2. Принципы экологического сотрудничества стран снг
Названные выше принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды распространяются и на отношения России со странами СНГ. В феврале 1992 г. представителями этих стран в Москве было подписано Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды.
Целостность и неделимость окружающей природной среды, с одной стороны, суверенное право каждого государства, входящего в состав СНГ, распоряжаться природными ресурсами, с другой, наложили свой отпечаток на принципы экологических взаимоотношений этих государственных структур.
Члены Содружества признают необходимость правового обеспечения общего экономического пространства, предотвращения и устранения юридических коллизий. Основными условиями создания такого правового обеспечения являются: сближение национальных законодательств, в том числе в области рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности; координация законотворческой и правопримени-тельной деятельности в эколого-экономическом пространстве;
согласованность закрнопроектных работ и проводимых приро-доохранительных акций; взаимный обмен научной и практической информацией'.
Для координации экологической деятельности стран СНГ образован МЭС (Межгосударственный экологический совет) и секретариат в качестве постоянно действующего органа. Создан Международный Экологический фонд (г. Минск).
Основные направления сближения национальных законодательств государств — участников Содружества. Постановление Межпарламентской ассамблеи от 15 сентября 1992 г. РГ. 1992. 18 сент. В России законодательно закреплен принцип примата международного права над внутренним правом в области охраны окружающей среды и использования ее ресурсов. Согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды (ст. 93), если международным договором в области охраны окружающей природной среды, заключенным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
Принцип ясен, но проблемы остаются. Например, как действует международное правило: автоматически, с момента его принятия и утверждения? Либо оно требует дополнительных «вводных» актов государства? Наша практика весьма небогата, чтобы ответить на этот вопрос, но ясно одно: еще не было прецедента, когда международное правило действовало автоматически. По тем вопросам, по которым заключались международные договоры бывшим СССР (по охране водно-болотных угодий, белых медведей, перелетных птиц и т. п.), изменяющие или дополняющие внутренние нормы Российского законодательства, принимались соответствующие постановления правительства. Подобная практика, напоминающая что-то вроде лицензирования, т. е. разрешения на вход в национальные отношения международно-правовой нормы, вероятно, будет продолжаться и дальше.
- Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды.
- Понятия и источники международного права охраны окружающей природной среды.
- Понятие и предмет международно-правовой охраны окружающей среды
- Международное экологическое право
- Принципы и механизм международно-правовой охраны окружающей среды (оос)
- 1. Принципы оос
- 2. Принципы экологического сотрудничества стран снг
- Источники международно-правовой охраны окружающей среды
- 1. Понятие, особенности, виды
- Объекты международно-правовой охраны окружающей среды
- Всемирное природное наследие, Красная книга. Природные объекты международного значения
- Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Венская встреча представителей государств — участников сбсе (ноябрь 1986 г.)
- Конференция оон по окружающей среде и развитию (3—14 июня 1992 г, Рио-де-Жанейро)
- Международные природоохранительные организации