logo
экология(экз

33. Экологическая стандартизация и паспортизация

Экологическая паспортизация

Экологический паспорт природопользователя. В данном документе, обобщается информация об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды при использовании природных ресурсов.

    Экологический паспорт является с одной стороны наиболее полным документом о природоохранной деятельности предприятия, а с другой - информационной базой для целей управления природоохранной деятельностью на предприятии.

    Утвержденный в ГУПР субъекта федерации экологический паспорт может использоваться для формирования документов на получение природопользователем разрешений на выбросы, размещение отходов производства и потребления, лицензии на специальное водопользоваание, решения о выполнении требований экологической безопасности производства, для заполнения форм госстатотчетности (2ТП-воздух, 2ТП-водхоз, 2ТП-токсичные отходы и др.), установления налоговых льгот, для целей экологического страхования и экологического аудита. Экопаспорт подлежит пересмотру один раз в5 лет.

В него входят свыше 30 различных основных сведений о природоохранной деятельности предприятия, такие как:

• Общие сведения о природопользователе  • Сведения о динамике землепользования, размер санитарно-защитной зоны, численность населения, проживающего в зоне влияния предприятия и т.д. • Сведения о выпускаемой природопользователем продукции  • Краткая характеристика производств  • Эколого-производственные показатели  • Эколого-экономические показатели  • Использование природных ресурсов, и др.

Государтвенные стандарты (ГОСТ) относятся к подзаконным правовым актам.

Стандарт (от англ. Standart – норма) – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», введеный в действие в 1977 г.

Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0 – основные положения; 1 – гидросфера; 2 – атмосфера; 3 – почвы; 4 – земли; 5 – флора; б – фауна; 7 – недра.

По направлениям действия государственные стандарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды:

1 – термины, классификации, определения; 2 – нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов; 3 – правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов; 4 – методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия; 5, 6 – требования к средствам контроля и защиты окружающей среды; 7 – прочие стандарты.

В полное обозначение стандарта СООП входят индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания.

Так, например, если требуется выяснить, какие существуют нормы и методы измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах тракторных и комбайновых двигателей, то следует обратиться к ГОСТ 17.2.2.05-86.

В данном примере «17» обозначает номер системы, 2 — номер подсистемы (группы) – атмосферу, 2 – вид стандарта – нормы и методы измерений, 05 – номер стандарта и 86 – год издания.

Экологическая паспортизация служит для документального описания эколого-экономических      характеристик объектов природоохранной деятельности.

34. ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД

На сегодняшний день для удаления из стоков растворенных неорганических и органических веществ, а также суспензированных и эмульгированных примесей применяют физико-химические методы очистки воды. Хотя очистка с применением этих методов требует дорогих реагентов, она широко используется из-за своей эффективности, а иногда просто невозможно произвести очистку стоков другими способами (например, многокомпонентных сточных вод с малой концентрацией загрязнений).

 К физико-химическим методам относятся коагуляция и флокуляция; флотация; ионный обмен; адсорбция; экстракция; обратный осмос; ультрафикация; кристаллизация; дистилляция; ректификация; электродиализ; дезорация.

 Растворы коагулянтов и флоккулянтов подаются дозировочным насосом в смеситель, где смешиваются со сточной водой в течение нескольких минут. Затем эта смесь направляется в камеры хлопьеобразования, где выдерживается до 30 мин в камере горизонтальной или до 10 минут вертикальной конструкции. После образования хлопьев обработанные стоки поступают на механические очистные сооружения (отстойники, гидроциклоны).

 Сточные воды, содержащие фенол, после механической очистки поступают в экстрактор (механический резервуар с перегородками или мешалками) сверху, а экстрагент, плотность которого меньше плотности воды, снизу. Из-за разности плотностей при смешивании воды с экстрагентом образуются встречные вертикальные потоки (вода опускается вниз, а экстрагент поднимается вверх), в результате чего вода отдает фенол экстрагенту. Очистка экстракцией весьма эффективна.

 Химическую очистку применяют в тех случаях, когда обеззараживание стоков возможно лишь в результате химических реакций стоков с реагентами и образованием новых веществ, которые легче удалить из сточных вод. Таким образом действуют, например, компании, осуществляющие чистку канализации. В результате протекания реакций конденсации, окисления, нейтрализации появляются менее токсичные вещества и соединения; растворимые соединения превращаются в нерастворимые; кислые и щелочные стоки — нейтрализуются.

 Применение методов химической очистки требует больших расходов реагентов, а образующиеся в результате реакций новые вещества загрязняют воду, и требуется дополнительная очистка другими способами.

 Работе систем автоматического регулирования (САР) процессов нейтрализации кислот в сточных водах обычно предшествует предварительное усреднение состава стоков по принципу регулирования параметра рН, а после этого используют другие методы очистки стоков. Величина рН является наиболее универсальным параметром регулирования процессов химической очистки бытовых и промышленных сточных вод. Она характеризует степень кислотности или щелочности стоков, определяет скорость и направление большинства реакций.

 

 

 

37. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Порядок пользования природной средой и природными ресурсами основывается на принципах охраны природной среды и неистощимости использования природных ресурсов, создания нормальных экологических и экономических условий для ныне живущих и будущих поколений, обеспечения приоритетных направлений природопользования, учета и контроля за окружающей средой. Эффективными средствами охраны окружающей среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензия, договор и лимиты. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы. В лицензию на комплексное природопользование включают: — перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия; — нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов; — перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов; — нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов; — экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность; Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды России сроком на один год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты окружающей среды, но и как один из способов регулирования природопользования. Принципы неистощимости природных ресурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, т. е. в тех случаях, когда использование одного ресурса не оказывает вредного воздействия на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, приро-I допользователь должен заключить договор о комплексном при-водопользовании. Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользо-!вателя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда. Составной частью экономического механизма охраны окружающей среды является также лимитирование природопользования. \ Лимиты на природопользование — предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок. Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т. д. За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты как система экологических ограничений экономическим путем побуждают природопользователя бережно относиться к природной среде, сокращать отходы, уменьшать выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, переходить к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям. Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договоры на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.