Объекты международно-правовой охраны окружающей среды
Под объектами международно-правовой охраны окружающей среды экологическое законодательство понимает природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права (государств и международных организаций) возникают и развиваются экологические отношения. Среди них выделяются две категории: международно-правовые объекты охраны, не входящие и входящие в юрисдикцию государств. Первые — это воздушный бассейн, космос, Мировой океан, Антарктида, мигрирующие виды животных. Эти объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права.
Международно-правовые объекты природы, входящие в юрисдикцию государств,— это объекты, включенные в число мирового природного наследия, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, международные реки, моря, озера.
Прочие природные объекты, не вошедшие в категорию международных охраняемых объектов, могут выступать в качестве объектов международного сотрудничества в области охраны природы, рационального природопользования, экологической безопасности.
Воздушный бассейн. Как природный объект он охватывает всю атмосферу Земли и является объектом международной охраны, поскольку в силу своей постоянной циркуляции атмосферный воздух не может быть чисто национальным достоянием. Международная охрана воздушного бассейна развивается по четырем направлениям: а) предотвращение вредного воздействия на погоду и климат; б) предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы; в) охрана озонового слоя от разрушения; г) развитие международного сотрудничества в области совершенствования средств очистки и контроля.
Для глобальной охраны атмосферного бассейна первостепенное значение имеют заключенные международные договоры о запрещении испытания и применения оружия массового уничтожения — ядерного, биологического, химического; стратегических наступательных вооружений и т. п.
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.) обязывает ее участников не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые бы повлекли долгосрочные или серьезные последствия, разрушения, причинение вреда.
Большую опасность для экологической обстановки в государстве представляют трансграничные загрязнения атмосферы. Наблюдения показывают, что значительная часть загрязняющих веществ в виде кислотных дождей выпадает в результате трансграничного переноса с Юга на Север — на территории Скандинавских стран. Со стороны Западной Европы на территорию России ежегодно поступают миллионы тонн двуокиси серы, серной кислоты, сульфатов и т. д. Примерно такое же количество загрязняющих веществ переносится с территории России в сторону западноевропейских стран.
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, заключенная в 1979 г. государствами Европы (в том числе СССР) под эгидой ЕЭК ООН, предусматривает постепенное сокращение вредных выбросов на территории стран — участниц договора. В 1991 г. принята Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном загрязнении. Конвенция обязуется осуществлять оценку воздействия на среду в отношении планируемых видов деятельности, до принятия решения. Общественности соответствующих районов предоставляется возможность принять участие в процедуре оценки. При ЕЭК ООН действует Совместная программа наблюдений за распространением загрязнителей (прежде всего двуокиси серы). Программа имеет два центра (в Москве и Осло), станции наблюдения, расположенные в различных странах Европы и вдоль западных границ СССР.
Исследования показали, что концентрация озона над Северным полушарием стала на 10—15% меньше нормальной, что рассматривается как рекордно низкая величина за последние 13 лет. Обсуждается вопрос о пересмотре Монреальских и Венских соглашений по озоновому слою с целью ужесточения требований к сокращению производства и применения озоноразрушающих веществ.
На Венской встрече министров иностранных дел (1986 г.) было принято решение о сокращении до 1995 г. выбросов углекислого газа и двуокиси серы на 30—50%. Это позволит остановить процесс наступления отрицательных изменений погоды и климата планеты в сторону намечающегося его потепления, а также резко сократит число кислотных дождей, поражающих здоровье людей и сельскохозяйственные посевы.
по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.). В этих документах нашли свое отражение основные принципы космического правопорядка: Космос — достояние человечества; недопустимость национального присвоения частей космического пространства; использование космического пространства исключительно в мирных целях; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства.
В настоящее время в околоземном пространстве находится около 3,5 млн различного космического мусора, состоящего из прекративших свое существование космических установок. Если не принять меры по очистке Космоса от мусора сейчас, то через 20—30 лет, полагают специалисты, космические полеты будут невозможны. Пути решения проблемы: бронирование спутников, установка системы предупреждения, с одной стороны, меры по очистке Космоса от мусора и по предупреждению его засорения, с другой.
Мировой океан. Как совокупность морей и океанов планеты Мировой океан занимает 71 % территории Земли, сосредоточивает в себе 96 % воды земного шара, оказывает решающее влияние на формирование климата и атмосферы Земли. Мировой океан — источник биологических, минеральных, энергетических ресурсов.
Охрана от загрязнения. Загрязнение океана нефтью и нефтепродуктами, химическими и радиоактивными веществами, другими вредными отходами нарушает равновесие в биосфере, уничтожает планктон, служащий источником пополнения кислородных запасов планеты, сокращает рыбные запасы и другие биологические ресурсы, причиняет непоправимый вред природной среде, здоровью человека.
Источниками загрязнения Мирового океана служат промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и иные отходы, поступающие через стоки рек; слив нефтяных и других отходов с судов; аварии нефтяных танкеров и других судов. Большую опасность представляет использование Мирового океана для испытания ядерного оружия, для захоронения радиоактивных, химических, биологических материалов.
Договор о запрещении испытания атомного оружия в трех сферах (1963 г.) не допускает производство любого взрыва в территориальных водах, открытом море, под водой, если он приводит к выпадению радиоактивных осадков. Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 50) запрещает ввоз в целях захоронения или хранения радиоактивных материалов и отходов из других государств, затопление, отправку в целях захоронения в космическое пространство, если иное, разумеется, не предусмотрено международным договором, заключенным с участием Российской Федерации.
Международные конвенции, заключенные в 1954 г. (с поправками 1962,1969,1971 гг.), 1972 г., запрещают слив нефти с судов, загрязняющий моря нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, опасными для здоровья человека. Конвенция 1972 г. предусматривает меры борьбы с источниками загрязнения морской среды, которые могут представлять опасность здоровью людей, живым ресурсам моря, зонам отдыха или препятствовать законным видам использования моря. По Международной конвенции 1969 г., стороны могут принимать в случае аварии в открытом море такие меры, которые окажутся необходимыми для предотвращения, уменьшения, устранения угрозы загрязнения нефтью морской среды и морского побережья. Сторона, причинившая нарушением конвенции вред другим сторонам, должна выплатить компенсацию.
Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.) в целях компенсации ущерба требует, чтобы каждое судно имело страховое или финансовое удостоверение. Для оказания помощи потерпевшим в получении компенсации за ущерб, вызванный загрязнением нефтью, создан Международный фонд.
Международной конвенцией, принятой в Лондоне в 1973 г. и дополненной в 1978 г., установлены более жесткие требования относительно загрязнения морей не только нефтью, но и другими токсичными веществами. Эта конвенция известна как МАР-ПОЛ-73/78. Она подписана 60 странами, имеющими 85,3 % мирового флота. В 1990 г. США установили новые правила: в американские порты будут допускаться только танкеры с двойным корпусом. В 1991 г. Комитет защиты морской среды ИМО рекомендовал судовладельцам приступить к модернизации танкеров в соответствии с новыми требованиями к их корпусу.
В рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) действуют 10 региональных программ по охране от загрязнения Балтийского, Средиземного, Красного, Восточно-Китайского, Южно-Китайского и других морей. — охрана его биологических ресурсов. Она осуществляется на трех уровнях: глобальном, региональном, национальном.
На глобальном уровне действуют Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (1958 г.) и Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.). Конвенции провозглашают право государств на промысел животных, но с учетом норм международного права, экологических требований охраны живых ресурсов моря.
Действует ряд международных конвенций, запрещающих либо ограничивающих промысел на отдельные виды животных с целью их охраны от исчезновения — китов, котиков, тюленей, белых медведей и т. д.
На региональном уровне проводится регулирование использования биологических ресурсов на основе заключаемых двусторонних или многосторонних договоров. Так, известны Конвенция о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана (1977 г.), Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (1980 г.). Подобные конвенции регулируют и рыболовство в Балтийском, Северном, Средиземном и других морях и океанах.
На национальном уровне регулируется рыболовство вне пределов территориальньис вод, но в зонах юрисдикции прибрежного государства. Женевская конвенция по континентальному шельфу (1958 г.) установила суверенные права прибрежного государства на естественные ресурсы морского дна и организмы сидячих видов.
В порядке правопреемства Россия объявила исключительность права федеральной собственности на ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны. До принятия соответствующих законодательных актов, регулирующих использование этих природных территорий, применяются правовые акты СССР, регламентирующие правовой режим данных объектов, если они, разумеется, не противоречат Конституции РФ и российскому законодательству.
- Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды.
- Понятия и источники международного права охраны окружающей природной среды.
- Понятие и предмет международно-правовой охраны окружающей среды
- Международное экологическое право
- Принципы и механизм международно-правовой охраны окружающей среды (оос)
- 1. Принципы оос
- 2. Принципы экологического сотрудничества стран снг
- Источники международно-правовой охраны окружающей среды
- 1. Понятие, особенности, виды
- Объекты международно-правовой охраны окружающей среды
- Всемирное природное наследие, Красная книга. Природные объекты международного значения
- Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Венская встреча представителей государств — участников сбсе (ноябрь 1986 г.)
- Конференция оон по окружающей среде и развитию (3—14 июня 1992 г, Рио-де-Жанейро)
- Международные природоохранительные организации