logo search
Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды

Выводы и предложения

В заключении можно сделать следующие выводы.

В настоящее время необходима гармонизация федерального природоохранного законодательства с международными нормами в области природопользования и охраны окружающей среды. Вместе с тем не следует решать серьезную проблему перехода к экологически чистым технологиям только путем введения жестких экологических требований (стандартов), установленных для промышленных предприятий в развитых странах с устойчивой экономикой.

Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.

Существует несколько источников финансирования охраны окружающей среды: бюджетные средства, средства предприятий, и другие средства к которым относятся проекты, иностранные поступления и др.

Система платежей за природные ресурсы делится на налоговые и неналоговые платежи. Максимальный объем платежей за пользование природными ресурсами приходится на 2008 год. В 2009 году наблюдается резкое снижение поступления платежей даже по сравнению с 2007 годом. В то же время, наблюдается положительная динамика инвестиций на охрану окружающей среды с 2007 по 2009 гг.

Предусматривается взимание платы за такие виды вредного воздействия на окружающую природную среду как:

выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В период с 2007 по 2009 гг. происходит увеличение причинения вреда компонентам окружающей среды, выявленных и оплаченных нарушителями. Наибольший размер исков, предъявленных в возмещение вреда компонентам окружающей среды, приходится на зеленые насаждения.

Расходы на охрану окружающей среды в основном ведутся в следующих направлениях:

реконструкции очистных сооружений и содержания мусоросжигательных заводов.

мероприятия по охране животных,

контроль в области экологии,

содержание и использование особо охраняемых природных территорий;

проведение экологического мониторинга;

комплексные мероприятия по повышению экологической безопасности существующей сети автомобильных дорог, внедрение современных инженерных средств защиты окружающей среды от вредных воздействий, применение искусственных и растительных барьеров вдоль автомагистралей для снижения уровня шумового воздействия и загрязнения прилегающих территорий, шумозащитных экранов, очистных сооружений, фильтров и нейтрализаторов для очистки поверхностного стока и почв;

разработка повышенных требований к водоотводным сооружениям и конструкциям укреплений откосов для предотвращения водной эрозии, совершенствование методов оценки стеснения потоков водопропускными дорожными сооружениями, ландшафтного проектирования;

устройство и содержание сооружений новых типов для рекультивации загрязненных земель на объектах дорожного хозяйства;

проведение экологической экспертизы объектов при передаче баланса на баланс предприятия или при приватизации предприятий дорожного хозяйства;

участие в программах, направленных на снижение ущерба, сохранение, восстановление окружающей природной среды в пределах полосы отвода, разработанных территориальными органами исполнительной власти;

совершенствование нормативно-методической базы по вопросам охраны окружающей природной среды в дорожном хозяйстве, в том числе по оценке воздействия автодорог на окружающую среду, разработка современных методов определения экономической эффективности природоохранных мероприятий, совершенствование системы производственного экологического контроля в дорожной отрасли;

другие работы, необходимость которых обусловлена требованиями специально уполномоченных природоохранных органов.

В период с 2007 по 2009 год с увеличением расходов бюджета происходит и увеличение расходов на экологию. Это объясняется ростом промышленных городов и заводов, а следовательно увеличением негативного влияния промышленности на экологию.

В современном мире существует около 200 государств. Они имеют разный уровень экономического развития, разное состояние окружающей среды, проявляют разные подходы к решению экологических проблем. Одновременно их объединяет ответственность за сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

На основе сделанных выводов с учетом выявленных недостатков выдвигаются следующие предложения:

возобновление работы Экологического Фонда (до 2001 года существовал Федеральный Экологический Фонд, до 2008 года Экологический Фонд РТ);

применение залогово-возвратных экономических механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку (например, для люминесцентных ламп, шин, аккумуляторов и т. п.);

включение в единую систему налогов специальных налогов на употребление экологически вредной продукции (шины, аккумуляторы, моторные масла и топливо, удобрения и пестициды, некоторые виды упаковки и т. п.);

поддержка малого и среднего предпринимательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области реализации научных и образовательных программ;

усиление государственного контроля за сбором и расходованием средств государственного экологического фонда;

совершенствование системы платежей за использование природных ресурсов с постепенным увеличением их доли в доходной части бюджета.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые материалы:

ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» // «Собрании законодательства РФ». - №41. - Ст. 43

Водный Кодекс Российской Федерации / ФЗ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006, ред. от 27.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010) // Российская газета - 2009. №121.- Ст. 36

Земельный кодекс Российской Федерации / ФЗ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001, ред. от 27.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010) // Парламентская газета - 2009. № 204-205. - Ст. 482

Лесной кодекс Российской Федерации / ФЗ от 04.12.2006 № 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006, ред. от 27.12.2009, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010) // Российская газета - 2009. №277. - Ст. 145

ФЗ РФ от 21.02.1992 №2395-1 (ред. от 27.12.2009) «О недрах» // «Собрании законодательства РФ». - №56. - Ст. 196

ФЗ РФ от 11.10.1991 №1738-1 (ред. от 26.06.2007) «О плате за землю» // «Парламентской газете». - №32. - Ст. 185

II. Специальная литература:

Финансы. Под ред. Поляка Г.Б. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 703 с. 

Финансы. Под ред. Ковалева В.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби, Проспект, 2007. - 640 с. 

Шагиев, Р.Р. Новые технологии разработки нефтегазовых месторождений // Нефтяное хозяйство, научно-практический журнал - 2009 г. - № 5. - С. 17-20.

Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2007-2009. - 826 с.

Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России / Под ред. В.В.Петрова. - М.: ПРИОР, 2008. - 326с.

Фомичева Е.В. Экономика природопользования: Учебник. - М.: Изд-во торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 396 с.

Экология и экономика: Учебник для вузов / Под ред. Э.В.Гирусова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 396 с.

1. Размещено на www.allbest.ru