logo
Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды

3.1 Зарубежный опыт охраны окружающей среды

В современном мире существует около 200 государств. Они имеют разный уровень экономического развития, разное состояние окружающей среды, проявляют разные подходы к решению экологических проблем. Одновременно их объединяет ответственность за сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Рассмотрим кратко опыт состояния права окружающей среды в экономически развитых государствах.

Германия. На федеральном уровне двухпалатный парламент, канцлер, правительство, министерства и ведомства обладают такими законодательными и административными полномочиями, которые необходимы для решения общенациональных задач. Сфера полномочий федеральных органов в области охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов ограничивается следующими основными функциями: разработкой и реализацией федеральной экологической политики; федеральным правотворчеством и нормативно-правовым регулированием, в особенности стандартизацией всех видов потребительской продукции с целью обеспечения экологической безопасности потребителей; координацией всей природоохранной работы в стране, включая научно-технические исследования, воспитание и обучение населения; экологическим мониторингом и статистикой; международным сотрудничеством, включая работу с Европейским союзом; регулированием производства, хранения, транспортировки, потребления и утилизации всех видов химических и биологических продуктов, включая медицинские препараты; регулированием и контролем всех манипуляций с опасными отходами; регулированием производства и использованием всех видов радиоактивных веществ и атомной энергии.

Япония. В развитие экологического законодательства в то время был принят ряд законов. Это Закон «Об ограничении вредных выбросов промышленных предприятий» (1958 г.); Закон «О предотвращении загрязнения атмосферного воздуха» (1968 г.); Основы законодательства, регулирующие охрану окружающей природной среды от «когай» (1967 г.); Закон «О возмещении за причинение вреда здоровью “когай”» и др. В 1967 г. был принят Закон «Об охране окружающей среды», в котором вопросам борьбы с загрязнениями уделялось большое внимание. В настоящее время в русле общего пересмотра экономических основ экологического регулирования в Японии вплотную занялись выработкой концепции использования «экологических» налогов и иных инструментов, апробированных в других государствах и одобренных международными организациями. Во многих странах ОЭСР происходит переориентация ее на охрану среды и более эффективное использование ресурсов. Наибольшее распространение получили «углеродный» и «серный» налоги, а также налоги на перерабатываемую тару, заставляющие загрязнителей выделять средства на переработку отходов и создавать системы рециклирования. УВОС Японии также заявило о необходимости принятия и быстрого введения концепции «зеленых» налогов. Она предусматривает налогообложение деятельности, приносящей социальные экологические издержки, и снижение налогов на экологически нейтральные товары и услуги. Ведутся активные исследования в этой области с учетом конкретной эколого-экономической ситуации в стране. К основным темам таких исследований относится установление круга товаров, подлежащих экологическому налогообложению, определение его наиболее эффективных форм и оптимального уровня, экономических последствий введения, а также проблема соотношения между новыми и существующими налогами (большинство специалистов считает, что необходимо вводить новые налоги и пересматривать существующие с учетом интересов сохранения среды).

Таким образом, в современном мире существует около 200 государств. Они имеют разный уровень экономического развития, разное состояние окружающей среды, проявляют разные подходы к решению экологических проблем. Одновременно их объединяет ответственность за сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.