Косвенное воздействие человека на животных
Накопление металлов в организмахчасто связано с их способностью концентрировать в своих телах и отдельных органах повышенное, по сравнению с фоновым содержанием, количество металлов. Например, в теле рыб концентрация металлов в 100000 раз выше, чем в окружающей их воде; а известны и такие виды растений и животных, в которых концентрация металлов в 1000000 раз выше, чем в воде. При длительном и постоянном воздействии загрязнителя на животный организм у него может возникнуть адаптация к этому загрязнителю. Однако, если даже такая адаптация наступает у животных организмов, последние, становясь пищей человека, могут вызывать у него различные болезни.
Приводимые в таблице11 данные по концентрации некоторых металлов показывают, насколько неравномерно происходит накопление металлов в различных организмах. Так, наиболее высокая концентрация ртути наблюдается у морских рыб и моллюсков, а мышьяка — у ракообразных, пресноводных рыб и морских растений.
Таблица 11
Аккумуляция металлов организмами
Организмы | Концентрация, мкг/кг | |||
As | Cd | Hg | Pb | |
Моллюски | — | 30 | 30 | 4 |
Морские растения | 30 | 0,4 | 0,03 | 8 |
Морские рыбы | 11 | 5 | 102 | 10 |
Ракообразные | 100 | 6 | 2 | — |
Пресноводные рыбы | 40 | 20 | 17 | — |
Попадающиев биосферу, в результате испытаний ядерного оружия и по другим причинам, радиоактивные изотопы Sr90и Cs137концентрируются в тканях живых организмов,Sr90накапливается в костях, замещая кальций и стабильный стронций, а Cs137— в мышцах, замещая калий и стабильный цезий. Факт концентрации радиоактивных изотопов в тканяхживых организмов представляет большую опасность для здоровья человека и животных.
В связи с техногеннымиизменениями в окружающей среде и широким распространениемантропогенныхландшафтов, не существующих в дикой природе (строительство городов и сёл, промышленных предприятий и дорог, появление отвалов и терриконов), многиеживотные переходят в разрядсинантропных организмов (вместе с людьми — греч.), то есть так или иначе приспосабливаются к новым условиям обитания, возникающим в связи с расселением и деятельностью человека.
Степень синантропизацииживотных проявляется различно, так как синантропы неодинаковы по степени привязанности к человеческому жилью или какому-то типуантропогенноголандшафта.
Одни из них кормятся и размножаются в поселениях человека. Это чёрная и серая крыса, домовая мышь, комнатная муха, чёрный и рыжийтараканы, домашний клоп и др.
Другие синантропы нуждаются в человеческих постройках, используя их как место размножения, а кормиться могут вне жилья. Таковы галка, домашний воробей, городская и деревенская ласточки, грачи, гнездящиеся в парках, и др. У этой группы связь с человеческим жильём менее прочна, чем у первой.
Третьи синантропы обитают вне человеческих поселений, но посещают их ради корма. Таковы сорока, ворона и др. Некоторые, как например синицы,перекочёвывают в парки и сады только в зимний период бескормицы, а весной откочёвывают обратно в леса.
Процесс синантропизации протекает на наших глазах. За последние десятилетия всё новые виды животных сближаются в своём обитании с человеком. Приведём несколько примеров.
В Канаде контейнеры с мусором на окраинах заполярных городов всё чаще посещаются белыми медведями, которые с меньшими усилиями добывают себе зимой пищу среди человеческих отбросов, чем в условиях дикой природы, когда водоёмы скованы толстым ледяным панцирем. Подобные случаи отмечались и в районах полярных зимовок и посёлков России, когда белые медведи приходили к поселениям человекавпоисках пищи, иногда даже совершая дерзкие вторжения в кухни, столовые или склады продуктов.
По сообщению газеты «Таймс», ванглийскомгороде Бристоль насчитывается 211 лисьих пар,ежегодно дающих потомство, в пятикратном размерепревышающее этопоголовье.Отмечается, что такой плотностилисьегонаселения нет в Англии ни в одном лесу и ни в одном заповеднике. Очевидно, лисы приспособились питаться отходами со стола человека, выбрасываемымивконтейнеры,игрызунами,кормящимися в складах пищевых продуктов.
К пищевым отбросам человека приспособились и чайки, ранее жившие преимущественно надморем, а теперь проникающиев глубь суши и становящиеся «городскими» птицами. При этом удивляет всеядность этих птиц, так как они нередко поглощаюти непищевые отходы человеческой деятельности — пластмассу, шерсть, дерево, спички.
Из птиц к городским условиям жизни хорошо приспособилисьврановые:серые вороны (во многих городах, в том числе и в Москве), грачи (начали даже зимовать в Москве, Варшаве,Люблине),вóроны (на окраинах Москвы, в Риге и других городах Прибалтики), сороки (в Берлине более полутора тысяч пар, стало большесорок и в Москве),сойки(в Харькове), галки (в Тарту). Врановые птицы стали господствующими видами городов, потомучто они стоят навершине эволюционного ряда развития птиц: уврановыхразвита рассудочная деятельность — птицы точно определяют степень опасности приближающегося человека, хорошо различают мужчин и женщин, взрослых и подростков; приспособились размачивать влуже или под каплями крана корку хлеба, проклювываютбумажные молочные пакеты и добывают из них кусочки масла; гнёзда на бульварах сооружаются так, чтобы из гнёзд был хороший обзор, на гнезде сидят хвостом к проезжающему транспорту, головой кпешеходнойдорожке, при этом транспорт спокойно игнорируют, но насторожённо реагируют на человека, сошедшего с дорожки в сторону гнезда.
Хозяйственная деятельность человека оказывает влияние и на миграцииперелётныхптиц. Например, целый ряд водоплавающих птиц — таких, как лебедь, различные виды уток и другие, пересекавших ранее во времяосеннегоперелёта умеренные широты России, стали оставаться на зимовку нанезамерзающихводоёмах, подогреваемых сбросами в них отработанных вод с тепловых и атомных электростанций.
В противоположность синантропам, существует много видов животных, которые не выдерживают тех изменений, какие человек вносит теми или иными путями в среду обитания. Такие животные называются мизантропами (избегающие людей —греч.). Они покидают нарушенныебиоценозы, как например, бухарскийолень,сурки-байбаки,изптиц— стрепет и др. Ареалы обитания подобных животных постепенно сокращаются, иногда до полного исчезновения.
Теперь уже никого не удивляет, что мы встречаем во многих парках Москвы, в скверах городов Прибалтики, в АкадемгородкеНовосибирска белок, безбоязненно приближающихся к человеку, нередко берущих из рук человека пищу. Известны случаи, когда белки регулярно посещают балконы или лоджии некоторых квартир многоэтажных домов, где их систематически подкармливают. Тут мы сталкиваемся уже не с процессом адаптации животных к расширяющимся человеческим поселениям, а с процессомприручения животных.
В Литвев результате проведённойпереписи приручённых зверейустановлено, что белки живут во многих квартирах горожан, заменив собойкошку. Во дворах колхозников пасутся десятки косуль. Обнаружены приручённые благородные олени, еноты, кабаны. Существуют два основных источника появления приручённых зверейблиз человека: первый— когда браконьерами убита мать недавно появившегося на свет животного, и второй— когда люди, спугнув своим приближением в лесу мать недавно рождённого детёныша, подбирают его и забирают домой.
Приручение и домашнее содержание диких животных имеет две стороны. С одной стороны, постоянное живоеобщение с таким животным может облагораживать человека, способствовать воспитанию в детях чувства любви к живому, заботы о наших «меньших братьях» и через это — и о людях. С другой стороны, мы не должны забывать, что детёныш дикого животного, лишённыйродной и естественной среды и выращенный в домашних условиях, а затем выпущенный на волю, уже не может приспособиться к естественной жизни в природной среде и погибает или от голода, или становится жертвой хищников. Нередки случаи, когда дикое животное, попав в руки несведущего человека, погибает из-за его незнания правил ухода за этим животным, требующегося состава пищи и т.д. Таким образом, необдуманный порыв несведущего и безответственного человека, подобравшего животное, оборачивается часто для самого животного трагедией.
Косвенное воздействиена животный мир происходит такжечерез антропогенное изменение среды обитания. «Изменение,сокращениеи иногда полная гибель мест обитания животных связаны с деятельностью человека, главным образом срубкойлеса и осушением болот, созданием водоёмов, поселений, аэродромов и т.п.» [Красная книга, 1976, с.16].
На громадных площадях вместо сведённых лесов появились сельскохозяйственныеугодия,а животный мир этих территорий резко изменился: исчезли лесные животныеи птицы, появились грызуны и землеройные животные. На распаханных целинных степях Казахстана вместо питающейся зеленью степнойпеструшкии обыкновеннойполёвки появились питающиеся зёрнами хомячки, фауна насекомых изменилась преимущественно в сторону развития вредителей сельскохозяйственных культур.
В Западной Сибири из-за интенсивнойхозяйственной деятельности человека в таёжной зоне происходит уменьшение численности куриных птиц. С освоением южных районов сокращается ареал лебедя-кликуна, во многих лесостепных районах исчезает кряква. Вместе с тем расширяется ареал зяблика,коноплянки и городской ласточки.
Осушение болот в Хорезмской области вызвало деградацию богатой прибрежной растительности и сокращение численности ондатры.
На Маскаренскихи Сейшельских о-вахвИндийском океане из-за сильных изменений человеком мест обитания на грани вымирания оказались уникальные пресмыкающиеся:эндемичныеудавы, геккон и др.
В водах, омывающих Северную Австралию, сильно уменьшилась численность дюгоней из-за загрязнения морей пестицидами ихлорорганическимисоединениями, а также из-за проводимых дноуглубительных работ в связи с разработкой титана на побережье, что нарушает ихподводныепастбища.
На юге Африки траловый лов анчоусов из-за выдавливания жира при подъёмекошельковых неводов и промывки траулеров вызвал массовую гибелькапскихбакланов: вследствие загрязнения оперения птицы потеряли способность летать, выходили на берег и массами гибли в коллизиях с транспортом.Подобных примеров можно привести множество.
- Геоэкология рекомендовано министерством образования российской федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экологическим специальностям Москва — 2005
- Введение
- Контрольные вопросы
- 1.1.3. Экзогенные процессы
- 1.2. Природные системы литосферы
- 1.2.1. Типы земной коры
- 1.2.2. Тектонические структуры литосферы
- 1.2.3. Рельеф земной поверхности
- 1.3. Антропогенные процессы в литосфере
- 1.3.1. Последствия опустошения месторождений полезных ископаемых
- 1.3.2. Антропогенное прогибание земной коры
- 1.3.3. Антропогенные землетрясения
- 1.3.4. Антропогенная активизация геоморфологических процессов
- 1.4. Особенности антропогенных процессов
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Гидросфера
- 2.1. Природные процессы в гидросфере
- 2.2. Природные системы в гидросфере
- 2.2.1. Вода в атмосфере
- 2.2.2. Поверхностные воды
- 2.2.3. Подземные воды
- 2.3. Запасы пресных вод и их размещение
- 2.3.1. Запасы пресных вод
- 2.3.2. Размещение запасов пресных вод
- 2.4. Антропогенные процессы в гидросфере
- 2.4.1. Сооружение водохранилищ и их влияние на окружающую среду
- 2.4.2. Экологические последствия волжских водохранилищ
- 2.4.3. Сточные воды и их образование
- 2.4.4. Загрязнение поверхностных вод суши
- 2.4.5. Загрязнение подземных вод суши
- 2.4.6. Загрязнение Мирового океана
- 2.4.7. Географические особенности загрязнения морей
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Геокосмос
- 3.1. Атмосфера
- 3.1.1. Состав и строение атмосферы
- 3.1.2. Природные процессы в атмосфере
- 3.1.3. Климатообразование
- Климатообразующие факторы
- Климатообразующие процессы
- 3.1.4. Природные системы атмосферы
- Типы климатов земного шара
- 3.1.5. Антропогенные процессы в атмосфере
- Основные антропогенные источники загрязнения воздуха
- 3.1.6. Антропогенные изменения климата и их причины
- 3.1.7. Экологические последствия антропогенной убыли озона в стратосфере
- 3.1.8. Антропогенное воздействие на околоземное пространство
- 3.2. Ионосфера
- 3.2.1. Естественные процессы в ионосфере
- 3.2.2. Антропогенные электромагнитные воздействия на ионосферу
- 3.2.3. Антропогенное формирование сферы космического мусора
- 3.3. Магнитосфера
- 3.3.1. Естественные процессы в магнитосфере
- 3.3.2. Антропогенное воздействие на магнитосферу
- 3.4. Распространение техногенного воздействия за пределы геокосмоса
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Биосфера
- 4.1. Основные свойства и функции биосферы
- 4.1.1. Биосфера и космическая энергия
- 4.1.2. Функции биосферы в развитии Земли
- 4.1.3. Взаимоотношения живых организмов в биосфере
- 4.2. Почвы (педосфера)
- 4.2.1. Факторы и процессы почвообразования
- 4.2.2. Природные типы почвообразования и почв
- 4.2.2. Земельный фонд и земельные ресурсы мира и России
- 4.2.3. Антропогенное воздействие на почвы
- 4.3. Растительность
- 4.3.1. Запасы и продукция фитомассы
- Значение лесов
- 4.3.2. Естественные процессы в растительных сообществах
- 4.3.3. Обмен веществом и энергией в растительных сообществах
- 4.3.4. Значение животных в жизни растений
- 4.3.5. Природные системы растительности
- 4.3.6. Антропогенные процессы в растительных сообществах
- 4.4. Животный мир
- 4.4.1. Естественные связи животного мира с растительностью в биоценозах
- 4.4.2. Природные системы в животном мире
- 4.4.3. Антропогенное воздействие на животный мир
- Прямое воздействие человека на животный мир
- Косвенное воздействие человека на животных
- 4.4.4. Антропогенная деградация животного мира
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Ландшафты
- 5.1. Природные процессы формирования, функционирования и развития ландшафтов
- 5.1.1. Структурно-функциональные связи ландшафта
- 5.1.2. Энергетика ландшафта
- 5.1.3. Влагооборот в ландшафте
- 5.1.4. Биогеохимический цикл
- 5.1.5. Абиотическая миграция вещества
- 5.1.6. Развитие и возраст ландшафта
- 5.2. Природные ландшафтные пояса и зоны
- 5.2.1. Природные ландшафтные пояса и зоны суши
- 5.2.2. Природные ландшафтные зоны океанов
- 5.3. Антропогенные изменения природных ландшафтов суши
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Проблемы народонаселения
- 6.1. Рост численности мирового населения в историческом аспекте
- 6.2. Демографический «взрыв»: причины и последствия
- 6.3. Предельная нагрузка на природную среду
- 6.4. Ограничители роста населения
- 6.5. Миграция
- 6.6. Современные тенденции
- 6.7. Конфликты и перенаселение
- 6.8. Глобальные прогностические модели и сценарии будущего развития человечества
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Литература
- Содержание
- Глава 1. Литосфера
- Глава 2. Гидросфера
- Глава 3. Геокосмос
- Глава 4. Биосфера
- Глава 5. Ландшафты
- Глава 6. Проблемы народонаселения
- Геоэкология