logo
Лекции / Лекции по экологии / lekcii-po-ekologii-tehn

3. Система экологического контроля в России.

Экологический контроль — проверка соблюдения предпри­ятиями и гражданами экологических требований по охране ок­ружающей природной среды и обеспечению экологической бе­зопасности. Контроль осуществляют законодательные и испол­нительные органы, а также специально уполномоченные орга­ны.

Цель экологического контроля — охрана окружающей при­родной среды путем предупреждения и устранения экологичес­ких правонарушений для обеспечения устойчивого развития. Различают следующие формы экологического контроля: инфор­мационный (сбор и обобщение экологической информации), предупредительный (предотвращение наступления вредных последствий) и карательный (применение мер государствен­ного принуждения к эконарушителям).

Должностные лица органов государственного экологического контроля (государственные инспекторы) имеют широкие полно­мочия. В частности, согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) (ст. 66), они имеют право:

• принимать решения об ограничении, приостановлении « запрещении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими экологического за­конодательства;

• привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодатель­ства.

Помимо государственного, в нашей стране действует еще производственный и общественный экологический контроль. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, которая проверяет выпол­нение планов и мероприятий по выполнению требований при­родоохранного законодательства на самом предприятии. Все большее развитие получает общественный контроль, когда кон­троль за выполнением природоохранных требований осуществ­ляется со стороны профсоюзов, общественных экологических объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Правовой механизм управления природопользованием и ох­раной окружающей природной среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертиза. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.

Под государственной экологической экспертизой (ГЭЭ) по­нимают предварительную проверку представленных материа­лов специальной комиссией, назначаемой государственным природоохранным органом. Ее задача — оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам. Объектами государствен­ной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные материалы, документация по созданию новой техники и технологий, выпуск новых видов продукции, сырья, веществ, а также проекты стандартов и нормативов и др.

В соответствии с Законом РФ «Об экологической эксперти­зе» (1995 г.) она должна осуществляться на принципах обяза­тельности ее проведения, научной обоснованности и законнос­ти выводов, независимости, вневедомственности в организа­ции и проведении, широкой гласности и участия общественно­сти.

Кроме государственной существуют и другие виды экспер­тиз — общественная, научная и др., которые проводятся обыч­но на добровольной основе и носят рекомендательный или ин­формационный характер.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002) предусматривает право граждан на создание обще­ственных экологических объединений, которые наделяются бо­лее широкими правами, чем отдельные граждане. В настоящее время в России действует более 100 эколого-культурных объе­динений (Российский экологический союз, Всероссийское общество охраны природы, Российское движение «зеленых» (РДЗ), общественное научное объединение — Российская экологическая академия (РЭА) с сетью региональных отделений.

В сравнении с государственным экологическим контролем общественные экологические объединения обладают меньши­ми возможностями, но их роль может быть весьма значительной. Например, в соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «Об охране окружающей среды», они име­ют, в частности, право:

• разрабатывать, утверждать и обнародовать свои програм­мы;

• требовать своевременной и полной информации о состо­янии окружающей среды;

• требовать назначения государственной экологической эк­спертизы и рекомендовать своих представителей для уча­стия в ней;

• настаивать на ограничении или прекращении деятельно­сти экологически опасных производств путем подачи в органы государственной власти, органы местного само­управления и суды соответствующих обращений.

За последние годы по требованию общественных экологи­ческих организаций в России приостановлена деятельность свы­ше тысячи предприятий.