logo
природопользование курс лекций

Тема 17. Стандарты качества окружающей среды

1. Качество среды и его составляющие

2. Санитарно-гигиенические нормативы качества

3. Производственно-хозяйственные стандарты

4. Комплексные показатели качества

В Законе Российской Федерации об охране окружающей природной среды вопросам нормирования качества посвящен самостоятельный раздел, включающий десять статей (25 - 34). Раздел содержит критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, определяет степень эффективности выполнения эколого-правового предписания.

В настоящее время используются разные нормативы качества окружающей природной среды, и функции их различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие — лимитируют вредные воздействия на природу. Однако их объединяет общность целей, так как они определяют качество не социальной, а природной среды.

Под качеством природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека обеспечивалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений нетехногенного происхождения,

В основе такого самоочищения и саморегуляции лежит принцип безотхоности процессов, происходящих в природных циклах. Это значит, что конечный продукт одного служит сырьем для следующего природного цикла.

Например, анаэробные процессы в почве, способствующие гниению органических остатков, минерализация твердых веществ или растворение минералов являются условием обеспечения ее плодородия. В следующем цикле при наличии влаги, определенного газового состояния атмосферы создаются условия для интенсивного роста растений, которые поедаются в дальнейшем животными. Остатки растений и животных, попадая в почву, снова перегнивают и являются источником накопления углерода и органических соединений в почве, также способствующих повышению ее плодородия. При этом идет воспроизводство всего живого на Земле, начиная от бактерий и грибков и кончая растительным и животным миром. Причем уровень воспроизводства не остается постоянным, а саморегулируется климатическими и другими природными условиями.

Человеческое производство (сельскохозяйственное, промышленное, техногенное), в отличие от природного, построено на отходной технологии. Конечный продукт, получаемый человеком в результате технологического процесса, используется им нерационально. Из 100% основного продукта около 90%, а иногда и более, выбрасывается человеком в отходы, которые не могут затем явиться сырьем для природных процессов (циклов). Это приводит к накоплению на поверхности Земли инертных (неусвояемых) или вредны материалов.

Нормирование качества окружающей природной среды — это процесс разработки и придания юридической нормы научно-обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания.

Норма — это мера воздействия. Предельно-допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.

Под воздействием следует понимать антропогенную деятельность, то есть ту, которая связана с реализацией экономических, культурных, рекреационных интересов человека. В результате этой деятельности человек вносит биологические, химические и физические изменения в природную среду. Эти изменения чаще всего являются вредными для всего живого на Земле. Наиболее распространенным отрицательным воздействием на природную среду является ее загрязнение.

В соответствии с Законом Российской Федерации об охране окружающей природной среды, под загрязнением понимается физическое, химическое или биологическое изменение окружающей природной среды, вызванное антропогенной деятельностью человека, содержащее угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, экологическим системам. В тексте Закона под термином "загрязнение" понимаются и другие виды неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду. Это такие негативные изменения, которые наступают в результате нарушения государственных стандартов на качество продукции, производства и потребления вследствие превышения антропогенной нагрузки на природную среду.

Нормативы качества — предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и т. п.).

В соответствии с Законом к содержанию нормативов сфор­мулированы следующие общие требования:

— экологическая безопасность населения;

— сохранение генетического фонда;

— обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Цель этих требований — обеспечить научно обоснованное со­четание экологических и экономических интересов как основы общественного прогресса.

Предельно допустимые нормы — это своего рода вынужден­ный компромис, который позволяет и развивать хозяйство, и охранять жизнь и благополучие человека.

Нормативы качества оценивают по трем показателям:

медицинским, технологическим и научно-техническим.

Медицинские показатели устанавливают пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе; техно­логические показатели оценивают уровень установленных пре­делов техногенного воздействия на человека и среду обитания; научно-технические показатели оценивают возможность науч­ных и технических средств контролировать соблюдение преде­лов воздействия по всем его характеристикам.

Нормативы качества не относятся к числу правовых норм.

Это нормы технического или технико-экономического характе­ра и сами по себе они не обладают юридической силой. Такие нормы в виде научных рекомендаций, методических разработок есть в министерствах, ведомствах, научных и проектных учре­ждениях. Они помогают в решении тех или иных вопросов, но не являются обязательными для соблюдения.

Норматив становится обязательным и имеет юридическую силу с момента утверждения его компетентным органом. Для нормативов качества окружающей природной среды такими органами являются Министерство здравоохранения и Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

Закон юридически закрепляет основные требования к нормативам качества, виды нормативов качества, органы, их утверждающие, обязанности их выполнения и соблюдения, последствия за их невыполнение. Что касается самих нормативов как технических норм, то они не входят в содержание; закона, а публикуются в специальных нормативных справочниках и изданиях.

Все нормативы качества окружающей природной среды делятся на три вида (группы): санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, комплексные.