logo
природопользование курс лекций

Санитарно-гигиенические нормативы

Санитарно-гигиенические нормативы — это нормативы предельнодопустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических), физических воздействий; санитарных защитных зон; предельно допустимых уровней радиационного воздействия, Цель таких нормативов — определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. И настоящее время эта часть нормативов наиболее разработана.

В соответствии с Законом РФ об охране окружающей природной среды к данной группе нормативов можно отнести нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК); предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации (рис.1) , шума, вибрации, магнитных полей; нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания (нитратов в овощах, солей в питьевой воде).

Шум, вибрация, магнитные поля и другие физические воздействия относятся условно к акустическому загрязнению окружающей человека среды. Объектом воздействия акустического загрязнения становится в первую очередь человек, его здоровье.

Шум — неизбежная реальность цивилизации. Более того, в определенных дозах он необходим человеку для сохранения жизненного фона, обеспечивающего ему безопасность. Например, шум на дорогах позволяет при определенных навыках определить характер движения автомобиля, его тип, расстояние до него, скорость и другие факторы, необходимые для безопасного перехода через дорогу. Только зрительное восприятие движущегося транспорта значительно снижает и обедняет информацию, обеспечивающую безопасность поведения человека.

Превышение же допустимых норм физического воздействия шума вызывает болезненную реакцию, адаптацию к опасности, снижает трудоспособность, приводит к нервным, психическим, раковым, сердечно-сосудистым заболеваниям. От чрезмерных воздействий страдает не только человек, но и растительный и животный мир, гибнут материальные ценности.

Предельно допустимые нормы шумового воздействия на человека устанавливаются в децибелах (Дб). Под оптимальным шумовым фоном понимают энергию шума 20 Дб, городской шум имеет в среднем уровень 30-40 Дб, предельно допустимый шум для самолетов над землей — 50 Дб (рис. 2). Шум в 90 Дб вызывает болезненные ощущения.

ПДУ шума устанавливают органы здравоохранения (в России — Госкомсанэпидемнадзор). Совместно с этой службой строительные ведомства разрабатывают и утверждают санитарные нормы и правила, предусматривающие меры защиты от шума. Другим направлением защиты от действия шума является внедрение бесшумной технологии производственных процессов, бесшумного оборудования и транспорта.

Если шум — это звук, имеющий хаотичные характеристики, то вибрация—это колебания твердого тела, воздействующие на конечности человека или его опорно-двигательный аппарат.

Вибрация измеряется также в Дб. либо измеряется виброскорость (м/с), виброускорение (м/с2). Очень важное значение имеет амплитуда и частота вибрации. Установлено, что такие части тела, как желудок и голова, особенно болезненно реагируют на определенные резонансные частоты — 6-8 Гц. Длительное влияние вибрации в процессе работы приводит к таким профессиональным заболеваниям, как язва желудка, психические и нервные расстройства, вибрационная болезнь, гипертония.

Еще одно вредное для человека внешнее воздействие, появившееся в условиях технического прогресса, — различные электромагнитные излучения. Их источниками являются высоковольтные сети переменного электрического тока, радио - и телестанции, радио - и локационные объекты, мощные электро-моторы. Предельный уровень электромагнитного воздействия, а также требования по размещению объектов, создающих электромагнитное поле, были утверждены еще Минздравом СССР.

Санитарные правила запрещают постоянное проживание в зоне электромагнитных излучений. Наряду с организационными мерами по выявлению, учету источников электромагнитных колебаний, проведению контроля за их размещением, актуальным сейчас является создание контрольно-измерительной аппаратуры для определения уровня воздействия, а также выпуск защитных материалов для использования в практике градостроительства.

К иным воздействиям относится тепловое загрязнение окружающей природной среды. Оно связано с крупными предприятиями, требующими большого количества воды для охлаждения материалов, оборудования и машин в технологических процессах. Это электростанции, атомные реакторы, металлургическое и литейное производство, прокатные станы, мощные двигатели и турбины.

Для предотвращения негативного воздействия от теплового загрязнения окружающей природной среды МПР России установило допустимое отклонение температуры воды от естественных условий. Так, в соответствии с Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, летняя температура воды в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения не должна превышать в результате сброса подогретых вод среднемесячную температуру воды самого жаркого месяца года за последние 10 лет более, чем на 3°С. Для рыбохозяйственных водоемов температура воды не должна превышать 5°С от естественной летней температуры воды.

Вместе с тем, подобное нормирование - не лучший путь решения проблемы. Наиболее эффективным является оборотное водопользование, т.е. применение замкнутого цикла.

Производственно-хозяйственные нормативы качества

Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определённой пороговой величиной. Возглавляют эту группу нормативы выбросов вредных веществ (ПДВ), К этой же группе нормативов могут относиться и другие требования, например, разделы технологических строительных норм и правил, касающиеся охраны окружающей природной среды.

С помощью этой группы нормативов качества осуществляется контроль за промышленными и другими выбросами и сбросами в окружающую среду вредных веществ, микроорганизмом, биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы. Согласно ст. 27 Закона об охране окружающей природной среды эта группа нормативов устанавливается с учётом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и вредных воздействий по каждому источнику загрязнения, на основе действующих нормативов предельно допустимых концентраций ПДК вредных веществ в окружающей природной среде.

Используя нормативы ПДК, оценивают экологическое и санитарно-гигиеническое состояние окружающей природной среды. Контроль за источником вредного действия, регулирование его поведения выполняют путем применения нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) вредных веществ (ПДВ).

Под выбросами понимается поступление вредных веществ в атмосферу.

Сброс — поступление вещества вместе со сточными водами в водные объекты.

ПДВ определяют по каждому источнику выбросов (сбросов),которых может быть несколько на одном предприятии. Источники вредных выбросов устанавливаются органами надзора и контроля путем инвентаризации.

Постановление о введении ПДВ было принято в 1978 году. Принципы формирования нормативов ПДВ были отражены в законе СССР и законе РСФСР об охране атмосферного окружающего воздуха (1980г.). Ныне действующий Закон об охране окружающий природной среды, восприняв эти принципы, распространяет их на нормирование качества всей окружающей среды,

Правительство РФ постановлением № 545 от 3.10.92 г. установило порядок разработки и утверждения экологических нормативов на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. Разработку указанных экологических нормативов организует Министерство природных ресурсов (МПР) России совместно с другими уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды, а также с участием исполнительной власти республик, краев, областей и районов.

Проекты нормативов выбросов и сбросов разрабатываются научными учреждениями на самих предприятиях с учетом предложений местных органов самоуправления и мнения общественности.

Для конкретных предприятий и организаций экологические нормативы устанавливают органы МПР России, или специально уполномоченные органы в области охраны окружающей природной среды, органы санэпиднадзора в соответствии с их компетенцией, в частности, по химическим веществам нормативы выбросов и сбросов устанавливает МПР России, по биологическим веществам и микроорганизмам, по физическим видам воздействия радиации — Госсаннадзор.

Нормативы выбросов, приводящих к загрязнению окружающей среды на большие расстояния в результате трансграничных переносов вредных веществ в межрегиональных, межгосударственных масштабах утверждаются МПР России. Кроме того, оно ежегодно осуществляет подготовку Государственного доклада "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации", в котором документально отражаются все экологические последствия природопользования за истекший календарный год. В этом Государственном докладе приводится характеристика наиболее крупных аварий в стране, ставших причиной экстремально высоких уровней за­грязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод.

Постановления Правительства Российской Федерации предусматривают два вида нормативов выбросов (сбросов) — предельно допустимые и временно согласованные.

Согласно ГОСТ 17.2.3.02-78 (Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями) ПДВ устанавливается для каждого источника загрязнения при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от группы источников населенного пункта даже с учетом перспектив развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта не создадут приземную концентрацию, превышающую предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира.

Если в воздухе городов концентрация вредных веществ уже превышает ПДК, а значение ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, то для таких предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ). Вводится поэтапное снижение показателей выбросов вредных веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ВСВ.

Установлению ВСВ предшествует работа по снижению выбросов (сбросов) вредных веществ и оздоровлению окружающей природной среды в регионах, местной администрацией, органами Госсанэпиднадзора. Головными в этой работе являются органы местной исполнительной власти МПР России.

Совместно с органами санэпиднадзора они проводят инвентаризацию выбросов и сбросов вредных веществ, разрабатывают норматив допустимых выбросов, сбросов для каждого конкретного источника. Все спорные вопросы между предприятиями и органами охраны окружающей природной среды решаются в установленном порядке. Предприятия, не согласные с установленным нормативом выбросов, могут обращаться с иском в арбитражный суд. В необходимых случаях по инициативе одной из сторон назначается экологическая экспертиза.

ГОСТ 17.2.2.01-86 (Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля воздуха населенных пунктов) устанавливает порядок контроля за чистотой атмосферного воздуха. Он предусматривает размещение стационарных, маршрутных, передвижных постов наблюдения, их количество, программу и сроки наблюдения.

ГОСТ 17.1.3.13-86 (Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения) устанавливает правило: сброс сточных вод в поверхностные воды, а также проведение различного рода работ в пределах водных объектов и водоохранных зон и производится только с разрешения МПР России. Сброс сточных вод в поверхностные и подземные воды допускается только при условии их очистки от загрязнения. Степень очистки определяется их составом и свойствами, требованиями водопользователей к качеству воды.

ГОСТ 17.1.2.04-77 (Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правил токсикации рыбохозяйственных водоемов) предусматривает нормативные требования к охране водных объектов от загрязнения нефтью, нефтепродуктами, пестицидами минеральными удобрениями.

Поэтому задача органов экологического контроля и надзора состоит в выявлении предприятий—загрязнителей окружающей природной среды и привлечению их руководителей к эколого-правовой ответственности.

К сожалению, практика не всегда следует здравому смыслу. Статистика носит противоречивый характер. В нормативы ПДВ укладывается сейчас 15-20% загрязняющих производств. Значительная доля предприятий работает на 40-50% ВСВ, а остальные, а их немало, загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяются по фактическому выбросу и сбросу на определенном временном отрезке.

Но проблема не решается из-за того, что ни одно из этих предприятий-загрязнителей нельзя привлечь ни к уголовной, ни к административной ответственности, так как они действуют на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами окружающей природной среды. Единственной формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель. Причем, такое возмещение осуществляется независимо от степени вины и, следовательно, принимает форму платежей за загрязнение.

Не менее сложным является вопрос о регулировании выбросов передвижными источниками загрязнения. По данным научных исследований, 50-60% загрязнений атмосферы происходит от автотранспортных средств. Регулирование выбросов вредных веществ автомобилями ведется по трем направлениям:

— совершенствование и разработка нормативов выбросов вредных веществ и выхлопных газов автомобиля;

— повышение экономичности двигателя;

— внедрение малотоксичного, экологически чистого топлива. К сожалению, промышленность России в решении этих вопросов пока не достигла уровня мировых стандартов.