2.5. Оздоровление и охрана городской среды
Несмотря на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства, экологическая обстановка в ряде городов России остается напряженной. Начавшийся рост промышленного производства будет способствовать ее обострению. Ухудшает экологическую обстановку в городах и бурный рост автомобилизации, практически не поддающийся контролю. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов, почв значительно превышает установленные нормативы, растут площади земель, отчуждаемых под размещение отходов. Все это отрицательно сказывается на здоровье населения, особенно детей. Возникает необходимость принятия соответствующих мер по оздоровлению и охране городской среды. Оздоровление городской среды предполагает улучшение качества окружающей среды и санитарно-гигиенических условий жизни населения.
Федеральные целевые программы в области охраны окружающей среды. Согласно ст.15 Закона ООС [10] планирование, разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды осуществляются в составе федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ. Федеральные целевые программы других направлений жизнедеятельности общества тоже имеют косвенное отношение к охране окружающей среды. В качестве примера следует назвать федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», которая включает вопросы экологии и безопасности дорожного движения. Целевая федеральная программа «Жилище» (2002-2010 гг.) содержит вопросы внедрения энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальное хозяйство, использование экологически чистых материалов.
В настоящее время разработана, утверждена постановлением Правительства РФ №860 от 7.12.01 г. и осуществляется федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)» [31]. Рассмотрим основные положения этой программы.
Государственным заказчиком – координатором Программы является Министерство природных ресурсов РФ. Исполнители мероприятий программы научные и производственные организации, отобранные на конкурсной основе. Общий объем финансирования Программы составляет 723789,2 млн руб. Источники финансирования Программы: средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также средства внебюджетных источников. Так, законом «О федеральном бюджете на 2002 г.» предусмотрено финансирование Программы в 2002 году из средств федерального бюджета. Программа содержит в себе 12 подпрограмм. Оздоровлению городов РФ посвящены в основном две из них: «Регулирование качества окружающей среды» и «Отходы».
Цель подпрограммы «Регулирование качества окружающей среды» улучшение состояния окружающей среды, предотвращение деградации природных комплексов и снижение влияния неблагоприятного экологического фактора на здоровье населения РФ. Подпрограмма предусматривает снижение уровня загрязнения окружающей среды и оздоровление городов с неблагоприятной экологической обстановкой: Нижний Тагил, Братск, Норильск, Череповец, Чапаевск. Мероприятия подпрограммы включают переход предприятий различных отраслей промышленности, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства на экологически безопасные технологии, а также строительство новых и повышение эффективности действующих газоводоочистных установок и сооружений. Ожидается сокращение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненных вод. Мероприятия подпрограммы предусматривают предотвращение загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами и супертоксикантами за счет реконструкции и оснащения специальными очистными установками предприятий металлургической, химической и нефтехимической промышленности.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит на I этапе (2002-2004 гг.) приостановить обусловленный дальнейшим развитием экономики рост уровня загрязнения окружающей среды и улучшить экологическую ситуацию в городах с наиболее напряженной экологической обстановкой. На II этапе (2005-2010 гг.) уровень загрязнения окружающей среды будет значительно снижен.
Программа включает мероприятия по развитию системы комплексного мониторинга окружающей среды – дооборудование действующих и создание новых центров экологического мониторинга в субъектах РФ. Это дает возможность объективно оценивать состояние окружающей среды (с определением источников и параметров загрязнения) и принимать оперативные меры по нормализации экологической обстановки. Подпрограмма предусматривает работы по совершенствованию нормативно-правовой базы охраны окружающей среды, экономических механизмов регулирования ее качества, экологического нормирования, аудита и сертификации.
Осуществление рассмотренного комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования качества окружающей среды и ее охране (включая экологическое нормирование, контроль и экономические механизмы) позволит обеспечить снижение антропогенных нагрузок на природную среду городов.
Целью подпрограммы «Отходы» является предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Мероприятия подпрограммы предусматривают:
строительство и освоение опытно-промышленных установок по переработке и обезвреживанию различного вида промышленных отходов (ртутьсодержащих, гальванического производства, углеобогащения, золошлаковых, металлообработки, целлюлозно-бумажной промышленности, медицинских, очистки сточных вод и др.) и отходов жилищно-коммунального хозяйства;
разработку и внедрение новых технологий и оборудования для переработки и обезвреживания отходов;
совершенствование системы государственного регулирования в области обращения с отходами (учет и контроль за движением отходов, экономическое стимулирование их переработки, меры по экологической безопасности при обращении с отходами, нормативно-правовое обеспечение и т.п.).
Реализация мероприятий подпрограммы обеспечит: создание нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую среду; сокращение отчуждения земель под полигоны, отвалы и хранилища (накопители) отходов; экономию сырья и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный оборот, внедрение новых эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов.
Федеральная целевая программа «Экологические и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)» в рамках отдельных программ включает:
мероприятия по решению долгосрочных наиболее важных проблем федерального значения;
мероприятия, направленные на научно-методическое, технологическое и нормативно-правовое обеспечение решения экологических и природно-ресурсных проблем;
текущие работы, связанные с решением программных задач в рамках деятельности министерств и ведомств.
Целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов РФ разрабатываются в рамках федеральных программ и могут самостоятельно решать конкретные экологические проблемы субъекта. Целевые программы субъектов РФ учитывают их географические, природные, социально-экономические и другие особенности.
Для оздоровления городской среды наиболее эффективна разработка и реализация программ регионального уровня. Именно в региональных программах учитываются местные особенности, определяющие экологическую обстановку в городе: развитие промышленности, транспорта, коммунально-бытового хозяйства, а также природно-климатические условия, характеризующие самовосстановительный потенциал территории. В соответствии с этими особенностями разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на решение экологических проблем города.
Первая региональная программа в области охраны окружающей среды разработана для г. Москвы в 1994 г. [32]. Программа включает проведение целевых природоохранных мероприятий до 2005 г. Основные цели программы следующие:
объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от всех видов источников не должны превышать уровня 1994-1995 гг.;
снижение водопотребления и сокращение сбросов загрязняющих веществ;
утилизация и переработка 95% промышленных отходов.
Например, к природоохранным мероприятиям по снижению негативного влияния автотранспортного комплекса, который вносит основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха города, относятся:
отказ от использования бензинов, содержащих тетраэтилсвинец, переход к использованию на территории Москвы моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками;
применение альтернативных видов топлива, организация работы по переводу городского автотранспорта на сжатый природный газ;
оснащение муниципального автотранспорта средствами нейтрализации отработавших газов и фильтрами-нейтрализаторами;
создание и совершенствование современной системы технического обслуживания, ремонта и хранения автомобилей;
сбор, утилизация и вторичное использование отходов от автотранспортной деятельности.
Реализация программы осуществляется через создание региональной законодательной базы – соответствующих законов Москвы и распоряжений мэра.
Региональной экологической программой, проводимой в г. Омске, является «Программа мониторинга грунтовых вод на территории г. Омска» (1999-2005 гг.). Она включает мероприятия по режимным наблюдениям на опорной сети скважин за подтоплением территории города, а также мероприятия по контролю уровней и загрязнения грунтовых вод на ведомственной сети скважин, находящихся на балансе предприятий-загрязнителей (ОАО «Сибнефть-ОНПЗ», ТЭЦ-2, ТЭЦ-5) [33].
Следует отметить особую роль регионального законодательства в реализации природоохранных программ. Целевые программы по охране окружающей среды субъектов РФ могут быть реализованы только при соответствующем нормативно-правовом обеспечении. Региональное законодательство основано на федеральных законах, при этом оно учитывает местные социально-экономические и природно-климатические условия, а также экологическую ситуацию в регионе.
В соответствии со ст.15 Закона ООС все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды. Каждое предприятие должно иметь свой план природоохранных мероприятий с указанием объема финансовых средств на их проведение. Проведение природоохранных мероприятий предусмотрено экологическим законодательством и заложено в традициях многих народов.
Народные традиции охраны природы Сибири имеют трехвековую историю. Они вобрали в себя опыт природопользования коренных народов Сибири и русских переселенцев. Народные традиции отражают общие, устойчивые, повторяющиеся отношения человека к природе и ее богатствам. Так, народные традиции русских переселенцев Сибири требовали от крестьян заботливого, хозяйского отношения к земле-кормилице. Эти традиции передавались от поколения к поколению [34].
Народные традиции выражались также в виде технических норм на проведение конкретных природоохранных мероприятий. Например, в зависимости от местных природно-климатических условий устанавливался определенный порядок обработки почв, внесения удобрений, борьбы с ветровой и водной эрозией, соблюдения севооборота. К техническим нормам относились устные правила охраны родников, сенокошения, пастьбы скота. Техническими нормами служили запреты на самовольную вырубку и повреждение деревьев и кустарников в общинных лесах; охоту на зверей и птиц, добыча которых полностью запрещена по религиозным, эстетическим и нравственным соображениям; охоту в запрещенное время и запрещенном месте; добычу диких животных в количестве свыше установленных норм; занятие рыбной ловлей с использованием недозволенных орудий, способов и приемов; засорение улиц и околиц сел бытовым мусором [34].
Русские переселенцы селились в лучших местах Сибири: по берегам рек и озер, возле живописных рощ, в котловинах сопок и плодородных долинах. В своих усадьбах они поддерживали экологический порядок. Сформировались устные правила застройки городов [34]. Эти правила также могут быть отнесены к народным техническим нормам.
Народные традиции того времени живут и поныне, хотя не раз их ломали, кардинально меняя отношение народа к земле. Народные традиции формировали экологическую культуру народа – культуру бережного отношения к окружающей природной среде. Народные технические нормы явились источниками современных экологических требований, норм и правил.
Традиции нашего народа по охране природы и бережному отношению к окружающей природной среде должны обязательно возродиться, но уже в профессиональной деятельности. Охрана природной среды – это огромная и повседневная работа. Для инженера-строителя она заключается в проведении природоохранных мероприятий, обязательном соблюдении экологических требований, внедрении наилучших существующих технологий, рациональном использовании природных ресурсов и т.п. Традиции охраны природы должны укорениться, прежде всего, в профессиональных экологических знаниях. Они будут формировать экологическую культуру специалиста. Вести городское хозяйство, строить город, не нанося ущерба и вреда природной среде, это и есть экологическая культура настоящего профессионала и гражданина.
- Экология городской среды
- Глава 5 234
- Введение
- Урбанизация и экология городской среды
- 1.1. Динамика урбанизации
- 1.2. Город как искусственная среда обитания
- 1.3. Проблемы экологии и безопасности городской среды
- Уровень автомобилизации и относительные показатели аварийности по странам мира (1998 г.)
- 1.4. Пути устойчивого развития городской среды
- Городской среды
- Контрольные вопросы
- Нормативно-правовая база по регулированию среды обитания
- 2.1. Экологическое законодательство
- 2.2. Эколого-градостроительное законодательство
- 2.3. Требования к качеству городской среды
- 2.4. Охрана городской среды при хозяйственной деятельности
- 2.5. Оздоровление и охрана городской среды
- Контрольные вопросы
- Учет факторов природной среды в градостроительном проектировании
- 3.1. Климатические условия территории застройки
- Микроклиматическая характеристика различных типов местоположений
- 3.2. Микроклимат города
- По эквивалентно-эффективным температурам (г. Чита):
- Типы погод по физиологической (фк) и климато-физиологической классификации (кфк)
- Определение пза по среднегодовым значениям метеорологических параметров
- Ранжирование типов микроклимата по степени комфортности и потенциальным условиям рассеяния примесей (рп) (скорость ветра 0…2 м/с)
- 3.3. Природно-техногенные условия и экологическое состояние территории застройки
- 3.4. Учет факторов природной среды в градостроительном проектировании
- 1 Нормативная инсоляция территории и здания; 2 инсоляция помещений ниже нормативной; 3 полугодичное затенение территорий; 4 то же, круглогодичное
- 3.5. Оценка воздействия градостроительных объектов на окружающую среду
- 1. Краткие сведения о проектируемом объекте
- 2. Охрана и рациональное использование земельных ресурсов
- 3. Охрана воздушного бассейна района расположения объекта от загрязнения
- 4. Охрана поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения
- 5. Охрана окружающей среды при складировании (утилизации) отходов
- 6. Охрана растительного и животного мира
- 7. Прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием
- Контрольные вопросы
- Методы охраны городской среды
- 4.1. Источники загрязнения и загрязнители городской среды
- Масса выбросов при сгорании 1т топлива
- Веществ в атмосферу г. Омска в 2000 г.
- В поверхностные водные объекты г. Омска в 1999 г.
- 4.2. Контроль за состоянием городской среды
- Окружающей среды г. Омска:
- 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 12, 26...29 - Пункты наблюдения за качеством воздуха;
- I…VII створы наблюдения за качеством воды
- 4.3. Оценка экономического ущерба от загрязнения городской среды и его возмещения
- Экономическая оценка ущерба от выбросов зв автотранспортом
- 4.4. Классификация методов охраны окружающей среды
- 4.5. Методы охраны и регулирования качества воздушной среды
- Пдк для взвешенных веществ (пылей) в мг/м3
- Пдк загрязняющих веществ в воздухе населенных пунктов в мг/м3
- С расстоянием от источника выбросов
- Расстояния от сооружений для хранения легковых автомобилей
- Динамика значений норм выбросов легковыми
- Динамика норм выбросов дизельных грузовых
- 4.6. Методы охраны городской среды от шума и электромагнитных полей
- Допустимые уровни звука и звукового давления в жилой застройке
- В открытом пространстве
- Низкочастотные характеристики автотранспорта
- Нормы инфразвука
- Международная классификация электромагнитных волн по частотам
- Пду эмп, создаваемых радиотехническими объектами
- Пду эмп, создаваемые телевизионными станциями
- Радиусы сзз для типовых радиопередающих станций, м
- Радиусы сзз типовых телецентров и телевизионных ретрансляторов
- 4.7. Методы охраны и регулирования качества водной среды
- Характеристики интегральной оценки качества воды
- Нормированные показатели содержания вредных веществ
- Пдк веществ в питьевой воде после ее обработки
- Органолептические показатели питьевой воды
- 4.8. Мероприятия по охране почв и растительного покрова на городских территориях
- Фоновое содержание тяжелых металлов и мышьяка в почвах, мг/кг
- (Слой 0…10 см)
- 4.9. Мусороудаление в городах
- Нормы ежегодного накопления тбо для объектов крупного города
- Морфологический состав тбо, % по массе
- На мусоросжигательных заводах:
- Технико-эксплуатационные показатели мусоросжигательных заводов
- Технико-эксплуатационные показатели мусороперерабатывающих заводов
- Контрольные вопросы
- Глава 5 охрана среды зданий
- 5.1. Мероприятия по оптимизации микроклимата среды зданий
- Оптимальные и допустимые нормируемые параметры микроклимата помещений жилых зданий и общежитий
- И коммуникаций в середине здания
- Продолжительность непрерывной инсоляции
- 5.2. Регулирование качества воздушной среды здания
- Вредные вещества, выделяющиеся из строительных материалов
- Подсобных помещений и емкостей
- 5.3. Защита среды зданий от шума, вибрации и электромагнитных полей
- Допустимые уровни звукового давления и уровни звука в помещениях
- Нормы вибрации в помещениях
- Нормы инфразвука
- Эффективность экранирования эмп строительными конструкциями и материалами, дБ
- 5.4. Мероприятия по защите среды зданий от радиации
- Эффективная удельная активность радионуклидов, присутствующих в строительных материалах
- 5.5. Экология жилой среды
- Контрольные вопросы
- Библиографический список