2. Семинарское занятие «Шесть шляп мышления» для осмысления идей устойчивого развития
Вопросы для самостоятельной подготовки:
-
Глобальные тенденции изменения окружающей среды и связь глобальных экологических проблем с другими глобальными проблемами:
-
Глобальное изменение климата, истощение озонового слоя.
-
Обезлесение.
-
Загрязнение Мирового океана, загрязнение и истощение водных ресурсов, дефицит пресной воды
-
Деградация земель. Опустынивание (аридизация).
-
Загрязнение атмосферы и кислотные дожди.
-
Потеря элементов биоразнообразия и глобально важных генетических ресурсов.
-
Стратегии (сценарии) реагирования на изменения состояния глобальной окружающей среды.
-
«Повестка дня на 21 век» и другие документы, принятые Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) — программа развития человечества в новом веке.
-
Социальные и экологические проблемы в докладах Римскому клубу.
Методические указания:
-
Семинар проводится в форме игрового занятия «Шесть шляп мышления». Данный метод позволяет осмыслить проблемы экологического характера с различных точек зрения.
«Шесть шляп» – это шесть различных способов мышления (Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления»). Надевая одну из шляп, мы выбираем себе определенный тип мышления.
Метод «шести шляп» позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его.
Это один из инструментов развития творческого мышления.
В основе лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
-
Организовать три – четыре микрогруппы. Каждая группа готовит и обсуждает предложенные проблемы (см. вопросы 1-2; также эти идеи изложены в «Повестке дня на XXI век») с различных позиций («шляп мышления»). Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности:
-
Белая шляпа: информация (объективная оценка реальной ситуации в мире на основании фактов и цифр и способности мирового сообщества перейти на путь устойчивого развития)
Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления интересуют только факты. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?
-
Черная шляпа: критика (невозможность решения проблем и катастрофический сценарий развития)
В черной шляпе человек проявляет осторожность. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
-
Желтая шляпа: логический позитив (оптимистическое решение проблем, то есть то, что человечество способно принять, и встать на путь устойчивого развития)
Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Желтая шляпа требует переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
-
Зеленая шляпа: креативность (возможные пути перехода на путь устойчивого развития)
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
-
Красная шляпа: чувства и интуиция (личная ответственность человека в решении проблем и личный вклад каждого, осмысление собственной роли в воплощении идей устойчивого развития)
Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В режиме красной шляпы появляется возможность высказать свои эмоции, чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
-
Синяя шляпа: управление процессом (объективная оценка возможности перехода на путь устойчивого развития на основании услышанного)
Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Модератор под синей шляпой следит за процессом, результаты также суммируются под синей шляпой. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
- 1. Организационно-методический раздел
- 1.1. Цель курса
- 1.2. Задачи курса:
- 1.3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования
- 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса:
- 2. Содержание дисциплины
- 2.1. Темы и краткое содержание курса
- Раздел I. Структура современного экологического знания
- Тема 1: Введение в курс
- Тема 2: Аксиоматика экологии
- Раздел II. Экологический фактор и экономическое развитие
- Тема 3: Взаимодействие общества и природной среды
- Тема 4: Стратегия устойчивого развития
- Раздел III. Экономическая ценность природы
- Тема 5: Экономическая оценка природы
- Тема 6: Природоохранные затраты. Экономическая эффективность природоохранной деятельности.
- Тема 7: Антропогенное воздействие на окружающую среду. Экономическая оценка ущерба от антропогенного воздействия на природную среду
- Раздел IV. Инструменты экологической политики
- Тема 8: Хозяйственный (административно-контрольный) механизм охраны окружающей среды (оос)
- Тема 9: Экономический механизм охраны окружающей среды
- Раздел V. Региональная экология и территориальное природопользование
- Тема 10: Территориальный подход при решении природоохранных проблем
- Тема 11: Экологический каркас территории
- Тема 12: Экологическая диагностика региона
- Тема 13: Региональная экологическая политика
- Тема 14: Экологическая безопасность и устойчивое развитие региона
- Тема 15: Населённый пункт как экосистема
- Тема 16: Территориальные различия природоохранных проблем России
- Тема 17: Современное природопользование и экологические проблемы в различных регионах мира
- Тема 18: Глобальные общественные блага и роль России в их сохранении
- Раздел VI. Проблемы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды
- Тема 19: Экология и охрана воздушного бассейна
- Тема 20: Проблемы использования и охраны лесных ресурсов
- Тема 21: Проблемы использования и охраны водных ресурсов
- Тема 22: Проблемы сохранения биоразнообразия. Использование ресурсов животного мира.
- Тема 23: Проблемы использования и охраны земельных ресурсов
- 2.2. Примерная Тематика семинаров и практических занятий
- 2.3. Планы практических занятий
- Тема 1: Стратегия устойчивого развития
- 1. Практическая работа №1 «Мой экологический след»
- 2. Семинарское занятие «Шесть шляп мышления» для осмысления идей устойчивого развития
- Рекомендуемая литература
- Интернет-ресурсы
- Контрольный семинар
- Тема 2. Структура современного экологического знания. Экологический фактор и экономическое развитие.
- Рекомендуемая литература
- Тема 3: Экономическая оценка экологического ущерба
- Рекомендуемая литература
- Тема 3: Оценка экологического состояния территории
- Контрольный семинар
- Тема 4. Антропогенное воздействие на окружающую среду
- Рекомендуемая литература
- Тема 5: «Зеленый» бизнес
- Тема 5: Моделирование Экограда(«экосити»)
- Рекомендуемая литература
- Контрольный семинар
- Тема 6. Инструменты экологической политики
- Рекомендуемая литература
- Контрольный семинар
- Тема 7: Региональная экология и территориальное природопользование
- Рекомендуемая литература:
- 3. Практические работы
- 3.2. Дополнительные задания для премиальных баллов
- 4. Рейтинговая система оценки знаний
- 3.1. Рейтинговые баллы по видам работы
- 5. Перечень вопросов для итогового контроля (зачета) по всему курсу:
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1. Нормативно-правовые акты
- 6.2. Основная литература
- 6.3. Дополнительная литература
- 6.4. Периодическая литература
- 6.5. Справочно-правовые системы
- 6.6. Интернет-ресурсы