logo
konspekt_lekcij_Tur,Dom,Kon,PI,Ser,Ekon

1.2. Предмет и задачи курса экологии

Экология (от греч. «ойкос»-дом, жилище и «логос»-учение, наука) – наука о взаимодействии организмов или групп организмов и окружающей их среды.

Экология как наука сформировалась в середине прошлого столетия. Термин «экология» ввел немецкий зоолог Э.Геккель.

Общие законы этой науки в равной мере справедливы для всего живого – от амебы до человека, но лишь для человека важнейшее значение приобретает социальный фактор, связанный со всевозрастающим влиянием социума на окружающую среду.

Современная экология является теоретической основой рационального природопользования, ей принадлежит ведущая роль в разработке стратегии взаимоотношений природы и человеческого общества.

Экология – это наука, которая учит человека жить человека с природой. Человек – биологический вид, и он обречен на уничтожение, если не будет подчиняться законам природы.

Невозможно охранять природу, пользоваться ею, не зная, как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на деятельность человека, какие предельно допустимые нагрузки на природную среду может позволить общество, чтобы не разрушить природное равновесие. Все это является предметом экологии.

Экология как учебная дисциплина является введением в курс «Безопасность жизнедеятельности».

Задачи экологии.

Задачи экологии как науки следующие:

- исследование закономерностей организации жизни с учетом антропогенный воздействий на природные системы и биосферу в целом;

- создание научной основы рационального природопользования с целью сохранения среды обитания человека;

- экологическая идентификация загрязнения природной среды;

- восстановление нарушенных природных систем;

- сохранение (консервация) эталонных участков биосферы.

С 1985 г. в западно-германском городе Юлихе работает уникальное научное учреждение – «Банк проб окружающей среды».

В сосудах, наполненных азотом и охлажденных до минус 1500С в больших морозильниках объемом по 1,4 кубометра, хранятся пробы почв, отстоя городских канализационных вод, луговые травы, пшеница, дождевые черви, жуки, водоросли, моллюски, карпы, коровье молоко, образцы человеческой крови, печени и живой ткани.

Новые пробы поступают в банк каждые два года, причем берут их на том же месте, где брали предыдущие, отмечая, какие изменения с прошлого раза здесь произошли (например, рядом проложена новая дорога или появился новый завод).