logo
ЭКОЛОГИЯ Лекция

Платы за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды

Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесом, водой, землей и другими природными ресурсами на основе рентного подхода или фиксированных платежей, размер которых устанавливается законодательно.

В ст. 20 Закона “Об охране окружающей природной среды” плата за природные ресурсы подразделяется на два основных вида – плату за пользование природными ресурсами и плату за воспроизводство и охрану окружающей природной среды.

Первый из названных видов платежей по своей юридической природе представляет собой ни что иное, как ренту – через нее реализуется право собственника на получение определенной части прибыли, полученной хозяйствующими субъектами в ходе эксплуатации природного объекта, за предоставление этого объекта в пользование. Плата за пользование природными ресурсами может взиматься в виде налогов (например, земельный налог), арендной платы и в иных формах, предусмотренных законодательством. Предельные величины этих платежей, а также порядок установления размеров и взимания устанавливаются Российской Федерацией, а дифференцированные ставки – субъектами Федерации.

Платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов призваны компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов, водных и биологических ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы. В основе размеров платежей за охрану воспроизводимых природных ресурсов лежат затраты на рекультивацию нарушенных земель, на посадку лесных культур и уход за ними, на искусственной разведение рыбной молоди, очистку и берегоукрепление водоемов. Под воспроизводством невозобновимых ресурсов (минерально-сырьевых) понимаются поиск и геологическая разведка новых месторождений полезных ископаемых. Эти платежи поступают в специальные целевые внебюджетные фонды, из которых направляются на проведение соответствующих мероприятий.

Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание уровня выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Платежи за загрязнение окружающей среды стали внедряться в Российской Федерации с 1988 г. после выхода на союзном уровне директивного документа, направленного на улучшение охраны окружающей среды и рационального природопользования, в том числе с опорой на экономические методы регулирования.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды были введены Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”. Эти платежи призваны выполнять три функции:

1) компенсационную – посредством уплаты этих платежей хозяйствующие субъекты компенсируют как правомерный, так и неправомерный вред, причиняемый природной среде в процессе своей деятельности;

2) стимулирующую – платежи способствуют снижению объемов загрязнения;

3) экономическую - эти платежи являются основным и постоянным источником поступления денежных средств, необходимых для финансирования мероприятий по охране и восстановлению природных ресурсов.

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, оказывающих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

- размещение отходов.

Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:

- в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

- в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);

- за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды*.

(* При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение до разработки соответствующих инструкций. Корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством осуществляют органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации).

Плата предприятия за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия (Ппр) в общем виде определяется по формуле:

, (1)

где Пдоп – плата за загрязнение в границах предельно допустимых нормативов;

Плим – плата за загрязнение сверх предельно допустимых нормативов, но в пределах установлденных лимитов;

Псв.лим – плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды;

Кинфл – коэффициент инфляции.

Плата предприятия за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ от стационарных источников определяется по формуле:

, (2)

где

, (3)

i = 1, 2, …, ;

n – загрязняющее вещество, выбрасываемое (сбрасываемое) в пределах допустимого норматива;

- дифференцированная ставка платы за выброс (сброс) 1 т i-го загрязняющего вещества, в пределах допустимого норматива (руб./т);

- масса i-го загрязняющего вещества, выбрасываемого (сбрасываемого) в пределах допустимого норматива (т).

, (4)

j = 1, 2, …,;

m – загрязняющее вещество с выбросом (сбросом) сверх норматива, но в пределах установленного лимита;

- дифференцированная ставка платы за выброс (сброс) 1 т j-го загрязняющего вещества сверх норматива, но в пределах установленного лимита (руб./т);

- масса j -го загрязняющего вещества, выбрасываемого (сбрасываемого) сверх норматива, но в пределах установленного лимита (т).

, (5)

l = 1, 2, …,;

k – загрязняющее вещество с выбросом (сбросом) сверх установленного лимита;

- дифференцированная ставка платы за выброс (сброс) l-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита (руб./т);

= масса l-го загрязняющего вещества, выбрасываемого (сбрасываемого) сверх установленного лимита (т).

Дифференцированная ставка платы за выброс (сброс) загрязняющего вещества определяется по формуле:

, (6)

где - базовый норматив платы за загрязнение в границах предельно допустимых нормативов;

- коэффициент экологической ситуации, учитывающий общую экологическую ситуацию и экологическое состояние водных объектов в конкретном регионе.

Плата предприятия за размещение отходов:

, (10)

где i = 1, 2, …,;

n – класс токсичности отходов, размещаемого предприятием;

j = 1, 2, …, 4 – группа территорий для размещения отходов собственно в пределах и сверх установленных лимитов (руб.);

- дифференцированная ставка платы за размещение 1 т отходов i-ого класса токсичности на территории j-ой группы (руб./т)

- масса отходов i-ого класса токсичности, размещенных на территории j-ой группы соответственно в пределах и сверх установленного лимита (т);

25 – повышающий коэффициент штрафных санкций.

Все территории, на которых производится размещение отходов, подразделяется на четыре группы:

1 – полигоны общегородского назначения для захоронения твердых бытовых отходов и твердых инертных промышленных отходов;

2 – полигоны, принадлежащие одному или группе природопользователей;

3 – территория природопользователя (временное хранение);

4 – санкционированные свалки.