Лекция 10: Мониторинг земель (мониторинг литосферы)
Предмет мониторинга земель
Земля - важнейший ресурс города, проведение здесь эффективной земельной политики должно обеспечивать рациональное землепользование, охрану земель и сохранение нормального экологического состояния городской среды. Для этого необходимо реально определить качество городских земель, отражающее степень соответствия их фактического состояния требованиям освоения земель в интересах города. Качество земель характеризуют разнообразные сведения о степени пригодности земель для застройки, об инженерно-геологических условиях, экологическом состоянии земель и городской среды и т.п. Эти сведения формируются в процессе ведения мониторинга земель (слайд 2), т.е. системы регулярных, непрерывных наблюдений за состоянием земельного фонда для обновления и поддержания достоверности разнообразных сведений о земле, своевременного выявления изменений и их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Мониторинг земель впервые получил самостоятельный юридический статус в 1991 г. в связи с принятием Земельного кодекса РСФСР. Содержание и порядок мониторинга земель определяется "Положением о мониторинге земель", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 15 июня1992 года, а с 1993 г. он выделен в качестве подсистемы в Единой государственной системе экологического мониторинга. Мониторинг земель ведется Государственным земельным комитетом РФ и Министерством природных ресурсов РФ по единой системе за счет ассигнований из республиканского бюджета РФ и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и других платежей за землю.
Объектом мониторинга земель являются все земли РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.
Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель (слайд 3):
-
мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
-
мониторинг земель населенных пунктов;
-
мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обо роны и иного назначения;
-
мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
-
мониторинг земель лесного и водного фонда;
-
мониторинг земель запаса.
В зависимости от территориального охвата осуществляется (слайд 4) федеральный, региональный и локальный мониторинг земель. Федеральный мониторинг охватывает всю территорию РФ. Региональный мониторинг - территории, имеющие физико-географические, экономические, административные и иные границы.
Локальный - ведется на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользовании и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.
В основу осуществления мониторинга земель положена разработка нормативно-правовой, научно-методической, организационной базы, производственных технологий, обеспечивающих постоянно действующую систему контроля и слежения за состоянием земель и качественным их использованием.
Работы по мониторингу земель проводятся по следующим направлениям (слайд 5,6):
1. Научно-методическое направление включает в себя:
-
разработку методик и технических заданий для картографирования земель, выявление закономерностей деградационных процессов;
-
разработку порогов допустимой антропогенной нагрузки на поч вы и растительность;
-
методическое обеспечение всех видов работ, связанных с мони торингом земель.
2. Аналитическое направление составляют:
-
анализ, обобщение и систематизация результатов почвенных и геоботанических обследований с последующей обработкой пер вичных данных;
-
составление тематических карт состояния и деградации земель.
3. Информационно-техническое направление предусматривает:
3.1. создание автоматизированной информационной базы мониторинга и обслуживание пользователей информации;
3.2. разработку программ мониторинга и рекомендаций для внедре ния предложенных мероприятий;
3.3. обработку и систематизацию данных по мониторингу земель. 4. Прикладное назначение:
-
обоснование прогноза развития негативных явлений и разработка мероприятий по их предотвращению;
-
информационное обеспечение земельного кадастра результатами контроля за качеством почвы и растительности;
-
разработка и выдача предложений местным органам власти, Управлению сельского хозяйства, Госкомэкологии по предотвращению нарушений рационального пользования землей, а так же по повышению ее плодородия.
При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы (слайд 7):
-
эволюционные (связанные с естественно-историческими процессами развития);
-
цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными пе риодами изменениями природного характера);
-
антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
-
чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийны ми и экологическими бедствиями и др.).
Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:
-
состояния землепользовании, угодий, полей, участков;
-
процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастанием сельскохозяйственных уго дий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионук лидами, другими токсичными веществами;
-
состояния береговых линий рек, озер, водохранилищ, гидротехнических сооружений;
-
процессов, вызванных образованием оврагов, оползнями, землетрясения ми, карстовыми, криогенными и другими явлениями;
-
состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов топливо-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных про мышленных отходов и радиоактивных материалов.
Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными.
Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.
По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.
Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в местных органах Госкомзема и в соответствующих государственных комитетах республик в составе РФ.
Для получения необходимой информации при мониторинге земель применяются (слайд 8):
-
дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппа ратов, высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и др.);
-
наземные съемки и наблюдения;
-
фондовые данные.
Главное назначение съемок и наблюдений с космических аппаратов и высотных самолетов - получение характеристик состояния земель на глобальном и региональном уровнях.
Съемки и наблюдения с помощью малой авиации проводятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации.
Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с использованием полигонов эталонных участков, стационарных и передвижных лабораторий.
В зависимости от сроков и периодичности проведения осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель (слайд 9):
-
базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);
-
периодические (через год и более);
-
оперативные (фиксирующие текущие изменения).
Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий обобщаются по районам, городам, областям, краям, республикам в составе РФ и РФ в целом, а также по отдельным природным комплексам.
Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется местными органами по земельным ресурсам районов, городов и областей с использованием данных базового и периодического мониторинга.
Полученные данные накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.
К сожалению, в настоящее время еще не сложилось единообразного, устоявшегося понимания сущности мониторинга земель. Представляется правильным рассматривать его как комплексное явление - это и система научно-производственной деятельности по получению информационных ресурсов, и сама информационная система по характеристике состояния земель. Информационные фонды мониторинга земель в совокупности с фондами государственного земельного кадастра являются основой для управления земельными ресурсами. Наконец, это активно развивающееся в современных условиях новое научное направление на стыке географии, технических и экономических наук. Оно представляет собой сложный синтез определенных разделов, часто далеких друг от друга дисциплин (архитектура и градостроительство, медицина, почвоведение, экология и др.), опирающийся на оригинальные методы исследований.
В мониторинге земель ключевой задачей является анализ и оценка негативных процессов на землях. Часто требуется оценить роль реальных и возможных в будущем ущербов от негативных процессов, снижающих качественные характеристики рельефа, почв и других компонентов земель. Негативные процессы на городских землях могут сильно влиять на их состояние, существенно снижая их качество. Оценка ущербов, вызываемых негативными процессами, причиняемых городу отрицательным влиянием деятельности предприятий организации и отдельных лиц, а также нарушениями земельного законодательства, занимает важное место в практике городского землепользования.
Базовой составляющей земель как важнейшего элемента городской среды, обеспечивающего устойчивое функционирование целостной экологической системы, является почва. Средоформирующие и средозащитные свойства имеют в основном открытые незастроенные земли, обладающие определенным почвенным и растительным покровом. Они подвергаются отрицательным последствиям негативных процессов в первую очередь. Поэтому в условиях городов, а тем более крупных городских агломераций, жизненно необходимо принимать особые меры по обеспечению охраны почв. Для земель города из наиболее серьезных негативных процессов экологического характера весьма характерны их захламление и химическое загрязнение, влияющие, в первую очередь, на состояние почв.
- Объекты, основные элементы, цель и задачи экологического мониторинга
- Классификация по наблюдениям за реакцией составляющих биосферы (слайд 3)
- Классификация по факторам и объектам воздействия (слайд 4)
- Классификация по масштабам воздействия (слайд 5)
- Лекция №3
- Единая государственная система экологического мониторинга (cлайд 1)
- Мониторинг промышленного предприятия (слайд 5)
- Лекция 6: Методы и средства экологического мониторинга (слайд 1)
- Газовая и жидкостная хроматография
- Лекция 7: биологический мониторинг Общие представления о биологическом мониторинге
- Лекция 8: Наблюдения и контроль состояния атмосферного воздуха и поверхностных вод Наблюдения и контроль состояния атмосферного воздуха
- Лекция 9: Наблюдения и контроль состояния почвенного покрова
- Лекция 10: Мониторинг земель (мониторинг литосферы)
- Лекция № 11: Мониторинг и прогнозирование чс
- Лекция 12: Оценка экологического состояния окружающей среды
- Лекция 13: Оценка экологического ущерба от загрязнения окружающей среды Общие сведения
- Лекция 14, 15: Нормирование качества ос. Основные понятия, определения и структура системы нормирования
- Лекция 16: Дистанционные методы зондирования в экологическом мониторинге
- Физическая сущность дистанционного зондирования
- Фотографическое зондирование Земли из космоса