logo
Мет_пособие_Экол_осн_природопользования

3.4.2. Мероприятия по уменьшению экологического воздействия.

В настоящее время ведутся исследовательские и конструк­торские работы, направленные на уменьшение и предотвра­щение загрязнения атмосферы транспортными средствами. Они связаны, с одной стороны, с установлением норм содер­жания вредных примесей в выхлопных газах транспортных двигателей и созданием системы контроля за их соблюдением; с другой — с поисками путей снижения токсичности выхлоп­ных газов. В этом случае встают проблемы нового топлива, новых типов двигателей, новых источников энергии, установки нейтрализаторов на двигатели. Снижение загрязнений проис­ходит при переходе на газовое топливо, поэтому сейчас многие грузовые и легковые автомобили используют пропан и бутан. С точ­ки зрения сохранения окружаю­щей среды использование в каче­стве энергоносителя водорода пред­ставляет идеальный вариант. Од­нако технологические и техничес­кие трудности сегодня не позволя­ют широко использовать этот вид топлива. Интенсивно ведется рабо­та над усовершенствованием старых и созданием новых двигателей (электромобили и пр.). Широко используется экологичный электрический транспорт.

Рациональное использование земли и сохранение почвы заключаются в прямой экономии земли при строительстве транспортных сооружений, поднятии дорог на эстакады или сооружении их в подземных туннелях, исполь­зовании земель непригодных для ведения сельского хозяйства.

К градостроительным средствам решения экологических проблем на транспорте относятся озеленение магистралей; устройство санитарно-защитных зон, отделяющих жилые кварталы от дорог, портов, аэродромов, вокзалов; создание объездных путей вокруг городов для транзитных грузо- и пассажиропотоков; совершенствование размещения в плани­ровочной структуре города грузовых устройств всех видов тран­спорта, координация и взаимодействие в единой транспортной системе.

Для успешного решения проблемы шумового загрязнения необходимо знать допустимые уровни шума. Так, максимальный уровень должен быть, например, в больничных палатах не более 50 дБа, классных помещениях — 55, залах кафе, ресторанов — 70, торговых залах магазинов — 75, домах отдыха — 45. Естественно, что уровни шума значительно выше, особенно на загруженных магистралях, у компрессорных станций. Поэтому выработанные для городской застройки нормы шума транспорта, измеренные на расстоя­нии 7,5 м от осевой линии движения, не должны превышать у легковых и грузопассажирских автомобилей 77 дБ, автопоездов с полной массой свыше 3500 кг — 84, мотоциклов — 85. При соответствующей звукоизоляции стен домов можно добиться снижения шумового загрязнения до нормативного.