследования.

Аварию на ЧАЭС сохранить в секрете не удалось, т.к. под действием ветра радиоактивные выбросы распределились по территории не только Украины, Белоруссии и России, но и по территории европейских государств (Австрии, Венгрии, Болгарии, Норвегии и др.)

Первая классификация экологически неблагоприятных территорий была проведена Институтом географии РАН в 1991 году. По степени остроты Институт разделил экологические ситуации на острые и очень острые. В последних состояние природной среды начинает прямо угрожать условиям жизни человека. Таких было выделено 15% территории нашей страны.

В середине 90-х этот же Институт провел исследования экологической ситуации Европейской части России, в результате чего было выделено 5 регионов:

Первая легальная классификация экологически неблагоприятных территорий была проведена Законом РФ «Об охране окружающей природной среды»22, который выделил зону чрезвычайной экологической ситуации и зону экологического бедствия.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Но в законе отсутствовали четкие и ясные критерии отнесения территорий к этим зонам, в связи с чем 30 ноября 1992 года Минприроды утвердило Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.

В законе указывалось, что зона экологического бедствия объявляется по результатам государственной экологической экспертизы, в отношение же зоны чрезвычайной экологической ситуации такого требования не выдвигалось. Но подзаконные акты трактовали это положение иначе. Например, Приказом Минприроды от 28 марта 1996 года были утверждены Требования к материалам, представленным на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации или зонам экологического бедствия. Кроме того, закон устанавливал фактически одинаковый режим хозяйственной деятельности в этих зонах.

В отношении зон чрезвычайных экологических ситуаций было предусмотрено, что они создаются по решению Правительства РФ, общее руководство созданием и функционированием этих зон возлагается на МЧС. <CLOSETEST2< FONT>Финансирование восстановительных мероприятий в них проводится из резервного фонда Правительства РФ по решению Правительства РФ. Зоны экологического бедствия объявляются Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, <CLOSETEST1< FONT>финансирование восстановительных мероприятий в них осуществляется за счет средств виновных лиц, а также страховых фондов и др.

Такой порядок финансирования привел к тому, что кроме ЧАЭС ни одной зоны экологического бедствия в нашей стране объявлено не было.

Применительно к зонам чрезвычайной экологической ситуации был принят специальный ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 26.12.94.23 Этот закон, в отличие от закона «Об охране окружающей природной среды», требовал проведения государственной экологической экспертизы при объявлении зоны. А вот принятия решения государственного органа для объявления этой зоны по Закону 1994 года не требуется. Ее создание презюмируется, если имела место катастрофа. Главное здесь – определение границ, которые устанавливаются руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе Постановления Правительства РФ от 13 сентября 1996 года №1094, которым утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.24 Этим Положением в зависимости от четырех критериев (число пострадавших лиц, число лиц, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размер материального ущерба, границы зон распространения поражающих факторов) выделяется 6 видов зон: локальная, местная, территориальная, региональная, федеральная, трансграничная. Например, местной зона будет, если там пострадало от 10 до 50 человек, условия жизнедеятельности нарушены у количества лиц от 100 до 300 человек, материальный ущерб причинен на сумму от 1000 до 5000 МРОТ и зона не выходит за пределы населенного пункта.

В законе 1994 года остался открытым вопрос о порядке снятия правового статуса зоны чрезвычайной ситуации, но он был решен во Временном порядке объявления территории зоной чрезвычайной ситуации, утвержденном Приказом Минприроды от 6 февраля 1995 года. По истечении срока, на который была установлена зона чрезвычайной экологической ситуации, проводится повторная экспертиза, которая либо продлевает статус данной зоны, либо прекращает.

Ныне действующий Федеральный закон «Об охране окружающей среды» носит отсылочный характер при регулировании режима зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия к действующему законодательству, которое в отношении зон экологического бедствия на сегодняшний день отсутствует. Есть только проект закона «О статусе зон экологического бедствия и регулирования хозяйственной и иной деятельности на их территории». Там зона экологического бедствия определяется как территория, на которой состояние окружающей среды и показатели здоровья населения соответствуют критериям экологического бедствия или превышают их.

<CLOSETEST3< FONT>По действующему законодательству создание зоны экологического бедствия презюмируется по факту катастрофы.