logo
L18

2. Принципы экологического сотрудничества стран снг

Названные выше принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды распространяются и на отно­шения России со странами СНГ. В феврале 1992 г. представителями этих стран в Москве было подписано Соглашение о взаимо­действии в области экологии и охраны окружающей среды.

Целостность и неделимость окружающей природной среды, с одной стороны, суверенное право каждого государства, входя­щего в состав СНГ, распоряжаться природными ресурсами, с другой, наложили свой отпечаток на принципы экологических взаимоотношений этих государственных структур.

Члены Содружества признают необходимость правового обес­печения общего экономического пространства, предотвращения и устранения юридических коллизий. Основными условиями создания такого правового обеспечения являются: сближение национальных законодательств, в том числе в области рацио­нального использования природных ресурсов и экологической безопасности; координация законотворческой и правопримени-тельной деятельности в эколого-экономическом пространстве;

согласованность закрнопроектных работ и проводимых приро-доохранительных акций; взаимный обмен научной и практичес­кой информацией'.

Для координации экологической деятельности стран СНГ образован МЭС (Межгосударственный экологический совет) и секретариат в качестве постоянно действующего органа. Создан Международный Экологический фонд (г. Минск).

Основные направления сближения национальных законодательств государств — участников Содружества. Постановление Межпарламентской ассамблеи от 15 сентября 1992 г. РГ. 1992. 18 сент. В России законодательно закреплен принцип примата меж­дународного права над внутренним правом в области охраны окружающей среды и использования ее ресурсов. Согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды (ст. 93), если международным договором в области охраны окружающей природной среды, заключенным Российской Федерацией, уста­новлены иные правила, чем те, которые содержатся в законода­тельстве Российской Федерации, то применяются правила меж­дународного договора.

Принцип ясен, но проблемы остаются. Например, как дей­ствует международное правило: автоматически, с момента его принятия и утверждения? Либо оно требует дополнительных «вводных» актов государства? Наша практика весьма небогата, чтобы ответить на этот вопрос, но ясно одно: еще не было прецедента, когда международное правило действовало автома­тически. По тем вопросам, по которым заключались междуна­родные договоры бывшим СССР (по охране водно-болотных угодий, белых медведей, перелетных птиц и т. п.), изменяющие или дополняющие внутренние нормы Российского законода­тельства, принимались соответствующие постановления прави­тельства. Подобная практика, напоминающая что-то вроде ли­цензирования, т. е. разрешения на вход в национальные отноше­ния международно-правовой нормы, вероятно, будет продол­жаться и дальше.