3.1.2.Организационные структуры управления
Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры – система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием причастны все ветви власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы. Организационно управление природопользованием осуществляется посредствомтерриториального и отраслевого принципов.
Окружающая среда как объект управления в своей основе неделима и в каждом регионе своеобразна. Объекту управления должна соответствовать и система органов управления, отражающая, с одной стороны, целостность природы, с другой – ее региональное своеобразие. Именно такой подход к проблемам природопользования обеспечивается территориальным принципом управления, который реализуется в нашей стране следующим образом.
1. Глава государства, Президент Республики Беларусь, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, директивы (в том числе касающиеся и природоохранных проблем), которые имеют силу на всей территории страны.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет территории зонами экологического бедствия.
Правительство, Совет Министров Республики Беларусь, является центральным органом госуправления и осуществляет исполнительную власть в республике, в том числе реализует государственную экологическую политику.
На местах территориальный принцип управления природопользованием реализуется областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и прочих природоохранных мероприятий.
Отраслевой принцип управления природопользованием состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рациональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств, которые относятся к органамспециальной компетенции,уполномоченным выполнять природоохранные функции. Основным государственным органом управления природопользованием в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды РБ). На него возложены следующие функции:
разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности других министерств и ведомств в этой области;
государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов;
разработка предложений по совершенствованию ХМП, экологических нормативов и правил;
проведение государственной экологической экспертизы;
обеспечение населения экологической информацией, участие в создании системы экологического образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными организациями;
осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции и др.
Подведомственными Минприроды Республики Беларусь органами управления природопользованием на местах являются 6 областных, Минский городской комитеты и 123 гор(рай)инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые выполняют в местном масштабе те же функции, что и головное министерство. Кроме того, они применяют и меры административного воздействия к субъектам, наносящим ущерб окружающей среде: налагают штрафы, направляют представления в судебные органы и пр.
В систему Минприроды входят также департамент рыбоохраны, отвечающий за использование и воспроизводство рыб и водных беспозвоночных; департамент гидрометеорологии, который проводит мониторинг состояния поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиоактивного загрязнения природной среды; производственное объединение «Белгеология», в компетенции которого, помимо геологоразведочных функций, находится мониторинг состояния подземных вод и проведение исследований, связанных с воздействием на них аварии на ЧАЭС. Иными специально уполномоченнымигосударственными органами в области охраны окружающей среды являются также:
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: на него возложено решение всех задач, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, радиоактивного загрязнения, последствий, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами.;
Министерство здравоохранения Республики Беларусь, в ведении которого находится санитарно–эпидемиологическая служба.;
Министерство внутренних дел Республики Беларусь: обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств силами экологической милиции;
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь: выполняет природоохранные функции путем предотвращения вывоза животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также препятствуя незаконному ввозу товаров, представляющих экологическую опасность;
Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС при Совете Министров Республики Беларусь;
Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь: занимается вопросами учета земель, ведением государственного земельного кадастра, осуществляет контроль за использованием и охраной земель, руководит землеустроительной службой;
Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь: осуществляет контроль за состоянием, использованием, воспроизводством и охраной лесов, а также ведет их государственный учет и государственный лесной кадастр;
Управление делами администрации Президента Республики Беларусь: осуществляет руководство природоохранной деятельностью на территории национальных парков и заповедников.
Значительную роль в организации контроля за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов выполняют общественные организации и объединения: Белорусское общество охраны природы, Белорусское общество охотников и рыболовов, Белорусское молодежное движение «Белая Русь», Белорусский социально-экологический союз, Белорусская экологическая партия «зеленых».
На уровне субъектов хозяйствования управление природопользованием осуществляет их администрация. Функции управления охраной окружающей среды на предприятиях состоят в планировании природоохранных мероприятий, эксплуатации основных природоохранных фондов и контроле за выбросами (сбросами) загрязнений. Реализация их должна способствовать совершенствованию технологии производства, ремонтно-эксплуатационных и наладочных работ, безаварийной работе оборудования, своевременному выполнению планово–предупредительного и текущего ремонта.
Контрольные вопросы:
Практические задания
- Основы экологии и экономика природопользования
- Гродно 2011
- Содержание
- Введение
- Тематический план и содержание курса
- Содержание курса
- 1.1.Предмет, методология и задачи курса «основы экологии и экономика природопользования»
- 1.2.Теоретические основы общей экологии
- 1.3. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития
- 2.1.Экология и обеспечение качества воздушного бассейна
- 2.2.Проблемы рационального использования и охраны водных ресурсов
- 2.3.Эколого-экономические проблемы землепользования
- 2.4.Проблемы использования и охраны лесных и других биологических ресурсов
- 2.5.Рациональное использование и охрана ресурсов недр
- 3.1.Управление природопользованием: сущность, методы, функции
- 3.2.Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
- 3.3.Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности
- 4.4. Экономическое стимулирование рационального природопользования и природоохранной деятельности
- 4.5.Финансирование мероприятий по охране окружающей среды
- 4.6. Глобальные и региональные экологические проблемы и пути их решения
- Тема 1.1.Предмет, методология и задачи курса «основы экологии и экономика природопользования»
- Контрольные вопросы:
- Тема 1.2. Теоретические основы общей экологии
- 1.3.Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития
- Тема 2.1.Экология и обеспечение качества воздушного бассейна
- 1. Критерий опасности (к):
- Тема 2.2. Проблемы рационального использования и охраны водных ресурсов
- Тема 2.3. Эколого-экономические проблемы землепользования
- 1. Размер ущерба, причинённого химическим загрязнением земель:
- 2. Ущерб, причинённый деградацией земель:
- Задача 8
- Задача 9
- Задачи для самостоятельного решения Задача 1
- Задача 2
- Тема 2.4. Проблемы использования и охраны лесных и других биологических ресурсов
- 1Га средневозрастного леса поглощает ежегодно:
- 6. Соотнесите:
- 9. Что лежит в основе биологического метода?
- 11. Соотнесите :
- Тема 2.5.Рациональное использование и охрана ресурсов недр
- Тема 3.1. Управление природопользованием: сущность, методы, функции
- 3.1.2.Организационные структуры управления
- Тема 3.2. Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов
- Тема 3.3. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности
- Тема 3.4. Основы нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды
- Тема 3.5. Наблюдение, учет и контроль в области охраны окружающей среды
- Тема 4.1. Экономическая оценка природных ресурсов
- Тема 4.2. Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду
- 1. Критерий опасности (к):
- 2. Категория опасности деятельности природопользователя (ко):
- 9. Объём текущих природоохранных затрат:
- Задача 1
- Задачи для самостоятельного решения Задача 1
- Тема 4.3. Природоохранные затраты и их экономическое обоснование
- Тема 4.4. Экономическое стимулирование рационального природопользования и природоохранной деятельности
- Вопросы к экзамену
- Рекомендуемая литература