Сбросы в водные объекты в местах расположения крупных коллекторов
Загрязнение почв, локально в промзонах и прилегающих территориях, в агросистемах на реперных участках
ВВ
ФОНОВЫЙ МОНИТОРИНГ
Все структурные элементы естественных экосистем: биосферные заповедники и другие особо охраняемые территории
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ
Статистический анализ качества окружающей среды в естественных экосистемах и территориальных образованиях (области, округа, районы)
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях:
-
импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе - И);
- региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона - Р);
- фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность - Ф).
Таблица 1
Классы приоритетности загрязняющих веществ
<TBODY>Класс | Загрязняющее вещество | Компоненты | Тип мониторинга |
I | Диоксид серы, взвешенные частицы, радионуклиды | Экосистем | И, Р, Ф |
II
| Озон | Абиотические | И (тропосфера), Ф (стратосфе-ра) |
Хлорорганические соединения и диоксины | Экосистем | И, Р | |
Кадмий | Экосистем | И | |
III
| Нитраты, нитриты | Биотические | И |
Оксиды азота | Абиотические | И | |
IV | Ртуть | Экосистем | И, Р |
| Свинец | Экосистем | И |
Диоксид азота | Абиотические | Ф | |
V
| Оксид углерода | Абиотические | И |
Сырая нефть | Акватории | Р, Ф | |
VI | Фториды | Абиотические | И |
VII
| Асбест | Абиотические | И |
Мышьяк | Экосистем | И | |
VIII
| Микробиологическое загрязнение | Экосистем | И, Р |
Реакциоспособные углеводороды | Абиотические | И </TBODY> |
В территориальном масштабе приоритет отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб. В отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов.
В задачу мониторинговых служб входит наблюдение за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
Основные направления деятельности экологического мониторинга:
- наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
- оценка фактического состояния среды;
- прогноз состояния и оценка прогнозируемого состояния.
Экологический контроль – это деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил; соответственно различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.
На территории бывшего СССР функционировала Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК). В 1993 году принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в РФ.
ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга должна обеспечивать:
- координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;
- регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных данных;
- хранение информации, ведение специальных банков данных;
- деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;
- доступность экологической информации широкому кругу потребителей.
Специальные программы мониторинга включают сеть системы глобального атмосферного фонового мониторинга в шести биосферных заповедниках, сеть наблюдений за химическим составом осадков, исследования состояния снежного покрова, трансграничного переноса, а также работы в области биомониторинга для оценки допустимой экологической нагрузки на экосистемы.
Допустимой считается такая экологическая нагрузка, под воздействием которой не происходит изменений в структурных элементах экосистем ни в момент действия не в отдаленной перспективе.
Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
- Кафедра экологии
- Комплексный анализ в оценке воздействия на окружающую среду.
- 1.1 Значение мониторинга при комплексной оценке качества окружающей среды.
- Сбросы в водные объекты в местах расположения крупных коллекторов
- 1.3 Локальный мониторинг, как составная часть комплексного анализа качества окружающей среды
- 1.3.1 Закладка почвенного разреза
- 1.3.2 Отбор проб снега и анализ снеговой воды
- 1.3.3 Отбор проб и анализ грунтовой и дождевой воды
- 1.3.4 Анализ результатов по реперным участкам
- 1.3.5 Оформление результатов и отчетность
- 1.4 Государственная экологическая статистическая отчетность.
- Инвентаризация источников воздействия на окружающую среду и отходов
- 2. Основы экономики природопользования
- 2.1 Структура затрат при различных формах финансирования природоохранной деятельности
- 2. 2 Управление природопользованием и природоохранной деятельностью
- 2.3 Экономический механизм природопользования и экономическая эффективность
- 2. 4 Экономическая оценка предотвращения ущерба при загрязнении водных обектов и атмосферного воздуха
- 2.5 Расчет платы за ущерб от загрязнения земель химическими веществами
- 2. 6 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.
- Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны I-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.), (табл. 3);
- Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны I-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.), (табл. 3);
- Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется по формуле:
- 2. 7 Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты
- Нблi вод - базовой норматив платы за сброс 1 тонны I-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.), (табл 4);
- Общая плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов определяется по формуле:
- Если нарушение правил эксплуатации сооружений и не соблюдение норм нагрузки сточных вод и веществ приводит к загрязнению подземных вод, платежи взимается как за сверхлимитное загрязнение.
- 2. 8 Расчет платы за размещение отходов.
- 3 Приложения
- Сурьма 4,5
- Плата за захламление земель несанкционированными свалками отходов (Нп)
- I зона Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская и Мурманская Области Ненецкий автономный округ 127
- III зона
- 4.Задания для самостоятельной и аудиторной работы.