1.3 Локальный мониторинг, как составная часть комплексного анализа качества окружающей среды
В комплексной оценке окружающей среды применяются различные виды мониторинга – глобальный, региональный, импактный, причем последний вид мониторинга в сложившихся условиях постоянного техногенного воздействия различных загрязнителей приобретает очень важное значение при организации и ведении наблюдений на отдельном предприятии, компоненте экосистемы.
Локальный мониторинг окружающей среды (ЛМ) включает систему наблюдения и контроля в зоне производственной деятельности предприятия и в районах, прилегающих непосредственно к территории промзоны. Методика анализа - регламентированная совокупность операций, производимых с аналитической пробой для получения данных о количественном содержании вещества в анализируемой пробе.
Локальный мониторинг осуществляется в целях:
- получения полной, достоверной и сопоставимой информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду;
-
организации систематического экологического контроля и наблюдений за состоянием источников воздействия на окружающую среду;
-
контроля за соблюдением нормативных параметров технологических процессов;
- обобщения данных наблюдений для оценки и прогноза уровней загрязнения окружающей среды;
-
разработки мероприятий по снижению отрицательного влияния источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
-
оперативного выявления опасных уровней загрязнения окружающей среды;
-
оценки эффективности осуществляемых природоохранных мероприятий;
-
обеспечения органов местного управления и самоуправления достоверной экологической информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду для принятия соответствующих решений;
- предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды средствам массовой информации, общественным объединениям, населению.
Локальный мониторинг сточных вод включает в себя получение информации о количественном и качественном состоянии сточных вод, сравнении результатов с установленными нормативами и передачу информации в различные организации, входящие в систему государственного мониторинга. В систему локального мониторинга сточных вод не входит контроль:
-
за качеством технической и хозяйственно-питьевой воды с целью оценки ее пригодности для производственных или хозяйственно-бытовых нужд;
-
за качеством технологической воды в процессе использования, в системе очистки и т.п., который диктуется целями оперативного управления производственными процессами. Порядок контроля в этих случаях определяется соответствующими проектами и технологическими регламентами. Результаты мониторинга и производственного контроля должны быть сопоставимы между собой.
В системе мониторинга большое значение в настоящее время приобрел такой вид мониторинга, как мониторинг общественный. Основная цель общественного экологического мониторинга – повышение доступности экологический информации для общественности.
Как правило, общественный экологический мониторинг организуется с целью принятия активных мер, направленных на противодействие различным организациям и предприятиям, деятельность, которых неизбежно ведет к деградации окружающей среды и ухудшает качество жизни. Экологический общественный мониторинг может осуществляться на первых стадиях проведения ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) в рамках общественных слушаний.
При проведении мониторинговых исследований на первом этапе определяют всегда источник возможного загрязнения – ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены все характеристики определенного воздействия на окружающую среду, например, технологическое оборудование и сооружения, выбросные и вентиляционные трубы и шахты, канализационные и ливневые коллекторы, места размещения и захоронения отходов, промплощадки и производственные корпуса, промышленные зоны и селитебные территории в целом и т.д.
При проведении мониторинга в агросфере руководствуются нормами и принципами проведения определенного типа экологического мониторинга. В настоящее время в агроэкологии широко используется методика проведения локального мониторинга на реперных участках. Закладка реперных участков в зоне деятельности ФГУ ЦАС и ФГУ САС (Федеральных государственных учреждений центров и станций агрохимической службы) проводится с учетом всех природно-сельскохозяйственных и производственно- технологических условий, чтобы максимально охарактеризовать все многообразие факторов, влияющих на сельскохозяйственное производство.
При работе на реперных участках локального мониторинга используют крупномасштабные (1:10000 - 1:25000) и детальные (1:1000 - 1:5000) карты. Картографической основой крупномасштабных карт служат почвенная карта и план землепользования хозяйства. В случае пересеченной местности используется топографическая карта или аэрофотоснимки соответствующего масштаба.
Реперный участок - это поле (часть поля) или отдельно обрабатываемый участок площадью не более 40 га и не менее 4 га, типичный для данного региона. Реперный участок должен отражать преобладающий почвенный покров, историю землепользования, интенсивность и характер применения средств химизации, проведения различных мелиоративных мероприятий.
При выборе места для закладки реперного участка используются материалы агрохимического и почвенного обследования и кадастровой оценки земель.
Учитываются рельеф и геоморфология, агроклиматические условия и увлажненность территории, состав сельскохозяйственных угодий, бонитет почвы, наличие техногенных загрязнителей (расстояние, их количество и мощность выбросов), роза ветров.
Каждому реперному участку присваивается порядковый номер, который остается постоянным на все время действия данного реперного участка. В зоне деятельности ФГУ ЦАС (САС) нумерация реперных участков должна быть сплошной (01,02,03,.....n). Новому реперному участку присваивается очередной порядковый номер. В случае исключения реперного участка из работы его номер не присваивается вновь закладываемому реперному участку. Жесткая (не плавающая) нумерация реперных участков позволяет надежно сохранять преемственность полученной информации.
Почва реперного участка находиться в производственном сельскохозяйственном использовании и не исключается из действующего севооборота.
Реперный участок закрепляется на местности, его географические координаты вносятся в паспорт реперного участка и отчетную форму.
К паспорту прикладывается схема расположения реперного участка на местности с привязкой к постоянным ориентирам.
На право проведения работ на реперных участках составляется договор между ФГУ ЦАС (САС) и землепользователем, который регистрируется в администрации района и области. Реперный участок включается в реестр объектов мониторинга за состоянием окружающей среды.
На реперном участке проводят следующие работы:
закладывают почвенный разрез и отбирают почвенные пробы по генетическим горизонтам;
-
отбирают почвенные образцы пахотного слоя для изучения агрохимических свойств почвы, включая содержание микроэлементов, тяжелых металлов, остаточных количеств пестицидов и радионуклидов;
-
отбирают почвенные образцы через 20 см до глубины 1 м из скважин или полуям;
-
проводят замеры гамма-фона;
- отбирают пробы растений в период уборки урожая для определения количества и качества продукции;
- отбирают пробы снега;
- отбирают пробы грунтовых вод;
- проводят сбор дождевых вод в зоне реперного участка;
- отбирают пробы воды из различных водоисточников (колодцы, озера, реки, пруды);
Отобранные образцы почвы и растений анализируют на содержание валовых, подвижных и обменных форм макроэлементов, подвижных и валовых форм микроэлементов и тяжелых металлов, радионуклидов ( стронция-90, цезия-137, плутония-239) и естественных изотопов (урана, тория, калия- 40, радия- 226), остаточных количеств пестицидов и других показателей. В регионах Российской Федерации со специфическими почвенно-климатическими условиями, при необходимости, возможен дополнительный набор показателей, позволяющих более детально и полно исследовать процессы, негативно влияющие на окружающую среду.
Вся информация, полученная на реперном участке локального мониторинга, заносится в паспорт реперного участка и отчетные формы.
Паспорт реперного участка является обязательным документом длительного хранения. Он является основой отчетности по проведению работ локального мониторинга.
- Кафедра экологии
- Комплексный анализ в оценке воздействия на окружающую среду.
- 1.1 Значение мониторинга при комплексной оценке качества окружающей среды.
- Сбросы в водные объекты в местах расположения крупных коллекторов
- 1.3 Локальный мониторинг, как составная часть комплексного анализа качества окружающей среды
- 1.3.1 Закладка почвенного разреза
- 1.3.2 Отбор проб снега и анализ снеговой воды
- 1.3.3 Отбор проб и анализ грунтовой и дождевой воды
- 1.3.4 Анализ результатов по реперным участкам
- 1.3.5 Оформление результатов и отчетность
- 1.4 Государственная экологическая статистическая отчетность.
- Инвентаризация источников воздействия на окружающую среду и отходов
- 2. Основы экономики природопользования
- 2.1 Структура затрат при различных формах финансирования природоохранной деятельности
- 2. 2 Управление природопользованием и природоохранной деятельностью
- 2.3 Экономический механизм природопользования и экономическая эффективность
- 2. 4 Экономическая оценка предотвращения ущерба при загрязнении водных обектов и атмосферного воздуха
- 2.5 Расчет платы за ущерб от загрязнения земель химическими веществами
- 2. 6 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.
- Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны I-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.), (табл. 3);
- Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны I-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.), (табл. 3);
- Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется по формуле:
- 2. 7 Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты
- Нблi вод - базовой норматив платы за сброс 1 тонны I-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.), (табл 4);
- Общая плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов определяется по формуле:
- Если нарушение правил эксплуатации сооружений и не соблюдение норм нагрузки сточных вод и веществ приводит к загрязнению подземных вод, платежи взимается как за сверхлимитное загрязнение.
- 2. 8 Расчет платы за размещение отходов.
- 3 Приложения
- Сурьма 4,5
- Плата за захламление земель несанкционированными свалками отходов (Нп)
- I зона Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская и Мурманская Области Ненецкий автономный округ 127
- III зона
- 4.Задания для самостоятельной и аудиторной работы.