1.1 Понятие отходов и обращения с отходами
Всё то, что добывается, производится и потребляется, рано или поздно превращается в отходы. Отходами называются продукты жизнедеятельности человека в промышленности, в быту, на транспорте, которые не используются непосредственно в местах своего образования и которые реально или потенциально могут быть использованы как сырье в различных отраслях хозяйства.
Проблема отходов многогранна. С одной стороны, большинство видов отходов можно рассматривать как вторичные материальные и энергетические ресурсы, для использования и переработки которых имеются соответствующие технологии, с другой стороны – как загрязнители атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв, растительного мира в силу их токсичных и других опасных свойств. Образование и накопление отходов производства и потребления ведет к нарушению экологического равновесия природной среды и представляет реальную угрозу здоровью населения [13, с. 296].
В сфере управления обращения с отходами Минской области существуют проблемы инфраструктурного, институционального и финансового характера.
Среди наиболее актуальных инфраструктурных проблем можно выделить следующие: изношенность основных фондов системы сбора и перевозки отходов; неработающие пункты досортировки отходов; неразвитая система сборов опасных отходов, входящих в состав твёрдых коммунальных отходов; нерешённость вопросов использования, обезвреживания или хранения собранных опасных отходов (элементов питания, бытовой техники, отработанных ртутьсодержащих ламп и т.д.); низкий уровень извлечения вторичных материальных ресурсов; для сбора вторичных материальных ресурсов используются контейнеры малой ёмкости 0,75 куб. метра, они имеют непривлекательный внешний вид в связи со значительным износом, используется различное цветовое решение для обозначения вида собираемых вторичных материальных ресурсов; в отдельных районах остро стоит вопрос о строительстве новых полигонов для захоронения отходов; многие полигоны захоронения отходов являются источниками загрязнения подземных вод и требуется принятие мер по снижению их негативного воздействия; в районах отсутствует спецтехника для вывоза отходов стекла [24].
В сфере финансирования затрат системы обращения с отходами можно отметить следующие: установлены низкие тарифы для населения и садоводческих товариществ, которые не компенсируют затраты коммунальных предприятий на удаление твёрдых коммунальных отходов; доход от продажи вторсырья составляет порядка 7% от общего дохода коммунальных предприятий, что является низким исходя из потенциального объёма по сбору вторичных материальных ресурсов; предприятия жилищно-коммунального хозяйства не в полном объёме используют возможности получения компенсации за сбор вторичных материальных ресурсов от ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»; предприятия жилищно-коммунального хозяйства испытывают нехватку финансовых ресурсов для покупки техники и контейнеров.[24]
Актуальной является проблема информационной работы с населением по раздельному сбору отходов и сбору опасных отходов. Согласно данным социологического опроса населения Минской области только 21% населения осуществляет сбор твёрдых коммунальных отходов. Среди основных причин, препятствующих раздельному сбору, были выделены отсутствия условий для его реализации и недостаток информации о правилах раздельного сбора.
В юридической литературе и законодательстве различных государств существуют различные подходы к определению понятия отходы.
Под отходами с экологической точки зрения понимается следующее: отходы, не используемые непосредственно в местах образования, отходы производства, быта, транспорта и др., которые могут быть реально или потенциально использованы как продукт в других отраслях хозяйства или в ходе регенерации. Негодные отходы считаются отбросами:
отходы производства, остатки материалов, сырья, полуфабрикатов, образовавшихся в процессе изготовления продукции и утратившие полностью или частично свои полезные или физические свойства (продукты, образовавшиеся в результате физико-химической переработки сырья, добычи и обогащения полезных ископаемых, получение которых не является целью данного производственного процесса, вещества, улавливаемые при очистке отходящих газов и сточных вод);
отходы производства безвозвратные, отходы, которые при данном уровне развития техники не могут быть использованы в производстве. Безвозвратными отходами производства считаются и технологические потери: усушка, улетучивание, угар;
отходы производства возвратные, остатки сырья и материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся в процессе превращения исходного материала в готовую продукцию, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного материала и в силу этого используемые с повышенными затратами или вовсе не используются по прямому назначению;
отходы производственного потребления, непригодные для дальнейшего использования по прямому назначению и списанные в установленном порядке, машины, инструменты и другие элементы, производственно технического назначения [22, с. 149].
Согласно Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства [21].
Политика Европейского Союза (далее – ЕС) направлена на выработку единого определения понятия «отходы» во всех государствах-членах ЕС. Рамочная Директива ЕС об отходах под отходами понимает «любое вещество или объект, от которых владелец избавляется, имеет намерение избавиться или должен избавиться» [9].
Легальное определение термина «отходы» содержится Законе Республики Беларусь «Об обращении с отходами». Так, согласно ст.1 вышеуказанного Закона под отходами понимаются вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства [2].
Кроме того, в Законе Республики Беларусь «Об обращении с отходами» в качестве объектов правового регулирования рассматриваются не только сами отходы, но и порядок обращения с ними. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами», обращение с отходами – это деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов [2].
В зависимости от вида отходов их правовое регулирование осуществляется специальным законодательством. Так отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы, драгоценные камни, регулируются законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях и иным специальным законодательством; отношения, связанные с платежами при обращении с отходами, регулируются налоговым законодательством, законодательством о коммунальном хозяйстве, о ценообразовании, гражданским и иным законодательством и т.д. [2].
- Курсовая работа
- Реферат
- Abstract
- Содержание
- Введение
- 1 Теоретико-правовые основы обращения с отходами производства и потребления
- 1.1 Понятие отходов и обращения с отходами
- 1.2 Классификация отходов
- 1.3 Правовые основы регулирования обращения с отходами
- 2 Правовой механизм обеспечения безопасного обращения с отходами
- 2.1 Нормирование и учет в области обращения с отходами
- 2.2 Контроль и государственный надзор в области обращения с отходами
- 2.3 Ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами
- Заключение
- Список использованных источников