Платы за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды
Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесом, водой, землей и другими природными ресурсами на основе рентного подхода или фиксированных платежей, размер которых устанавливается законодательно.
В ст. 20 Закона “Об охране окружающей природной среды” плата за природные ресурсы подразделяется на два основных вида – плату за пользование природными ресурсами и плату за воспроизводство и охрану окружающей природной среды.
Первый из названных видов платежей по своей юридической природе представляет собой ни что иное, как ренту – через нее реализуется право собственника на получение определенной части прибыли, полученной хозяйствующими субъектами в ходе эксплуатации природного объекта, за предоставление этого объекта в пользование. Плата за пользование природными ресурсами может взиматься в виде налогов (например, земельный налог), арендной платы и в иных формах, предусмотренных законодательством. Предельные величины этих платежей, а также порядок установления размеров и взимания устанавливаются Российской Федерацией, а дифференцированные ставки – субъектами Федерации.
Платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов призваны компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов, водных и биологических ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы. В основе размеров платежей за охрану воспроизводимых природных ресурсов лежат затраты на рекультивацию нарушенных земель, на посадку лесных культур и уход за ними, на искусственной разведение рыбной молоди, очистку и берегоукрепление водоемов. Под воспроизводством невозобновимых ресурсов (минерально-сырьевых) понимаются поиск и геологическая разведка новых месторождений полезных ископаемых. Эти платежи поступают в специальные целевые внебюджетные фонды, из которых направляются на проведение соответствующих мероприятий.
Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание уровня выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Платежи за загрязнение окружающей среды стали внедряться в Российской Федерации с 1988 г. после выхода на союзном уровне директивного документа, направленного на улучшение охраны окружающей среды и рационального природопользования, в том числе с опорой на экономические методы регулирования.
Платежи за загрязнение окружающей природной среды были введены Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”. Эти платежи призваны выполнять три функции:
1) компенсационную – посредством уплаты этих платежей хозяйствующие субъекты компенсируют как правомерный, так и неправомерный вред, причиняемый природной среде в процессе своей деятельности;
2) стимулирующую – платежи способствуют снижению объемов загрязнения;
3) экономическую - эти платежи являются основным и постоянным источником поступления денежных средств, необходимых для финансирования мероприятий по охране и восстановлению природных ресурсов.
Плата за загрязнение взимается с природопользователей, оказывающих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
- размещение отходов.
Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:
- в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
- в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);
- за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды*.
(* При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение до разработки соответствующих инструкций. Корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством осуществляют органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации).
Плата предприятия за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия (Ппр) в общем виде определяется по формуле:
, (1)
где Пдоп – плата за загрязнение в границах предельно допустимых нормативов;
Плим – плата за загрязнение сверх предельно допустимых нормативов, но в пределах установлденных лимитов;
Псв.лим – плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды;
Кинфл – коэффициент инфляции.
Плата предприятия за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ от стационарных источников определяется по формуле:
, (2)
где
, (3)
i = 1, 2, …, ;
n – загрязняющее вещество, выбрасываемое (сбрасываемое) в пределах допустимого норматива;
- дифференцированная ставка платы за выброс (сброс) 1 т i-го загрязняющего вещества, в пределах допустимого норматива (руб./т);
- масса i-го загрязняющего вещества, выбрасываемого (сбрасываемого) в пределах допустимого норматива (т).
, (4)
j = 1, 2, …,;
m – загрязняющее вещество с выбросом (сбросом) сверх норматива, но в пределах установленного лимита;
- дифференцированная ставка платы за выброс (сброс) 1 т j-го загрязняющего вещества сверх норматива, но в пределах установленного лимита (руб./т);
- масса j -го загрязняющего вещества, выбрасываемого (сбрасываемого) сверх норматива, но в пределах установленного лимита (т).
, (5)
l = 1, 2, …,;
k – загрязняющее вещество с выбросом (сбросом) сверх установленного лимита;
- дифференцированная ставка платы за выброс (сброс) l-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита (руб./т);
= масса l-го загрязняющего вещества, выбрасываемого (сбрасываемого) сверх установленного лимита (т).
Дифференцированная ставка платы за выброс (сброс) загрязняющего вещества определяется по формуле:
, (6)
где - базовый норматив платы за загрязнение в границах предельно допустимых нормативов;
- коэффициент экологической ситуации, учитывающий общую экологическую ситуацию и экологическое состояние водных объектов в конкретном регионе.
Плата предприятия за размещение отходов:
, (10)
где i = 1, 2, …,;
n – класс токсичности отходов, размещаемого предприятием;
j = 1, 2, …, 4 – группа территорий для размещения отходов собственно в пределах и сверх установленных лимитов (руб.);
- дифференцированная ставка платы за размещение 1 т отходов i-ого класса токсичности на территории j-ой группы (руб./т)
- масса отходов i-ого класса токсичности, размещенных на территории j-ой группы соответственно в пределах и сверх установленного лимита (т);
25 – повышающий коэффициент штрафных санкций.
Все территории, на которых производится размещение отходов, подразделяется на четыре группы:
1 – полигоны общегородского назначения для захоронения твердых бытовых отходов и твердых инертных промышленных отходов;
2 – полигоны, принадлежащие одному или группе природопользователей;
3 – территория природопользователя (временное хранение);
4 – санкционированные свалки.
- Литература
- Экология. Основные понятия
- Стратегия устойчивого развития
- Биосфера
- Экологические факторы
- Биотические факторы
- Экосистема
- Динамические процессы в экосистемах
- Загрязнение окружающей среды
- Вибрация
- Очистка и переработка технологических газов, дымовых отходов и вентиляционных выбросов
- Механические («сухие») пылеуловители
- Электрофильтры
- Аппараты мокрого пылегазоулавливания
- Скрубберы (газопромыватели).
- Очистка сточных вод
- Первичная стадия очистки сточных вод
- Удаление взвешенных частиц под действием центробежных сил
- Очистка сточных вод от мелкодисперсных примесей и маслопримесей методом флотации
- Очистка сточных вод от растворимых примесей
- Биологические методы очистки сточных вод
- Экологический мониторинг
- Классификация мониторинга.
- По масштабам наблюдения
- По объектам наблюдения
- Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения почвы по суммарному показателю представлена в табл. 3.
- Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование
- Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
- Нормативы использования природных ресурсов.
- Экологические стандарты
- Нормативы санитарных и защитных зон
- Платы за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды