2.1 Анализ и оценка платежей за природопользование в РФ за 2007 - 2009 г
Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли недр земли, воздушных и водных сред. Если приведенные методы экономической оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценностного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи (например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов). Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Существуют следующие методы оценки природных ресурсов:
* воспроизводственный метод позволяет определять стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;
* результативный метод позволяет вести экономическую оценку только
природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;
* рентный и монопольно-ведомственный методы расчёта исходят из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.
Система платежей за природные ресурсы включает:
Налоговые платежи:
налог на добычу полезных ископаемых;
регулярные платежи за добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
Неналоговые платежи, администрируемые налоговыми органами:
платежи при пользовании природными ресурсами.
Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетами. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:
* сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
* водный налог;
* налог на добычу полезных ископаемых.
Поступления в федеральный бюджет РФ платежей за пользование природными ресурсами характеризует табл. 1:
охрана окружающая платеж природопользование
Таблица 1. Платежи за пользование природными ресурсами (тыс. руб.)
Платежи |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Отклонение 2009/2007 |
||
тыс.руб. |
% |
|||||
Налоговые платежи за пользование природными ресурсами: |
1 157 362 173 |
1 637 515 095 |
1 006 261 320 |
-151 100 853 |
13,05562 |
|
1. налог на добычу полезных ископаемых |
1 122 907 464 |
1 604 650 148 |
981 529 402 |
-141 378 062 |
12,59036 |
|
2. регулярные платежи за добычу полезных ископаемых |
13 762 478 |
18 356 401 |
16 254 173 |
2 491 695 |
18,10499 |
|
3. водный налог |
14 835 202 |
13 016 556 |
8 090 547 |
-6 744 655 |
45,46386 |
|
4. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
5 857 029 |
13 016 556 |
387 198 |
-5 469 831 |
93,38917 |
|
Неналоговые платежи за пользование природными ресурсами: |
437 736 |
398 024 |
380 877 |
-56 859 |
12,98934 |
|
платежи при пользовании природными ресурсами |
437 736 |
398 024 |
380 877 |
-56 859 |
12,98934 |
Из таблицы 1 можно сделать вывод, что к 2009 году платежи за пользование природными ресурсами сократились на 151 100 853 тыс. руб., что составляет примерно 13% от тех же данных в 2007 году.
Рис. 1 Структура платежей за пользование природными ресурсами за 2007-2009 год, тыс. руб.
Проанализировав диаграмму (рис. 1), можно сделать вывод о том, что максимальный объем платежей за пользование природными ресурсами приходится на 2008 год. В 2009 году наблюдается резкое снижение поступления платежей даже по сравнению с 2007 годом.
Рис.2 Динамика платежей за пользование природными ресурсами за 2007-2009 год.
Из диаграммы (рис. 2) видно, что основную часть платежей за пользование природными ресурсами за все три года составляет налог на добычу полезных ископаемых.
Рис.3 Структура платежей за пользование природными ресурсами за 2007-2009 год.
На основе диаграммы (рис. 3) можно сделать вывод, что в 2007 г. большую часть платежей составил водный налог, в 2008 г. - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами, в 2009 г. - регулярные платежи за добычу полезных ископаемых.
Одним из источников финансирования природоохранных мероприятий является инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (табл.2).
Таблица 2.
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
(в фактически действовавших ценах, млн. руб.)
Платежи |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Отклонение 2007/2009 |
||
млн.руб |
% |
|||||
Инвестиции в основной капитал всего - в том числе: |
41167 |
58737 |
68188 |
27021 |
65 |
|
На охрану и рациональное использование водных ресурсов |
15747 |
26143 |
30241 |
14494 |
92 |
|
На охрану атмосферного воздуха |
15521 |
19839 |
21316 |
5795 |
37 |
|
На охрану и рациональное использование земель |
5563 |
9205 |
11026 |
5463 |
98 |
|
На другие мероприятия |
4335 |
3550 |
5604 |
1269 |
29 |
Источник: «Российский статистический ежегодник» 2007,2008,2009 годов.
Из таблицы 2 можно сделать вывод, что к 2009 году инвестиции в основной капитал выросли на 27021 млн. руб., что составляет 65% от тех же данных в 2007 году.
Рис.4 Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за 2007-2009 год.
Величина инвестиций характеризует величину затрат, направляемых на приобретение, создание и воспроизводство природоохранных объектов (строительство очистных сооружений, создание особо охраняемых природных территорий и т.д.). Увеличение инвестиций свидетельствует о более устойчивом развитии территории, что можно наблюдать на рис.4.
Рис. 5 Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за 2007-2009 год
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов позволяют более эффективно решать проблемы охраны окружающей среды, принимать превентивные меры, не допуская загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха и т.д. Это позволяет нам предотвратить деградацию биосферы, резкое ухудшение экологической обстановки. Направления инвестиции показаны на рисунке 5.
Рис. 6 Динамика направлений инвестиций на охрану окружающей среды за 2007-2009 год.
Динамика приведенных показателей имеет положительную тенденцию к снижению негативной нагрузки на окружающую среду во времени (рис. 6)
Таким образом, система платежей за природные ресурсы делится на налоговые и неналоговые платежи. Максимальный объем платежей за пользование природными ресурсами приходится на 2008 год. В 2009 году наблюдается резкое снижение поступления платежей даже по сравнению с 2007 годом. В то же время, наблюдается положительная динамика инвестиций на охрану окружающей среды с 2007 по 2009 гг.
- Введение
- 1. Теоретические основы финансирование охраны окружающей среды
- 1.2 Экономические и социальные проблемы охраны окружающей среды
- 1.3 Характеристика основных источников финансирования охраны окружающей среды
- 2. Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды
- 2.1 Анализ и оценка платежей за природопользование в РФ за 2007 - 2009 г
- 2.2 Анализ экономических санкций предприятий за вред нанесенный окружающей среде
- 2.3 Анализ направлений платежей в целях охраны окружающей среды
- 3. Основные направления совершенствования финансовой политики по охране окружающей среды РФ
- 3.1 Зарубежный опыт охраны окружающей среды
- 3.2 Пути совершенствования финансовой политики охраны окружающей среды РФ
- Выводы и предложения
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 24. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 2. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 24. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей среды.
- Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Экономический механизм охраны окружающей среды