logo
Kopia_Vse_bilety_otvety_polnye_1

3. Экологический мониторинг, его научные основы и структура. Виды мониторинга. Нормирование загрязнения окружающей среды.

Термин “экологический мониторинг” появился в 70е гг. ХХ века. Сначала он имел глобальный характер. Состояние природных компонентов вызывало опасение: деградация, загрязнение атмосферы→можно ожидать климатических сдвигов, образовался Лос-анджелесский смог; почвенный покров – земледельческая деградация, химическое загрязнение, агроистощение; животный и растительный мир – синантропизация, снижение разнообразия. Не было систематизированных данных для решения экологических проблем→ нужно создать экологический мониторинг.

Развитие фундаментальной экологии позволили ей решать прикладные задачи.

Сам термин ввели политики перед Стокгольмской конференцией по проблемам окружающей среды в 1972 г.: определили состав, структуру экологического мониторинга.

1974 год – Межправительственное совещание в Найроби: создание Глобальной Системы Мониторинга Окружающей Среды (ГСМОС). Создан с целью предотвращения отрицательных последствий деятельности человека.

Современные тенденции в развитии экологического мониторинга:

- развитие ретроспективного мониторинга;

- развитие прогностических функций мониторинга на основе применения компьютерных технологий;

- биоиндикация антропогенных воздействий (система ПДК примитивна, биоиндикация лучше);

- развитие экологической токсикологии;

- развитие экологического нормирования воздействия на ОС;

- развитие экологической экспертизы.

Проблема: мало заказчиков в экологической информации, проблема передачи информации от эко мониторинга к управляющим структурам.

Экологический мониторинг – это информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии ОС, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Цель – предотвращение отрицательных последствий хозяйственной деятельности на природную ОС, использование благоприятных изменений ОС для ведения хозяйственной деятельности.

Задачи:

- создание репрезентативной системы наблюдений;

- создание системы экологической оценки состояния ОС;

- предсказание изменений ОС.

Классификация:

- по пространственному признаку – глобальный, региональный, локальный;

- по объекту слежения – фоновый, импактный, тематический, территориальный;

- по времени изучения – текущий, ретроспективный, перспективный;

- по иерархии – макро-, микро-, мезоэкосистемный;

- по техническому обеспечению – наземный, дистанционный;

- по организационным особенностям – международный, государственный, общественный, ведомственный;

- системный подход – медико-биологический, климатический, биосферный.

1983 год – создание ЕГСЭМ (пункты наблюдения и главный центр сбора и анализа эко информации; все обязанности возложены на МПР).

ЕГСЭМ функционирует на четырех уровнях: федеральный, бассейновый, субъектов РФ, локальный (хозяйствующих субъектов).

Федеральный уровень – МПР, МСХ, Федеральная служба гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральная служба земельного кадастра. Существуют системы наблюдений за атмосферой, поверхностными водами, морской средой, околоземным космическим пространством, трансграничный перенос вещества. Государственный Российский мониторинг особо включает в себя мониторинг уникальной экосистемы оз. Байкал, Континентального шельфа РФ, внутренних и территориальных морских вод РФ.

МПР – координация всех ведомств в области ЭМ, установление порядка ведения мониторинга.

МСХ – мониторинг водных биологических ресурсов, выявление новых объектов и районов промысла.

СЭС – мониторинг воздействия вредных факторов среды на здоровье человека.

Минатом и Минобороны – сами проводят мониторинг.

Роскартография – обеспечивает картографической и топографической продукцией, в т.ч. электронные карты и ГИС.

Одной из основных задач Государственного мониторинга является обеспечение потребности государства и юридических и физических лиц в информации, необходимой для предотвращения отрицательных последствий.

Бассейновый уровень. Мониторинг осуществляет бассейновое водохозяйственное управление, различные геологические центры, уполномоченные территориальные органы МПР.

Региональный уровень. Территориальные органы МПР, Фед. службы по метеорологии.

Локальный уровень. В рамках каждого предприятия (где ведется наблюдение за различными экологическими аспектами), передача информации уполномоченным органам.

Экологическое нормирование – установление уполномоченными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

Выделяют критерии экологического нормирования:

* природозащитные – сохранение природы;

* антропо-экологические (санитарно-эпидемиологические);

* эколого-ресурсные;

* эколого-социальные – рассматривается воздействие на группу людей;

* эколого-хозяйственные – “природа – население – хозяйство”;

* критерии качества ОС – оценка как всей ОПС, так и отдельных её компонентов.

Система экологических нормативов:

- нормативы качества окружающей среды (ПДК, ПДУ, ПДД);

- нормативы вредного воздействия на ОС (ПДВ, ПДС);

- нормативы изъятия природных ресурсов.

Функции нормативов:

- устанавливают определенную величину вредного воздействия на ОПС;

- служат для оценки состояния атмосферы, гидросферы, педосферы по химическим, физическим и биологическим характеристикам;

- учитываются при оценке намечаемой хозяйственной деятельности.

Билет №24