logo
экология(экз

24. Экономический механизм финансирования охраны окружающей среды

Задачи экономического механизма охраны окружающей при­родной среды: планирование и финансирование мероприятий по охране при­роды; предельно допустимых норм выбросов и сбросов загрязняю­щих веществ в окружающую природную среду, порядка раз­мещения отходов; разработка системы платежей за использование природных ре­сурсов, осуществление выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; установление системы налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении предприятиями малоотходных и ресурсосберегаю­щих технологий, а также при использовании нетрадиционных видов энергии, других эффективных мер по охране окружаю­щей природной среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного ок­ружающей природной среде и здоровью человека.

Последние десятилетия экологи называют периодом регламен­тированных взаимоотношений с природой, поскольку возросла актуальность количественных и качественных оценок не толь­ко ее состояния, но и регулирования размеров антропогенной нагрузки. Основу законодательства, предусматривающего по­рядок использования и охраны природной среды, а также обе­спечивающего безопасность среды для человека, составляет система экологического нормирования. Государственные при­родоохранительные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природо пользовате­лями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, производят их социально-эко­номическую оценку.  Лимиты на природопользование представляют собой систему экологических ограничений по территориям и предусматрива­ют установленные на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбро­сов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Лимиты на природопользование устанавливаются для предпри­ятий-природопользователей специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды с учетом экологической обстановки в опреде­ленном регионе. Возмездный характер природопользования означает установле­ние платы за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, за другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (землю, недра, воды, лес и иную рас­тительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах уста­новленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды, другие видывоз­действия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения как в пределах, так и сверх установленных лимитов. Единая система внебюджетных государственных экологическихфондов создается в целях восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и решения других природоохранительных задач. В эту систему входят фе­деральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Средства на счет фондов посту­пают от предприятий, учреждений, организаций, а также ино­странных юридических лиц и граждан.