Правовая охрана недр. Законодательство о недрах.
Недра — эта часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации обеспечивает до трети ВВП, экспорт полезных ископаемых приносит стране более 70% валютных поступлений. В недрах Российской Федерации разведана значительная часть мировых запасов важнейших видов полезных ископаемых:
половина запасов алмазов;
более четверти — природного газа и железа;
около 20% — палладия и углей;
17% — никеля;
от 7 до 10% — нефти, золота, серебра, платины и др.
Доля России в мировой добыче нефти составляет 12,8%, газа, никеля, алмазов — более 20%, платины — 14,5%, золота — 7%.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Государственный фонд недр согласно ст. 2 Закона РФ «О недрах» составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.
В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется Федеральный фонд резервных участков недр.
В зависимости от целей использования недр выделяются следующие виды права недропользования:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:
геологического изучения — на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый, исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
добычи подземных вод — на срок до 25 лет;
добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр — на срок до 1 года.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для:
строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, выполняются в соответствии с положениями Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.
Основанием возникновения права недропользования является совокупность юридических фактов, среди которых главное место занимает лицензия — специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Порядок предоставления лицензий зависит от вида недропользования и подробно урегулирован законодательством. По общему правилу предоставление недр в пользование осуществляется путем проведения конкурсов или аукционов, по результатам которых принимается совместное решение органа управления фондом недр и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это решение служит основанием выдачи лицензии. Пользование недрами на континентальном шельфе производится по решению Правительства РФ.
На бесконкурсной основе недра предоставляются в пользование для захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ, а также для геологического изучения.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Существует также ряд особенностей регулирования использования недр в целях добычи драгоценных металлов и камней, радиоактивного сырья и др., предусмотренных специальными нормативными актами.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В случае нарушения указанных выше требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен:
включать в себя сведения по каждого месторождения, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения;
содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению;
включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется Государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения:
о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющих промышленное значение;
о размещении запасов каждого вида полезных ископаемых;
о степени промышленного освоения, добыче, потерях;
об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
2) регулярные платежи за пользование недрами;
3) плата за геологическую информацию о недрах;
4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);
5) сбор за выдачу лицензий.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Наиболее распространенными видами нарушений законодательства о недрах являются:
самовольное пользование недрами;
самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;
нарушение правил пользования недр и норм безопасности при ведении работ и др.
Как правило, они влекут привлечение к административной ответственности.
Если же нарушения правил использования и охраны недр привели к причинению значительного ущерба, то может наступить уголовная ответственность, предусмотренная ст. ст. 255, 216 и 192 УК РФ.
Гражданско-правовая ответственность применяется согласно ГК РФ о возмещении вреда, а также по нормам специальных нормативных актов, устанавливающих порядок и размер исчисления ущерба для отдельных видов недронарушений. Размер ущерба определяется органами управления Государственного фонда недр.
- Вопросы по курсу «Экологическое право Российской Федерации» для самоконтроля знаний студентов юридического факультета СамГу.
- Общая характеристика экологических проблем в мире. Направления решения экологических проблем.
- Концепции взаимодействия общества и природы. Современные экологические концепции.
- Субъекты, объекты права собственности на природные ресурсы.
- Экологические правоотношения.
- Субъекты, объекты, содержание экологических правоотношений.
- Понятие и основания возникновения экологических правоотношений.
- Понятие экологического правонарушения. Субъект (субъекты), субъективная сторона, объект, объективная сторона.
- Формы ответственности за экологические правонарушения.
- Основные недостатки действующего законодательства. Анализ. Классификация. Определение причин недостатков.
- Природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы.
- Источники экологического права. Понятие и особенности. Система источников экологического права на современном этапе.
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» как источник экологического права. Его характеристика.
- Понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы.
- Формы собственности на землю и другие природные ресурсы.
- Развитие права собственности на землю – от национализации земель до их приватизации.
- Механизм приобретения права собственности на землю.
- Механизм прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы.
- Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю
- Понятие, виды, формы природопользования.
- Понятие, виды, сущность лицензий на природопользование.
- Платность природопользования. Понятие и виды платежей.
- Понятие, общие требования нормативов качества окружающей среды.
- Природные кадастры.
- Виды экологических нормативов качества окружающей среды.
- Требования к экологической информации: полная, достоверная, своевременная, доступная.
- Конституционные основы экологического права.
- Эколого-экспертный совет. Стадии. Правовой статус заключения.
- Субъекты и объекты экологической экспертизы.
- Понятие, цель, методы экологической экспертизы.
- Принципы экологической экспертизы.
- Виды экологической экспертизы.
- Понятие экологического контроля. Цель, формы, методы, объекты.
- Экологические обязанности государства.
- Административная ответственность за экологические правонарушения (проступки).
- Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
- Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
- Уголовная ответственность за экологические преступления.
- Основания освобождения от эколого-правовой ответственности.
- Понятие и виды экологического вреда.
- Вред экономический и вред экологический.
- Механизм возмещения вреда окружающей природной среды.
- Механизм возмещения вреда здоровью человека, причиненного загрязнением окружающей средой.
- Порядок обращения в суд.
- Правовая охрана земель. Земельное законодательство.
- Правовая охрана вод. Водное законодательство.
- Правовая охрана недр. Законодательство о недрах.
- Правовая охрана лесов и растительного мира вне лесов. Лесное законодательство.
- Правовая охрана животного мира. Законодательство об охране и использовании животного мира.
- Правовая охрана атмосферного воздуха. Законодательство об охране атмосферного воздуха.
- Правовая охрана окружающей среды в энергетике и военной деятельности.
- Правовая охрана окружающей среды на стадиях хозяйственного процесса и в сельском хозяйстве.
- Правовой режим экологически неблагополучных территорий.
- Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов. Структура природно-заповедного фонда. Правовой режим.
- Международное экологическое право. Источники. Объекты. Субъекты.
- Международные конференции в области охраны окружающей природной среды.
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды и международных природоохранительных организаций.
- Международно-правовые принципы охраны окружающей среды.
- Охрана озонового слоя Земли.