logo
Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды

2.1 Анализ и оценка платежей за природопользование в РФ за 2007 - 2009 г

Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли недр земли, воздушных и водных сред. Если приведенные методы экономической оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценностного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи (например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов). Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Существуют следующие методы оценки природных ресурсов:

* воспроизводственный метод позволяет определять стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;

* результативный метод позволяет вести экономическую оценку только

природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;

* рентный и монопольно-ведомственный методы расчёта исходят из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.

Система платежей за природные ресурсы включает:

Налоговые платежи:

налог на добычу полезных ископаемых;

регулярные платежи за добычу полезных ископаемых;

водный налог;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Неналоговые платежи, администрируемые налоговыми органами:

платежи при пользовании природными ресурсами.

Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетами. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:

* сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

* водный налог;

* налог на добычу полезных ископаемых.

Поступления в федеральный бюджет РФ платежей за пользование природными ресурсами характеризует табл. 1:

охрана окружающая платеж природопользование

Таблица 1. Платежи за пользование природными ресурсами (тыс. руб.)

Платежи

2007 год

2008 год

2009 год

Отклонение

2009/2007

тыс.руб.

%

Налоговые платежи за пользование природными ресурсами:

1 157 362 173

1 637 515 095

1 006 261 320

-151 100 853

13,05562

1. налог на добычу полезных ископаемых

1 122 907 464

1 604 650 148

981 529 402

-141 378 062

12,59036

2. регулярные платежи за добычу полезных ископаемых

13 762 478

18 356 401

16 254 173

2 491 695

18,10499

3. водный налог

14 835 202

13 016 556

8 090 547

-6 744 655

45,46386

4. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

5 857 029

13 016 556

387 198

-5 469 831

93,38917

Неналоговые платежи за пользование природными ресурсами:

437 736

398 024

380 877

-56 859

12,98934

платежи при пользовании природными ресурсами

437 736

398 024

380 877

-56 859

12,98934

Из таблицы 1 можно сделать вывод, что к 2009 году платежи за пользование природными ресурсами сократились на 151 100 853 тыс. руб., что составляет примерно 13% от тех же данных в 2007 году.

Рис. 1 Структура платежей за пользование природными ресурсами за 2007-2009 год, тыс. руб.

Проанализировав диаграмму (рис. 1), можно сделать вывод о том, что максимальный объем платежей за пользование природными ресурсами приходится на 2008 год. В 2009 году наблюдается резкое снижение поступления платежей даже по сравнению с 2007 годом.

Рис.2 Динамика платежей за пользование природными ресурсами за 2007-2009 год.

Из диаграммы (рис. 2) видно, что основную часть платежей за пользование природными ресурсами за все три года составляет налог на добычу полезных ископаемых.

Рис.3 Структура платежей за пользование природными ресурсами за 2007-2009 год.

На основе диаграммы (рис. 3) можно сделать вывод, что в 2007 г. большую часть платежей составил водный налог, в 2008 г. - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами, в 2009 г. - регулярные платежи за добычу полезных ископаемых.

Одним из источников финансирования природоохранных мероприятий является инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (табл.2).

Таблица 2.

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

(в фактически действовавших ценах, млн. руб.)

Платежи

2007 год

2008 год

2009 год

Отклонение

2007/2009

млн.руб

%

Инвестиции в основной капитал всего - в том числе:

41167

58737

68188

27021

65

На охрану и рациональное использование водных ресурсов

15747

26143

30241

14494

92

На охрану атмосферного воздуха

15521

19839

21316

5795

37

На охрану и рациональное использование земель

5563

9205

11026

5463

98

На другие мероприятия

4335

3550

5604

1269

29

Источник: «Российский статистический ежегодник» 2007,2008,2009 годов.

Из таблицы 2 можно сделать вывод, что к 2009 году инвестиции в основной капитал выросли на 27021 млн. руб., что составляет 65% от тех же данных в 2007 году.

Рис.4 Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за 2007-2009 год.

Величина инвестиций характеризует величину затрат, направляемых на приобретение, создание и воспроизводство природоохранных объектов (строительство очистных сооружений, создание особо охраняемых природных территорий и т.д.). Увеличение инвестиций свидетельствует о более устойчивом развитии территории, что можно наблюдать на рис.4.

Рис. 5 Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за 2007-2009 год

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов позволяют более эффективно решать проблемы охраны окружающей среды, принимать превентивные меры, не допуская загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха и т.д. Это позволяет нам предотвратить деградацию биосферы, резкое ухудшение экологической обстановки. Направления инвестиции показаны на рисунке 5.

Рис. 6 Динамика направлений инвестиций на охрану окружающей среды за 2007-2009 год.

Динамика приведенных показателей имеет положительную тенденцию к снижению негативной нагрузки на окружающую среду во времени (рис. 6)

Таким образом, система платежей за природные ресурсы делится на налоговые и неналоговые платежи. Максимальный объем платежей за пользование природными ресурсами приходится на 2008 год. В 2009 году наблюдается резкое снижение поступления платежей даже по сравнению с 2007 годом. В то же время, наблюдается положительная динамика инвестиций на охрану окружающей среды с 2007 по 2009 гг.