logo search
Хомич В

Расстояния от сооружений для хранения легковых автомобилей

до объектов застройки

Объекты, до которых

исчисляется расстояние

Расстояние, м

Автостоянки (открытые площадки) и

гаражи-стоянки вместимостью, машино-мест

10 и менее

11…50

51...100

101…300

свыше 300

Фасады жилых домов и торцы с окнами

10

15

25

35

50

Торцы жилых домов без окон

10

10

15

25

35

Школы, детские учреждения, площадки отдыха, спорта

15

25

25

50

-

Лечебные учреждения

стационарного типа

25

50

-

-

-

Методы охраны воздушной среды от выбросов стационарных источников загрязнения воздуха. Градостроительные методы включают мероприятия по функциональному зонированию территории города, организации санитарно-защитных зон, зеленому строительству.

Функциональное зонирование территорий. При планировании взаимного расположения предприятий и жилых массивов необходимо: учитывать господствующее направление ветра и другие метеорологические условия местности; исключать попадание дымовых факелов на селитебную территорию; предусматривать защиту жилых массивов от вредных ветров, используя в качестве заслонов горные гряды, леса, ветрозащитные дома и др.

Пример организации производственных зон. Для г. Омска характерна роза ветров юго-западного направления. На территории города размещены две основные производственные зоны  два промузла: северо-западный (ОАО «Омский каучук», ОАО «Сибнефть – ОНПЗ», ЗАО «Полистирол», ТЭЦ-3, ТЭЦ-4); юго-восточный (ФГУП «Омсктрансмаш», ОАО «Омскшина», ОАО «Техуглерод», ФГУП «Полет», ФГУП ОМО им. П.И.Баранова, НПО «Автоматика», ТЭЦ-2, ТЭЦ-5). На одной территории промузла размещается несколько предприятий, санитарно-защитные зоны (СЗЗ) которых перекрываются. Поэтому для промузла организуется единая СЗЗ.

Организация СЗЗ. Планировка размещения насаждений, зданий, сооружений и др. объектов на территории СЗЗ показывается в проекте ее организации, озеленения и благоустройства. Территориальная организация СЗЗ должна последовательно прорабатываться в градостроительной документации, в предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение отдельного предприятия или промышленного комплекса. В составе графических материалов проекта разрабатывается генеральный план СЗЗ с нанесением границ зоны. Указанный генплан может быть совмещен с ситуационным планом. Проект СЗЗ должен предусматривать средства на переселение жителей с ее территории.

На территории СЗЗ запрещается размещение дачных и садово-огородных участков. В границах СЗЗ запрещается размещать предприятия пищевой промышленности, предприятия по производству посуды, тары и т.п. для пищевой промышленности, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения воды. В СЗЗ запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории. На территории СЗЗ не допускается размещение спортивных сооружений, парков, образовательных учреждений, школ, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования.

В границах СЗЗ допускается размещать:

СЗЗ должна быть максимально озеленена. Древесно-кустарниковые насаждения должны занимать:

Ассортимент деревьев и кустарников для озеленения СЗЗ выбирается из пород, произрастающих в данной местности, и устойчивых к загрязнению атмосферного воздуха и почв. Территория СЗЗ дополняет озелененную площадь города и создает санитарно-защитный и эстетический барьер между территорией предприятия и территорией жилой застройки.

Зеленое строительство является одним из мероприятий охраны атмосферного воздуха города. Совершенствование системы озеленения осуществляется укрупнением массивов насаждений, рациональным соотношением озелененных и застроенных территорий, заменой насаждений и проведением других мероприятий.

Технико-технологические методы охраны атмосферного воздуха включают мероприятия по внедрению наилучших существующих отечественных и зарубежных технологий и технических решений, эффективных пыле- и газоулавливающих устройств и систем, экологически более чистых видов топлива и т.п. Кроме этого, используются такие мероприятия как рециркуляция газов, герметизация оборудования, применение встроенных закрытых местных отсосов, замена сухих процессов мокрыми, дистанционное управление и автоматизация процессов.

Регулирование воздействий от подвижных (передвижных) источников загрязнения воздуха. Выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) автотранспортными средствами регламентируются техническими нормативами. Ими являются стандарты ЕВРО.

Содержание ЗВ в отработавших газах автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями по ЕВРО 1…4 приведены в табл. 4.7, 4.8 [39]. Как видно из таблиц, стандарты предусматривают постоянное ужесточение норм выбросов ЗВ. Происходит не только количественное ужесточение норм, но и их качественное изменение. Так, вместо ограничений по дымности введено нормирование твердых частиц, на поверхности которых адсорбируются углеводороды. По сути, именно объемом выбросов загрязняющих веществ в соответствии с ЕВРО определяется и экологический класс автомобиля (табл. 4.9).

Таблица 4.7