2.2 Земельные ресурсы
Земельный фонд Томской области составляет 31439,1 тыс. га. Основная часть территории области занята землями лесного фонда (46,7 %). На земли сельскохозяйственного назначения приходится 10,1%, на земли запаса - 2,9%, на земли населенных пунктов - 0,9 %, на земли промышленности, энергетики, транспорта иного специального назначения - 0,2%, на земли водного фонда - 0,2% . Наибольшая площадь земель принадлежит Каргасокскому району, который занимает 8685,7 тыс. га, что составляет 27,6% от всей территории. На другие северные районы также приходится большая доля земель: Верхнекетский - 13,8 %, Парабельский - 11,4 %, Алекандровский - 9,5 %. Меньшие площади занимают Бакчарский (7,9 %), Колпашевский (5,4%), Первомайский (5%), Тегульдетский (3,9%) районы. Остальные муниципальные образования занимают от 3,2 % (Томский район) до 0,01% (МО г. Стрежевой) [10].
В соответствии с Законом Томской области (N 29-Оз от 16.11.98) для осуществления функций и полномочий, отнесенных Конституцией РФ, иными законами и нормативными правовыми актами к ведению государственной власти Томской области, к собственности Томской области отнесены все земли в границах Томской области, за исключением:
· земель, предоставленных для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, оборонного производства, производства ядовитых и наркотических веществ;
· земель, занятых федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, федеральными системами связи и информации, метеорологической службы, объектами исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения;
· земель особо охраняемых природных территорий федерального значения;
· земель лесного фонда;
· земель, занятых водными объектами, принадлежащих на праве собственности РФ;
· земель, занимаемых предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно - территориальные образования;
· земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, муниципальных образований;
· иных земель, отнесенных законами РФ к федеральной собственности [5].
В состав Томской области входит 20 муниципальных образований, в том числе ЗАТО г. Северск , 6 городов и 2 поселка городского типа. В области насчитывается 320 тысяч собственников, владельцев и пользователей земли, в том числе, более 50 тысяч собственников земельных долей [4].
Томская область, расположенная в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности, имеет плоско - равнинный рельеф с уклоном на северо-запад с небольшими абсолютными высотами над уровнем моря (120- 130 м ) [4].
Почвенный покров области сформирован при наличии специфических особенностей, определяющих его индивидуальные черты, в частности, повышенный гидроморфизм , обусловленный заболоченностью территории, а в южных районах, сильным промерзанием и медленным оттаиванием почв. Географическое положение, резко континентальный климат, особенности условий почвообразования обуславливают основные природные процессы, присущие земельному фонду Томской области: переувлажнение, заболачивание, водная эрозия. Антропогенное воздействие на природу ведет к перестройке биогеохимической структуры ландшафтов. Особенно ярко проявляются негативные процессы на сельскохозяйственных угодьях и землях городов [10].
Агрохимические свойства основных типов почв сельскохозяйственной зоны в целом достаточно хорошо исследованы. Однако отсутствуют результаты многолетних наблюдений за содержанием микроэлементов в почвах. Не выявлены и закономерности динамики микроэлементов в почвах, влияние на нее основных факторов, обуславливающих поступление микроэлементов в почвы и снежный покров [5].
Земли городов, на которых развита концентрированная, разнообразная и интенсивная хозяйственная деятельность, подвержены глубоким изменениям геологической среды, выражающимися в развитии опасных инженерно-геологических процессов: оползнеобразование , оврагообразование , подтопление и затопление, заболачивание, боковая эрозия [11].
Для корректной оценки происходящих процессов, определения меры трансформированности естественных ландшафтов и разработки путей оптимального управления ими необходимы разработка и внедрение системы мониторинга почвенного покрова, отличающейся высокой динамичностью в пространстве и во времени [10].
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Томской области при поддержке областной Администрации ведёт работы по земельному кадастру Томской области. В населенных пунктах проводится инвентаризация земель, выполнены определенные работы по топографо-геодезическому, почвенному, геоботаническому обследованиям, оценке сельскохозяйственных земель. Планово-картографический материал масштабов 1:10000 и 1:25000 имеется на территорию сельскохозяйственной деятельности, на остальную часть - масштаба 1:100000 и мельче. Требуется ежегодное обновление материала в объеме 1-2 административных районов. Около 10% материалов почвенного обследования требуют корректировки. Геоботаническое обследование проведено на 63% площади кормовых угодий, из них 25% требуют корректировки [5].
- Введение
- 1. Характеристика специфики Томской области
- 2. Оценка экологического состояния среды
- 2.1 Атмосферный воздух
- 2.2 Земельные ресурсы
- 2.3 Водные ресурсы
- 2.4 Лесные ресурсы
- 2.5 Радиационная обстановка
- 2.6 Животный мир
- 2.7 Воздействие химических веществ и соединений на организм человека и растения
- 3. Характеристика риска
- 3.1 Расчет индекса загрязнения территории
- 3.2 Эколого-экономический ущерб при загрязнении открытых водных объектов
- 3.2.1 Оценка распределения загрязняющей примеси
- 3.2.2 Определение области с неприемлемыми значениями концентрации
- 3.2.3 Оценка качества аварийно химически опасных веществ
- 3.2.4 Расчет экономических показателей
- 3. Методы оценки экологического риска
- Экологический риск. Анализ, оценка и управление рисками.
- Экологически приемлемый риск. Оценка экологического риска.
- 4.1. Анализ, оценка и управление экологическим риском
- Оценка экологического риска
- 7.4.3. Оценка экологического риска
- Экологический риск. Анализ, оценка и управление рисками
- Оценка экологического риска
- Экологический риск
- 5.2.4. Оценки экологических рисков