logo
metodika_pek

Методические рекомендации по организации производственного экологического контроля на территории Пермской области Пермь, 2005

Разработчик:

к.х.н., член-корр. РАЕН Федоровская А. Х.

В разработке Методических рекомендаций принимал участие:

Васильев В. Т.

Выражаем благодарность за оказание консультативной помощи в разработке Методических рекомендаций:

содержание

Стр.

  1. Назначение и область применения 6

  2. Основные понятия 6

  3. Общие положения 12

  4. Организация и осуществление управления охраной окружающей среды 12

  5. Основные задачи системы охраны окружающей среды 14

  6. Основные функции системы управления охраны окружающей среды 15

  7. Организация производственного экологического контроля (ПЭК) 16

    1. Объекты ПЭК 17

    2. ПЭК за состоянием атмосферного воздуха 17

    3. ПЭК за состоянием водных объектов 21

    4. ПЭК за обращением с отходами производства и

потребления 23

    1. Ведомственный экологический мониторинг 25

    2. Производственный эколого-аналитический контроль (ПЭАК) 26

    3. Первичный учёт и отчетность по охране

окружающей среды 31

  1. Взаимодействие производственного и государственного

экологического контроля 32

    1. Взаимодействие ПЭК и государственного экологического контроля 32

    2. Порядок обмена информацией 32

    3. Достоверность сведений и результатов измерений

при осуществлении ПЭК 34

Приложение

Приложение 1

Схемы организации ПЭК:

Приложение 2

Перечень правовых, нормативно-методических и

инструктивно-технических документов использованных для

разработки Методических рекомендаций 39

  1. Назначение и область применения

    1. Настоящие Методические рекомендации содержат общие подходы и положения к организации производственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Пермской области.

    2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для:

    1. Действие настоящих Методических рекомендаций не распространяется на деятельность организаций (предприятий) в области охраны труда и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    2. Положения настоящих Методических рекомендаций могут изменяться и дополняться по мере изменения законодательства, нормативной и методической документации в области охраны окружающей среды.

  1. Основные понятия

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия:

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

Использование природных ресурсов – эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов

нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; Вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.

Загрязнение почв - содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие почв сельскохозяйственного назначения.

Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также природоохранные нормативы) – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также – нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) – нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

Технологический норматив – норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;

Наилучшая существующая технология – технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;

Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также – лимиты на выбросы и сбросы) – ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды;

Лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.

Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Мониторинг окружающей среды в районе расположения источников антропогенного воздействия и воздействия этих источников на окружающую среду (далее – мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду) – осуществляют субъекты хозяйственной и иной деятельности независимо от их организационно-правовых форм, форм их собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с установленным порядком;

Система мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду – совокупность структурных элементов, обеспечивающих организацию и осуществление на единой методической основе измерительных и информационных комплексов для наблюдения за источниками антропогенного воздействия в районе их расположения и воздействием этих источников на окружающую среду;

Наблюдательная сеть - система стационарных и передвижных постов наблюдений, в том числе станций, лабораторий, центров, измерительных и пробоотборных приборов, предназначенных для наблюдения за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, гидрологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды в соответствии с их компетенцией;

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) – осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) – осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

Система управления в области охраны окружающей среды - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.

Экологическая политика - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых экологических показателей;

Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

Требования в области охраны окружающей среды (далее также – природоохранные требования) – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

Производственный экологический контроль - комплекс работ, осуществляемых субъектом хозяйственной и иной деятельности в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;

Экологическая служба субъекта хозяйственной и иной деятельности - комплекс структурных подразделений в системе органов управления предприятием (объектом), иных подразделений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов (в т. ч. производственный экологический контроль) на конкретном предприятии;

План ситуационный экологический - специальная крупномасштабная карта (схема) промышленной площадки, санитарно-защитной зоны, сельхозугодий, иных территорий (акваторий), где осуществляется субъектом хозяйственная и иная деятельность и прилегающие территории, на которых показаны основные объекты экологического контроля, контрольные точки, створы, разрезы и т. п.;

Производственный эколого-аналитический контроль - составная часть производственного экологического контроля, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей в установленных объектах контроля с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и др.;

План-график экологического контроля - комплекс документов, содержащих информацию об источниках антропогенного воздействия на окружающую среду, о размещении контрольных точек, перечень подлежащих контролю объектов и веществ, способах, методах и периодичности пробоотбора, измерений, анализов, тестирования, о организациях (подразделениях), участвующих в выполнении работ;

Методики выполнения измерений (МВИ) - совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью;

Аттестация МВИ - процедура установления и подтверждения соответствия МВИ предъявляемым к ней метрологическим требованиям;

Аккредитованная лаборатория - лаборатория, прошедшая аккредитацию;

Аккредитация - официальное признание того, что лаборатория правомочна осуществлять конкретные измерения конкретных объектов и их показателей. Согласно действующим правилам системы аккредитации лабораторий область аккредитации лаборатории определена документом, приложенным к паспорту лаборатории (в самостоятельном виде указанный термин официально не используется);

Система аккредитации лабораторий - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации лабораторий.

Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях – установление соответствия условий выполнения измерений требованиям Российского законодательства в области обеспечения единства измерений.

Организация – компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение, либо их часть или сочетание, акционерные или неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют свою собственную администрацию.

  1. Общие положения

    1. Производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль - ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды

    2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности на территории Пермской области обязаны предоставить сведения об организации ПЭК в органы государственного и муниципального экологического контроля, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный экологический контроль*.

* Информацию в органы местного самоуправления передают субъекты хозяйственной и иной деятельности, не включенные в Перечень объектов, подлежащих государственному экологическому контролю.

    1. Правовую основу деятельности ПЭК составляет природоохранное законодательство, включающее федеральные, областные законы, Указы президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных, областной и местных органов власти, приказы, распоряжения, инструкции и положения субъектов хозяйственной и иной деятельности, в части охраны окружающей среды (Приложение 1).

  1. Организация и осуществление управления охраной окружающей среды

    1. Система управления охраной окружающей среды организации (предприятия) состоит из следующих основных элементов:

Экологическая политика организации (предприятия) в соответствии с характером и масштабом воздействия производственной деятельности на окружающую среду определяет важнейшие экологические аспекты деятельности, а также содержит цели и обязательства в области постоянного ее улучшения и предотвращения загрязнения.

Планирование природоохранной деятельности осуществляется исходя из выявляемых экологических аспектов деятельности и выделения из них приоритетных. При выделении приоритетных экологических аспектов учитывается:

Внедрение и функционирование системы охраны окружающей среды подразумевает организацию и практическую реализацию природоохранной деятельности в организации. Эффективное функционирование системы управления охраной окружающей среды базируется на:

    1. Организационная структура системы управления охраной окружающей среды организации (предприятия) - это совокупность всех органов управления, руководителей структурных подразделений, в том числе специально созданных для осуществления производственного экологического контроля и оценки уровня обеспечения экологической безопасности.

В организациях (предприятиях) создаются и функционируют соответствующие структуры системы обеспечения охраны окружающей среды - природоохранные службы.

Функции природоохранной службы определяются в соответствии с:

На территориальном уровне такие функции должны отражать специфику предприятия, а также учитывать местные условия, требования органов государственного и муниципального контроля.

Численность, должностной и квалификационный состав, фонд оплаты труда работников природоохранной службы утверждается руководителем предприятия.

Численность и квалификационный состав природоохранной службы определяется на основе:

  1. Основные задачи системы охраны окружающей среды

Основными задачами системы охраны окружающей среды являются:

  1. Основные функции системы управления охраны окружающей среды

Система управления охраны окружающей среды:

  1. Организация производственного экологического контроля