logo search
Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды

2.3 Анализ направлений платежей в целях охраны окружающей среды

Наличие финансовых ресурсов в сфере охраны окружающей среды определяет возможности решения имеющихся экологических проблем. Расходы на охрану окружающей среды в основном ведутся в следующих направлениях:

реконструкции очистных сооружений и содержания мусоросжигательных заводов.

мероприятия по охране животных,

контроль в области экологии,

содержание и использование особо охраняемых природных территорий;

проведение экологического мониторинга;

комплексные мероприятия по повышению экологической безопасности существующей сети автомобильных дорог, внедрение современных инженерных средств защиты окружающей среды от вредных воздействий, применение искусственных и растительных барьеров вдоль автомагистралей для снижения уровня шумового воздействия и загрязнения прилегающих территорий, шумозащитных экранов, очистных сооружений, фильтров и нейтрализаторов для очистки поверхностного стока и почв;

разработка повышенных требований к водоотводным сооружениям и конструкциям укреплений откосов для предотвращения водной эрозии, совершенствование методов оценки стеснения потоков водопропускными дорожными сооружениями, ландшафтного проектирования;

устройство и содержание сооружений новых типов для рекультивации загрязненных земель на объектах дорожного хозяйства;

проведение экологической экспертизы объектов при передаче баланса на баланс предприятия или при приватизации предприятий дорожного хозяйства;

участие в программах, направленных на снижение ущерба, сохранение, восстановление окружающей природной среды в пределах полосы отвода, разработанных территориальными органами исполнительной власти;

совершенствование нормативно-методической базы по вопросам охраны окружающей природной среды в дорожном хозяйстве, в том числе по оценке воздействия автодорог на окружающую среду, разработка современных методов определения экономической эффективности природоохранных мероприятий, совершенствование системы производственного экологического контроля в дорожной отрасли;

другие работы, необходимость которых обусловлена требованиями специально уполномоченных природоохранных органов.

Плата за выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду перечисляется юридическими и физическими лицами в бесспорном порядке:

19 процентов -- в доход федерального бюджета, в том числе 9 процентов -- на формирование целевого бюджетного федерального экологического фонда Российской Федерации;

81 процент -- в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, с последующим их распределением:

35 процентов -- на реализацию природоохранных мероприятий органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

65 процентов -- на реализацию природоохранных мероприятий органами местного самоуправления.

Таблица 5.

Расходы бюджета на финансирование природоохранных мероприятий за период 2007-2009год, млн.руб.

Годы

Расходы бюджета всего,млн руб.

Расходы бюджета на экологию, млн. руб.

Всего и по бюджетным источникам:

В % от общих расходов бюджета гр.2

Всего

Текущие расходы

Капитальные вложения

ЦБТЭФ Целевой бюджетный территориальный экологический фонд

руб.

уд. вес от гр. 3

руб.

уд. вес от гр. 3

руб.

уд.

вес от гр. 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2007год

253 114,4

2 806,9

972,5

34,6

1 309,4

46,6

525

18,7

1,11

2008год

284 125,0

5 682,5

1 107,6

19,5

3 317,4

58,4

1 257,6

22,1

2

2009год

370 715,2

7 163,5

1 720,6

24

3 329,3

46,5

2 113,6

29,5

1,9

Реализация всего комплекса мероприятий по улучшению экологической обстановки в РФ и восстановлению нарушенных компонентов окружающей среды предусматривает большие финансовые затраты.
В таблице 5 приведена структура расходов бюджета РФ на финансирование природоохранных мероприятий за период с 2007 г. по 2009 г.

Рис.11 Динамика расходов федерального бюджета на экологию за 2007-2009 год, млн.руб.

Диаграмма расходов (рис. 11) показывает разницу между расходами бюджета всего и той части, которая выделяется на экологию. С каждым годом с увеличением расходов бюджета соответственно увеличиваются и расходы на экологию.

Рис.12 Динамика расходов федерального бюджета на экологию за 2007-2009 год, млн.руб.

Динамика расходов на экологию (рис. 12) показывает увеличение данного вида расходов. Это объясняется ростом промышленных городов и заводов, а следовательно увеличением негативного влияния промышленности на экологию.

Рис. 13 Доля расходов бюджета и расходов бюджета на экологию.

Из рисунка 13 видно, что расходы бюджета на экологию за три года составляют всего 1-2 % от всего объема расходов. Это указывает на необходимость повышения расходных статей бюджета на экологию.

Таким образом, расходы на охрану окружающей среды в основном ведутся в следующих направлениях:

реконструкции очистных сооружений и содержания мусоросжигательных заводов.

мероприятия по охране животных,

контроль в области экологии,

содержание и использование особо охраняемых природных территорий;

проведение экологического мониторинга;

комплексные мероприятия по повышению экологической безопасности существующей сети автомобильных дорог, внедрение современных инженерных средств защиты окружающей среды от вредных воздействий, применение искусственных и растительных барьеров вдоль автомагистралей для снижения уровня шумового воздействия и загрязнения прилегающих территорий, шумозащитных экранов, очистных сооружений, фильтров и нейтрализаторов для очистки поверхностного стока и почв;

разработка повышенных требований к водоотводным сооружениям и конструкциям укреплений откосов для предотвращения водной эрозии, совершенствование методов оценки стеснения потоков водопропускными дорожными сооружениями, ландшафтного проектирования;

устройство и содержание сооружений новых типов для рекультивации загрязненных земель на объектах дорожного хозяйства;

проведение экологической экспертизы объектов при передаче баланса на баланс предприятия или при приватизации предприятий дорожного хозяйства;

участие в программах, направленных на снижение ущерба, сохранение, восстановление окружающей природной среды в пределах полосы отвода, разработанных территориальными органами исполнительной власти;

совершенствование нормативно-методической базы по вопросам охраны окружающей природной среды в дорожном хозяйстве, в том числе по оценке воздействия автодорог на окружающую среду, разработка современных методов определения экономической эффективности природоохранных мероприятий, совершенствование системы производственного экологического контроля в дорожной отрасли;

другие работы, необходимость которых обусловлена требованиями специально уполномоченных природоохранных органов.

В период с 2007 по 2009 год с увеличением расходов бюджета происходит и увеличение расходов на экологию. Это объясняется ростом промышленных городов и заводов, а следовательно увеличением негативного влияния промышленности на экологию.