2.3 Анализ направлений платежей в целях охраны окружающей среды
Наличие финансовых ресурсов в сфере охраны окружающей среды определяет возможности решения имеющихся экологических проблем. Расходы на охрану окружающей среды в основном ведутся в следующих направлениях:
реконструкции очистных сооружений и содержания мусоросжигательных заводов.
мероприятия по охране животных,
контроль в области экологии,
содержание и использование особо охраняемых природных территорий;
проведение экологического мониторинга;
комплексные мероприятия по повышению экологической безопасности существующей сети автомобильных дорог, внедрение современных инженерных средств защиты окружающей среды от вредных воздействий, применение искусственных и растительных барьеров вдоль автомагистралей для снижения уровня шумового воздействия и загрязнения прилегающих территорий, шумозащитных экранов, очистных сооружений, фильтров и нейтрализаторов для очистки поверхностного стока и почв;
разработка повышенных требований к водоотводным сооружениям и конструкциям укреплений откосов для предотвращения водной эрозии, совершенствование методов оценки стеснения потоков водопропускными дорожными сооружениями, ландшафтного проектирования;
устройство и содержание сооружений новых типов для рекультивации загрязненных земель на объектах дорожного хозяйства;
проведение экологической экспертизы объектов при передаче баланса на баланс предприятия или при приватизации предприятий дорожного хозяйства;
участие в программах, направленных на снижение ущерба, сохранение, восстановление окружающей природной среды в пределах полосы отвода, разработанных территориальными органами исполнительной власти;
совершенствование нормативно-методической базы по вопросам охраны окружающей природной среды в дорожном хозяйстве, в том числе по оценке воздействия автодорог на окружающую среду, разработка современных методов определения экономической эффективности природоохранных мероприятий, совершенствование системы производственного экологического контроля в дорожной отрасли;
другие работы, необходимость которых обусловлена требованиями специально уполномоченных природоохранных органов.
Плата за выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду перечисляется юридическими и физическими лицами в бесспорном порядке:
19 процентов -- в доход федерального бюджета, в том числе 9 процентов -- на формирование целевого бюджетного федерального экологического фонда Российской Федерации;
81 процент -- в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, с последующим их распределением:
35 процентов -- на реализацию природоохранных мероприятий органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
65 процентов -- на реализацию природоохранных мероприятий органами местного самоуправления.
Таблица 5.
Расходы бюджета на финансирование природоохранных мероприятий за период 2007-2009год, млн.руб.
Годы |
Расходы бюджета всего,млн руб. |
Расходы бюджета на экологию, млн. руб. |
||||||||
Всего и по бюджетным источникам: |
В % от общих расходов бюджета гр.2 |
|||||||||
Всего |
Текущие расходы |
Капитальные вложения |
ЦБТЭФ Целевой бюджетный территориальный экологический фонд |
|||||||
руб. |
уд. вес от гр. 3 |
руб. |
уд. вес от гр. 3 |
руб. |
уд. вес от гр. 3 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
2007год |
253 114,4 |
2 806,9 |
972,5 |
34,6 |
1 309,4 |
46,6 |
525 |
18,7 |
1,11 |
|
2008год |
284 125,0 |
5 682,5 |
1 107,6 |
19,5 |
3 317,4 |
58,4 |
1 257,6 |
22,1 |
2 |
|
2009год |
370 715,2 |
7 163,5 |
1 720,6 |
24 |
3 329,3 |
46,5 |
2 113,6 |
29,5 |
1,9 |
Реализация всего комплекса мероприятий по улучшению экологической обстановки в РФ и восстановлению нарушенных компонентов окружающей среды предусматривает большие финансовые затраты.
В таблице 5 приведена структура расходов бюджета РФ на финансирование природоохранных мероприятий за период с 2007 г. по 2009 г.
Рис.11 Динамика расходов федерального бюджета на экологию за 2007-2009 год, млн.руб.
Диаграмма расходов (рис. 11) показывает разницу между расходами бюджета всего и той части, которая выделяется на экологию. С каждым годом с увеличением расходов бюджета соответственно увеличиваются и расходы на экологию.
Рис.12 Динамика расходов федерального бюджета на экологию за 2007-2009 год, млн.руб.
Динамика расходов на экологию (рис. 12) показывает увеличение данного вида расходов. Это объясняется ростом промышленных городов и заводов, а следовательно увеличением негативного влияния промышленности на экологию.
Рис. 13 Доля расходов бюджета и расходов бюджета на экологию.
Из рисунка 13 видно, что расходы бюджета на экологию за три года составляют всего 1-2 % от всего объема расходов. Это указывает на необходимость повышения расходных статей бюджета на экологию.
Таким образом, расходы на охрану окружающей среды в основном ведутся в следующих направлениях:
реконструкции очистных сооружений и содержания мусоросжигательных заводов.
мероприятия по охране животных,
контроль в области экологии,
содержание и использование особо охраняемых природных территорий;
проведение экологического мониторинга;
комплексные мероприятия по повышению экологической безопасности существующей сети автомобильных дорог, внедрение современных инженерных средств защиты окружающей среды от вредных воздействий, применение искусственных и растительных барьеров вдоль автомагистралей для снижения уровня шумового воздействия и загрязнения прилегающих территорий, шумозащитных экранов, очистных сооружений, фильтров и нейтрализаторов для очистки поверхностного стока и почв;
разработка повышенных требований к водоотводным сооружениям и конструкциям укреплений откосов для предотвращения водной эрозии, совершенствование методов оценки стеснения потоков водопропускными дорожными сооружениями, ландшафтного проектирования;
устройство и содержание сооружений новых типов для рекультивации загрязненных земель на объектах дорожного хозяйства;
проведение экологической экспертизы объектов при передаче баланса на баланс предприятия или при приватизации предприятий дорожного хозяйства;
участие в программах, направленных на снижение ущерба, сохранение, восстановление окружающей природной среды в пределах полосы отвода, разработанных территориальными органами исполнительной власти;
совершенствование нормативно-методической базы по вопросам охраны окружающей природной среды в дорожном хозяйстве, в том числе по оценке воздействия автодорог на окружающую среду, разработка современных методов определения экономической эффективности природоохранных мероприятий, совершенствование системы производственного экологического контроля в дорожной отрасли;
другие работы, необходимость которых обусловлена требованиями специально уполномоченных природоохранных органов.
В период с 2007 по 2009 год с увеличением расходов бюджета происходит и увеличение расходов на экологию. Это объясняется ростом промышленных городов и заводов, а следовательно увеличением негативного влияния промышленности на экологию.
- Введение
- 1. Теоретические основы финансирование охраны окружающей среды
- 1.2 Экономические и социальные проблемы охраны окружающей среды
- 1.3 Характеристика основных источников финансирования охраны окружающей среды
- 2. Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды
- 2.1 Анализ и оценка платежей за природопользование в РФ за 2007 - 2009 г
- 2.2 Анализ экономических санкций предприятий за вред нанесенный окружающей среде
- 2.3 Анализ направлений платежей в целях охраны окружающей среды
- 3. Основные направления совершенствования финансовой политики по охране окружающей среды РФ
- 3.1 Зарубежный опыт охраны окружающей среды
- 3.2 Пути совершенствования финансовой политики охраны окружающей среды РФ
- Выводы и предложения
- §1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 24. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 2. Экономический механизм охраны окружающей среды
- 24. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей среды.
- Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
- Экономический механизм охраны окружающей среды