logo search
konspekt_lekcij_Tur,Dom,Kon,PI,Ser,Ekon

2.4. Учение в. И. Вернадского об эволюционном развитии биосферы. Представления ноосферы

О необходимости направленного эволюционного развития биосферы впервые указал академик В.И.Вернадский. Согласно воззрениям В.И.Вернадского весь лик Земли, все ее ландшафты, ее атмосфера, химический состав ее вод, вся тоща осадочных пород – все это обязано своим происхождением жизни. Именно жизнь, живое вещество определили в первую очередь те эволюционные процессы, которые привели нашу планету в ее современное состояние.

Если бы жизнь не возникла на Земле, то наша планета, подобно Луне, не замечала бы уходящих миллионов и миллиардов лет, в течение которых на ее поверхности практически ниче6го не меняется . Появление жизни на Земле – это естественный этап ее развития, который ознаменовал качественное изменение эволюции Земли как космического тела.

В. И. Вернадский обосновал необходимость направленного развития биосферы, необходимость анализа роли человека во всем этом процессе. В результате родилось учение, которое позднее (через четверть века) получило название «учение о ноосфере».

Ноосферой называют ту часть оболочки Земли, которая доступна активности человека, целенаправленному развитию под действием разума. Ноосфера – это сфера разума.

Смысл учения В. И. Вернадского состоит в следующем. Появление на Земле человека означало новый огромный шаг в эво-люции планеты. Активность человека многократно ускоряет ее эволю-ционные процессы, темпы которых растут по мере развития произво-дительных сил, по мере технической вооруженности цивилизации. Дальнейшее не контролируемое, ненаправленное развитие Деятель-ности людей таит в себе опасности, которые даже трудно предвидеть.

Неизбежно наступит то время, когда дальнейшая эволюция планеты, а следовательно, и человеческого общества, должна направ-ляться разумом. Биосфера должна будет постепенно превратиться в сферу разума, в ноосферу, которая находиться не над биосферой, не вне ее, а является закономерным и неизбежным этапом развития самой био-сферы. Либо дальнейшее развитие нашей планеты станет направляться человеческим интеллектом, либо цивилизация исчезнет с ее поверх-ности. Третьего пути нет. В этом и состоит суть учения Вернадского.

Лекция 3