logo
Kopia_Vse_bilety_otvety_polnye_1

3. Экологическая экспертиза: сущность, классификация, процедуры, принципы, методы и организация.

В нашей стране ликвидирована с 2007г. В 1995 г. в РФ вступил в силу закон "Об ЭЭ". ЭЭ – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Основные принципы проведения экологической экспертизы являются: 1. презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; 2. обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; 3. комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду; 4. независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий; 5. научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы; 6. гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения; ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

Цель – предупреждение осуществления деятельноясти, не соответсвующей экологическим требованиям, наносящей вред окружающей природной среде и природным ресурсам, здоровью людей, имуществу, экономическим и иным интересам общества. Задачи заключаются в выявлении возможных отрицательных экологических, экономических и иных социальных последствий, которые могут наступить при реализации планируемой деятельности.

Методы. Наиболее простым методом выявления потенциально значимых воздействий является просмотр исчерпывающего списка компонентов среды обитания и выделение тех из них, на которые намечаемая деятельность может оказать значимое воздействие – метод списка. Содержит от 50-100 пунктов. Достоинство – простота их использования, недостаток – трудности учёта непрямых воздействий. В нач 70-ых гг эколог Леопольд метод матрицы, в котором столбцы соответст различным этапам осуществления проекта и видам деятельности, а строки – компонентам ОС. На пересечении строк и столбцов можно при помощи условных знаков указывать значимость, степень предсказуемости. Матрицы помогают выявлять значимые воздействия более систематично, чем метод списков. С помощью метода матриц легко учитывать опыт прошлых лет. Недостаткам является неприспособленность к выявлению непрямых, опосредованных воздействий. Матрицы трудны к применению. Для более систематического выявления непрямых воздействий применяются пошаговые матрицы. Метод сетей. Сети отражают взаимоотношения в экологических системах и позволяют отследить непрямые воздействия намечаемой деятельности. ЭЭ должна осуществляться на твердой законодательной основе, правовых документах: з-н об ООС; З-н об ЭЭ; положении о порядке проведения ГЭЭ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.06.96 № 698; ведомственных инструкциях Министерства природных ресурсов.

Порядок и процедура проведения ЭЭ. При соответствии требований ст.14 ФЗ "Об ЭЭ" и "Положения о порядке проведения государственной ЭЭ", заказчику предоставляется смета расходов и выставляется счет на оплату всех работ, связанных с проведением государственной ЭЭ. Начало срока проведения ГЭЭ устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экспертизы не должна превышать 6 месяцев.

Для проведения ЭЭ создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов. В соответствии со ст11 и 12 ФЗ "Об ЭЭ". Материалы по объектам ГЭЭ федерального уровня направляются заказчиком в Госкомэкологию России, а по объектам ГЭЭ уровня субъектов Российской Федерации - в территориальные органы Госкомэкологии России. При представлении документации, не соответствующей указанным требованиям, Госкомэкология России (либо его территориальный орган) в течение 7 дней со дня регистрации поступивших материалов направляет заказчику уведомление о некомплектности материалов и сроках их представления. В процессе работы экспертной комиссии проводится организационное заседание, на котором заслушивается доклад разработчиков представленных на экспертизу материалов, определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, утверждается календарный план работы экспертной комиссии. Затем подготавливаются индивидуальные экспертные заключения, которые обсуждаются экспертами на заседаниях групп, после чего формирует заключение руководитель экспертной комиссии. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем. При необходимости в ходе работы экспертной комиссии организуется выезд группы на место предполагаемой реализации объекта экспертизы. Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители администрации, территориального органа, общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения.

Заключение ГЭЭ может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение - одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Положительное заключение ГЭЭ не должно содержать замечаний. Заключение утрачивает юридическую силу при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного решения, а также при реализации объекта экспертизы с отклонениями от документации, прошедшей экспертизу.

Заключение ГЭЭ может быть оспорено только в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. ЭЭ может быть проведена повторно, основанием для повторного рассмотрения материалов по объектам экспертизы являются: доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в уведомлении экспертного подразделения, проводившего первоначальное рассмотрение материалов, направленных на государственную экологическую экспертизу, или содержащихся в отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы; изменение условий природопользования; реализация объекта экспертизы с отступлениями от ранее принятых решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы; истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; решение суда, арбитражного суда.

Повторная государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, как правило, в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе и образуется тем же уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы. Финансовое обеспечение повторной государственной экологической экспертизы осуществляется заказчиком в установленном порядке. В случаях проведения повторной государственной экологической экспертизы по поручению судебных органов решение о компенсации затрат на проведение государственной экологической экспертизы принимается судом. После завершения повторной государственной экологической экспертизы заключение ГЭЭ направляется судебному органу, по решению которого она проводилась. Поэтому реализация в нашей стране закона "Об экологической экспертизе" является важным шагом к улучшению экологической обстановки в России.