logo search
УМК Экологическое право

Тема 5. Экологические права и обязанности граждан и общественных объединений.

Экологические права и обязанности граждан и общественных объединений

Учение о правах человека воплощает в себе обобщение политической и правовой мысли, предусматривающее совокупность прав и принципов существования, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий развития общества. Высшей ценностью цивилизованного общества признается жизнь и значимость человеческой жизни и здоровья. Система прав человека представляет собой определенный результат социально-политической и правовой обработки учений о государстве и праве, призванный обеспечивать жизнь и развитие человечества, теоретических знаний, результат опыта и практики учений о государстве и праве. Многозначность определений системы основных принципов и содержание такого понятия как права человека, существующая в современной правовой науке, лишь подтверждает значение этих прав для прогрессивного развития общества и государства. Общечеловеческие ценности, заложенные в основе указанной теории, а также принцип всеобщего уважения прав человека, введенный в современное международное право, позволяют определять права человека как показатель уровня развития демократии и свободы развития личности в обществе и государстве.

Экологические права человека и гражданина относятся к категории третьего поколения прав и свобод. Первое поколение прав и свобод человека и гражданина было закреплено в правовых нормах еще в эпоху буржуазных революций – гражданские и политические права. Второе поколение – социальные, экономические и культурные права были закреплены в законодательстве несколько позже – во времена экономических реформ, и третье поколение – самое молодое, появилось после второй мировой войны и получило название коллективных прав. Их особенность заключается в том, что они могут быть реализованы не только лично каждым индивидом, но и некой общностью людей. Индивид, реализуя эти права, выступает как представитель общества, но, с другой стороны, существование коллективных прав не должно ущемлять права и законные интересы индивида. Поэтому в современных условиях, экологические права человека заслуживают особого внимания и с этой точки зрения, не говоря уже о необходимости реализации их, как способа защиты от глобальных катастроф.

Под экологическими правами гражданина понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой, это группа его прав по отношению к государству, объем его возможных притязаний и требований, предусматривающий целый комплекс правомочий, таких, например, как: свобода поведения человека, реализуемая в рамках, установленных нормой права; возможность пользоваться определенным установленным государством благом; правомочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; возможность защиты нарушенного права, в том числе и требовать от государства защиты от посягательств на свои права и др.

При этом следует иметь в виду, что права человека и права гражданина – понятия не равнозначные. Гражданство, т.е. устойчивая, в том числе и правовая связь индивида с государством, предоставляет ему ряд важнейших прав, обеспечиваемых самим государством. Права человека являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми и гарантируются нормами международного права, вне зависимости от гражданства индивида. Экологические права, как правило, являются неотчуждаемыми и неотъемлемыми и гарантируются не только гражданам РФ, но и иным группам населения (иностранцам, лицам без гражданства, лицам с двойным гражданством). В целом, можно утверждать, что в современных условиях экологические права принадлежат в значительно большей степени человеку, а не только гражданину.

По уровню правового регулирования экологические права граждан в Российской Федерации подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные или конституционные права являются неотчуждаемыми и закреплены в Конституции РФ. Так, основными конституционными правами граждан являются: право частной собственности на землю (ст. 36), право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), право на труд, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

Важнейшим из экологических прав является право граждан на благоприятную окружающую среду. Право человека на благоприятную окружающую среду как самостоятельное фундаментальное неотчуждаемое право, впервые находит свое отражение в Декларации ООН по окружающей среде (Стокгольм 1972 г.): «человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей природной среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, нести главную ответственность за охрану и умножение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений».

Конференция 1992 г. в Рио-де-Жанейро в тексте Декларации ООН по окружающей среде и развитию утвердила, что «предметом основной заботы и главным проводником устойчивого развития являются люди, они имеют право на здоровый и продуктивный образ жизни».

В современном международном праве благоприятная окружающая среда рассматривается как такое состояние международных отношений, которое позволяет человеку вести здоровый и процветающий образ жизни.

Право человека на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами, тесно связано с его правом на жизнь, правом на получение информации, правом на свободный выбор местожительства и рядом других прав.

Принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду закреплен в Конституции РФ, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», а также находит свое отражение и в санитарно-эпидемиологическом законодательстве. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду – ст. 8 гласит: «граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека». Этот принцип охраны окружающей среды заслуживает самого пристального к себе внимания, т. к. он является одним из важнейших.

Российское законодательство предусматривает, что качество окружающей природной среды оценивается индивидом или государственным органом с точки зрения соблюдения экологических стандартов и нормативов.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» впервые в истории российского экологического законодательства сформулировано определение благоприятной окружающей среды – как окружающей среды, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Ст. 11 указанного закона специально выделяет среди перечня прав и обязанностей граждан в области охраны окружающей среды то, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера…», а ст. 13 предусматривает систему государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека находит свое отражение также и в Градостроительном кодексе РФ, ст. 1 п. 3 которого провозглашает право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности и определяет механизм реализации и защиты этого права. Критериями оценки благоприятности этой среды являются нормы законодательства о градостроительной деятельности, многие из которых содержат различного рода экологические требования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» благоприятные условия жизнедеятельности человека – состояние среды обитания (т.е. совокупности объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека), при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Как правило, данное право трактуется как производное от права человека на благоприятную окружающую среду, однако таковое утверждение представляется нам не вполне корректным. Вероятно, все же следует рассматривать благоприятную среду обитания как комплекс факторов, характеризующих среду обитания только человека (условия проживания, труда, отдыха и др.), позволяющую ему нормально существовать и развиваться, включая также и благоприятную окружающую среду, как фактор, в отсутствие которого нормальное существование человеческого организма невозможно. Безусловно, понятие «благоприятная окружающая среда» является более емким и комплексным с биологической, химической и др. естественнонаучной точки зрения. С точки же зрения необходимости обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности (учитывая особенности развивающегося медицинского права), а также экологической безопасности, соблюдения требований градостроительного законодательства, обеспечение права человека на благоприятную среду жизнедеятельности в условиях социума, представляется нисколько не менее важным.

Право человека на благоприятную окружающую среду тесно связано с его правом на жизнь, правом на информацию, правом на свободный выбор местожительства и рядом других прав.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Право на экологическую информацию закреплено во многих международно-правовых актах: Декларации прав и свобод человека; Директиве ЕС от 7 июня 1990 г. о свободе оценки информации об охране окружающей среды; Модельном Законе СНГ от 6 декабря 1996 г. о свободном доступе к экологической информации, Конвенции ООН о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, Дания июнь 1998 г.) и др.

В РФ этот вопрос регулируется Конституцией, Законом «Об охране окружающей природной среды», Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

Юридическое толкование и сам термин «информация» закреплены в ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации»: информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

Российский законодатель не применяет такой термин, как «экологическая информация», применяется термин «сведения о состоянии окружающей среды», в состав которых могут входить сведения: о состоянии воды, воздуха, земли, фауны, флоры и участков природы; об угрозе или риске для здоровья людей; о деятельности, включая деятельность, создающую такие помехи как шум; о мероприятиях, отрицательно влияющих или могущих повлиять на природные объекты; о деятельности и мероприятиях, предназначенных для защиты природных объектов, в том числе об административных мерах и программах управления состояния окружающей природной среды.

Требования к сведениям о состоянии окружающей среды :

  1. Полнота - передается в объеме, которым должен и может обладать государственный орган, орган местного самоуправления и соответствующее должностное лицо в силу предоставленных им полномочий и компетенции.

  2. Формализованность – информация передается в письменной, визуальной, устной форме, в форме баз данных и т. д.

  3. Достоверность – в соответствии с требованиями и формами нормативно-технической документации или подтверждена выводами государственной экологической экспертизы либо специалистами, привлеченными для установления достоверной информации или подтверждена подписью компетентного должностного лица или иным законным способом.

  4. Доступность – обязанность государственных органов периодически публиковать доклады о состоянии окружающей природной среды и предпринимать иные необходимые меры самостоятельно и с помощью средств массовой информации (например, ежегодные Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды в РФ).

  5. Бесплатность - за исключением платы, компенсирующей затраты на организационное и техническое обеспечение передачи информации.

  6. Своевременность – не более одного месяца со дня запроса. Кроме того, Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 г. «Положение о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду» предусматривает создание Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды. Чрезвычайная информация предоставляется незамедлительно территориальными органами гидрометеорологии.

Граждане и общественные объединения имеют право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения. Несвоевременная или искаженная информация, отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и радиационной обстановке рассматривается как правонарушение.

ФЗ РФ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан» Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Предусматривается ответственность должностных лиц за ненадлежащую организацию приема и рассмотрения обращений граждан.

Указ Президента РФ от 31.12.1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» определяет тот факт, что деятельность государственных органов, предприятий, общественных объединений осуществляется на принципах информационной открытости. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга). Приказ МПР РФ от 13 февраля 2004 г. № 120 "Об организации фонда экологической информации Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утверждении Регламента представления информации о природопользовании и состоянии окружающей среды»

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. был создан Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой в результате деятельности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях . Единый государственный фонд данных составляют документы, содержащие информацию общего назначения и специализированную информацию в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Информация общего назначения относится к федеральным информационным ресурсам в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Информация Единого государственного фонда данных является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории информации ограниченного доступа.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация подразделяется на общедоступную и с ограниченным доступом.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

Закон РФ «О государственной тайне» 21.07.1993 г. определяет, что государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

Закон РФ «О государственной тайне» содержит ст. 7 «Сведения, не подлежащие засекречиванию». Туда включены сведения:

Также по данному вопросу действует Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне"

Статья 139. ГК РФ Служебная и коммерческая тайна

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" устанавливает, что информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

Статья 5 содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайныне может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений: о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" устанавливает, что персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация могут быть конфиденциальны, могут быть общедоступны. Обработка специальных категорий персональных данных не допускается без согласия субъекта и кроме случаев, установленных ст. 10 закона.

Необходимо отметить также, что особую роль в информационном обеспечении охраны окружающей среды выполняют кадастры природных ресурсов. Кадастры природных ресурсов являются одними из главных источников информации о природных ресурсах, при этом сведения, в них содержащиеся, систематизированы и отражают качественные и количественные показатели природных ресурсов, их экономическое и социальное значение, а также сведения о собственниках и пользователях. Так, например, действует Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Статья 14. Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире". Государственный учет и государственный кадастр объектов животного мира, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.

Право на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением гарантируется Конституцией РФ. Собственного понятия экологического правонарушения не существует – законодательно определены такие институты, как уголовно наказуемое деяние, административный проступок, дисциплинарный проступок и иное нарушение трудового законодательства, а также нарушение гражданско-правового в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Но ответственность за нарушение экологического законодательства обеспечивается рамками дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности. Особенно следует выделить имущественную ответственность за нарушение правовых норм, обеспечивающих реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение экологической безопасности, рациональное использование природных ресурсов, представляется совершенно необходимой для эффективного решения разнообразных задач в области охраны окружающей среды.

Основания, порядок и условия привлечения к ответственности за совершение гражданско-правовых экологических деликтов регулируются прежде всего нормами гражданского законодательства. Глава 59 Гражданского кодекса РФ. Обязательства вследствие причинения вреда. Статья 1069. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Статья 1082. Способы возмещения вреда (в денежной форме или в натуре). Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (ст.ст. 1084-1094). Компенсация морального вреда (ст.ст. 1099-1101)

Определенного внимания заслуживают вопросы определения самого экологического вреда, способы его возмещения, а также методики определения размера причиненного вреда.

Вред, представляющий собой сокращение как материальных, так и не материальных благ, может включать в себя ущерб и убытки. Вред может быть причинен здоровью и имуществу граждан и юридических лиц, а также окружающей среде (проявляемый в загрязнении и деградации окружающей среды). Вред, причиненный окружающей среде может быть причинен как правомерными действиями, так и вследствие нарушения норм экологического законодательства. В этом случае вред, причиненный правомерно, возмещается только, в случаях, специально оговоренных законодателем. Ответственность за неправомерно причиненный вред наступает в случае нарушения нормы экологического законодательства, ее основанием является правонарушение, а не причинение вреда.

Существуют различные механизмы возмещения вреда: добровольное возмещение, возмещение по решению суда, административное возмещение вреда, а также страховой порядок возмещения вреда.

Законодательно установлена обязанность причинителя вреда возместить причиненный вред в полном объеме. Вред, причиненный источником повышенной опасности подлежит возмещению независимо от наличия вины причинителя.

Кроме указанных конституционных прав, граждане Российской Федерации в соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» имеют право:

Данный перечень не является исчерпывающим, так, например, Федеральным законом от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» установлено право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей а также право потребителя на безопасность товара.

Также следует иметь в виду, что наряду с экологическими правами, законодательно закреплены и экологические обязанности граждан, к числу которых относятся обязанности: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

Сформулировав перечень экологических прав и обязанностей граждан, законодатель установил также и гарантии обеспечения экологических прав граждан. К числу таковых относятся в первую очередь Комиссия по правам человека при Президенте РФ и Уполномоченный по правам человека РФ.

С 1993 г. на территории Российской Федерации создаются законодательные акты, облегчающие доступ граждан к правосудию и упрощению судебной процедуры. Соответствующая разработка международного и национального законодательства продолжается по сей день.

Законом «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены следующие гарантии:

Способы защиты экологических прав разнообразны.

Граждане имеют право как индивидуально, так и в коллективном порядке обращаться в суд с исковыми требованиями о защите своих экологических прав, о прекращении вредной для окружающей среды деятельности, в прокуратуру с заявлениями, жалобами, обращениями, письмами и сообщать сведения о нарушениях природоохранительного законодательства. Право гражданина на судебный иск остается универсальным средством защиты и позволяет отстаивать интересы не только истца, но и всего общества

Сформирован правовой механизм обжалования действий и решений органов государственной власти и управления, их должностных лиц и государственных служащих. Существует возможность административного обжалования коллегиальных или единоличных действий, решений или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц в результате действий которых нарушены права гражданина.

Предусмотрен механизм защиты экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ. Закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. допускает возможность запроса о проверке конституционности законов и иных нормативных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, если затрагивается вопрос совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Граждане имеют право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды в соответствии с требованиями Федерального закона от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях"

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" на территории Российской Федерации могут создаваться экологические политические партии – представляющие собой общественные объединения, созданные в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Также могут создаваться общественные объединения, осуществляющие исключительно природоохранную деятельность, общественные объединения, занимающиеся проблемами экологии наряду с выполнением иных своих функций, общественные объединения, занимающиеся конкретными проблемами, экологические фонды – не имеющие членства некоммерческие организации, учреждения граждан и юридических лиц на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социально-благотворительные цели, объединения, ассоциации и союзы экологических организаций действуют на договорной основе: экология и мир, социально-экологический союз, экологические комитеты спасения, экологические организации научного и политического характера и др.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

Признание и поддержка государством экологических прав граждан и общественных объединений – проявление правового государства, признак демократизации права; будет способствовать вовлечению граждан в охрану окружающей среды и стимулировать деятельность государства в данной сфере, так как соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и других экологических прав будет предполагать возможность требовать соответствующего поведения от других лиц и, прежде всего, юридических органов.

Тема 6. Экономический механизм охраны окружающей среды