logo search
Хомич В

Технико-эксплуатационные показатели мусороперерабатывающих заводов

Показатель

Мусороперерабатывающие заводы в городах

С-П., № 1

Нижний Новгород

С-П., № 2

Тольятти

Год пуска в эксплуатацию

1971

1987

1994

1998

Мощность по приему ТБО, тыс. м3/ год (тыс. т/год)

1000 (200)

200 (40)

600 (120)

300 (67)

Изготовитель основного технологического оборудования

Россия,

Украина

Россия,

Украина

Россия,

Украина

Россия,

Украина

Выход компоста и

биотоплива, тыс. т/год

140

22

70

41

Выход черного металлолома, т/год

4500

600

2500

1400

Число биобарабанов, шт.

6

2

4

2

Тип биобарабана

4х60

4х36

4х60

4х60

Занимаемая площадь, га

8

5,7

6

5

Полигоны для захоронения ТБО размещаются на территории с учетом требований СНиП 2.07.01-89* [27]. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов ТБО определены СанПиН 2.1.7.1038-01 [90].

Размеры земельных участков, отводимых под полигон, рассчитываются из условия 0,02…0,05 га на 1000 т ТБО. Теоретическая вместимость полигона на расчетный срок эксплуатации (15…30 лет) определяется по формуле [89]

VП = (У1+У2) (Н1+Н2) Т / 4К1 К2 ТБО,

где У1, У2 – удельные годовые нормы накопления отходов в первый и последний годы эксплуатации полигона, т/чел.; Н1, Н2 – численность населения, обслуживаемого полигоном, на первый и последний годы эксплуатации, чел.; Т – расчетный срок эксплуатации полигона, годы; К1 – коэффициент уплотнения ТБО, равный отношению плотности ТБО после уплотнения к плотности ТБО, доставляемых мусоровозами на полигон (зависит от массы грунтоуплотняющей машины и толщины изолирующего слоя); К2 – коэффициент, учитывающий увеличение объема полигона за счет устройства наружных и внутренних изолирующих слоев (зависит от изолирующего материала – грунта, забираемого из основания полигона, или привозного); ТБО – плотность отходов после уплотнения, т/м3 (ТБО = 0,6…0,8 т/м3).

Нормы накопления отходов изменяются во времени. Увеличение норм составляет около 3% в год. Демографические изменения происходят за счет рождаемости, смертности и миграции населения.

Нормируемый размер санитарно-защитной зоны полигона составляет 500 м. Создание полигонов и СЗЗ вокруг них требует отчуждения больших земельных площадей (40…200 га). Полигоны нельзя размещать ближе 15 км от аэропортов. Не допускается размещение полигонов на территории 1-го и 2-го поясов ЗСО водоисточников, в местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений.

При выборе участка для размещения полигона учитывают гидрологические условия местности. Грунтовые воды на участке полигона должны залегать на глубине более 2 м. Нельзя использовать под полигоны болота, затопляемые территории, районы геологических разломов. Предпочтение отдается участкам залегания водоупорных пород – глин, суглинков.

Конструкционные решения по строительству полигонов зависят от рельефа местности. Существуют высотные, траншейные, овражные и карьерные типы полигонов. На плоских участках организуются полигоны высотного и траншейного типа [40].

Полигон высотного типа образуется путем обваловывания плоского участка. Высота и ширина верхней площадки дамбы должна обеспечивать безопасный проезд мусоровозов и работу техники (катков, бульдозеров), уплотняющих отходы и грунт. Полигоны траншейного типа создаются путем прокладки траншей глубиной 3…6 м и шириной 10…12 м. Выкопанный грунт используется для засыпки полигона по мере его заполнения ТБО.

Под полигоны овражного типа отводят овраги и отработанные карьеры глин. Углубление дна оврага и срезку грунта с откосов проектируют с учетом объема изолирующего материала, размещаемого в полигоне. Складирование отходов начинается с верховья оврага. В конце каждого участка, заполненного отходами, сооружаются земельные плотины. Складирование отходов на полигонах карьерного типа осуществляется до уровня бровки карьера или с превышением этого уровня за счет создания дамб обваловывания.

Схема размещения основных сооружений полигона приведена на рис. 4.18. В проекте полигона площадка разбивается на очереди строительства и пусковые комплексы, составляется технологическая схема заполнения полигона по сезонам года. В проекте организации работ проводится расчет потребности в технике, обслуживающем персонале, объеме грунта; описывается технология рекультивации полигона.

Рис. 4.18. Схема размещения основных сооружений полигона:

а  при соотношении длины и ширины полигона 2:1; б  при соотношении более 3:1; 1  подъездная автодорога; 2  хозяйственная зона; 3  нагорный канал; 4  ограждение; 5  зеленая зона; 6  кавальер минерального грунта для изоляции слоев ТБО; 7  участки складирования отходов; I, II, III  очереди эксплуатации

Архитектурно-строительный раздел проекта включает генеральный план, вертикальную планировку, дороги, здания, помещения, ограждения. Гидротехнический раздел проекта включает расчет устойчивости откосов, плотин, дамб, противофильтрационных экранов, систему очистки сбрасываемых вод и откачки фильтрата. Санитарно-технический раздел включает организацию санитарно-защитной зоны, водопровода, канализации, установок для мойки машин. В этом разделе приводятся мероприятия по борьбе с крысами, очистке фильтрата, утилизации биогаза и т.п.

Проектом предусматривается электроснабжение и освещение полигона, а также средства связи.

По всему периметру полигона на территории СЗЗ организуется полоса лесонасаждений не менее 20 м шириной. Для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга, который предусматривает контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

После окончания эксплуатации полигонов их покрывают слоем грунта толщиной не менее 0,6 или 1,5 м, в зависимости от планируемого использования полигона. Обслуживание полигона после его закрытия и мониторинг окружающей среды должны проводиться в течение 30 лет и более. После закрытия полигона нарушенная территория может быть использована для создания лесопаркового комплекса, устройства открытых складов строительных материалов и тары непищевого назначения. Капитальное строительство на участках захоронения ТБО запрещено из-за выделения ядовитых и взрывоопасных газов в течение длительного времени  до 30 и более лет. В последующие, после закрытия полигона, годы возможна осадка грунта.

Система обращения с ТБО в крупных городах должна включать централизованный сбор и транспортировку отходов, функционирование предприятий по обеззараживанию и переработке отходов, захоронение на полигонах. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Политика России в сфере управления отходами ориентирована на снижение количества образующихся отходов и на развитие методов их максимального использования. Основными задачами управления отходами в России являются:

  1. использование селективного сбора ТБО с целью получения вторичных ресурсов, сокращения объема обезвреживаемых отходов, удаления опасных для сжигания или компостирования компонентов;

  2. оптимальная эксплуатация полигонов ТБО с последующей рекультивацией территории после их закрытия;

  3. строительство высокомеханизированных комплексных мусороперерабатывающих предприятий.

Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их утилизации. Разработанные методы сортировки и переработки ТБО позволяют выделить ценные компоненты отходов и превратить основную массу отходов в органическое удобрение, тепловую энергию, строительные материалы. На современном уровне технологий может быть практически утилизировано до 70 % ТБО [88].

Организация санитарной очистки городов от ТБО, применяемые технические средства и формы обслуживания определяются:

  1. численностью и плотностью городского населения;

  2. уровнем благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного отопления и теплоснабжения, этажность и наличие мусоропровода);

  3. климатическими и др. природными условиями;

  4. архитектурно-планировочной композицией города;

  5. состоянием и перспективой развития жилой застройки;

  6. экономическими возможностями.

Численность населения города является одним из основных факторов, определяющих объем работ по сбору и удалению ТБО, а также выбор оптимального варианта их обезвреживания. Для крупных городов в большей степени подходит система управления ТБО, основанная на комплексной переработке отходов (рис. 4.19). Для городов с населением около 100...200 тыс. жителей целесообразна разработка упрощенных технологий обезвреживания и утилизации ТБО.

Рис. 4.19. Схема переработки ТБО, используемая в Нидерландах

Климатическими условиями определяются организация сбора ТБО, выбор методов их обезвреживания, особые требования к эксплуатации технических средств (контейнеров, спецтранспорта), к срокам удаления ТБО и т.п. От архитектурно-планировочной композиции города зависит протяженность маршрутов по удалению отходов, размещение ремонтных баз, стоянок спецавтотранспорта, мусороперегрузочных станций, предприятий по обеззараживанию ТБО и др. служб санитарной очистки города.

Система организации управления ТБО представлена в схеме санитарной очистки города. Она разрабатывается и уточняется в среднем 1 раз в 5 лет. Ее утверждают областная и городская администрации. При разработке схемы санитарной очистки необходимо учитывать: темпы роста ТБО, изменение их морфологического состава, нормативно-правовую базу в области управления отходами, современные технологии по утилизации отходов, увеличение стоимости мероприятий по переработке и захоронению ТБО. Составные части схемы санитарной очистки города:

Рис. 4.20. Схема организации управления отходами в г. Москве

В технико-экономическом обосновании санитарной очистки города определяются объемы всех видов санитарной очистки и уборки городских территорий, методы и системы сбора, удаления и обезвреживания отходов; приводятся расчеты необходимого количества инженерных сооружений, машин и оборудования.

Организация управления ТБО в г. Омске показана на рис. 4.21 [91].

Коммерческие организации

Население (через ПЖРУ)

ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ

Лечебно-профилактические учреждения

Объекты социальной, бюджетной сферы

Управления жилищно-коммунального хозяйства округов

• Заключение договоров на вывоз ТБО, рассортированных отходов по принципу разных цен на рассортированные и нерассортированные отходы

• Административно-техническая инспекция местного самоуправления по контролю за обращением с отходами в координации с государственными контрольными органами

Пункты сбора:

- вторичного сырья (макулатура, картон, ПЭТ-упаковка);

- общераспространенных отходов (автошины, аккумуляторы, отработанные масла, люминесцентные лампы и приборы с ртутным заполнением...)

Специализированные

предприятия по переработке компонентов вторсырья:

Картонно-рубероидный завод,

«Омпласт», «Лузинокерамик» и т.п.

Центр утилизации отходов:

- абонентский отдел (заключение договоров на прием отходов для переработки, захоронения);

- установки по переработке отходов;

- карты захоронения

Рис. 4.21. Схема управления ТБО в г. Омске

В городе ежегодно образуется более 1 млн м3 ТБО. Плановой очисткой от ТБО охвачено около 55% населения города. Санитарная очистка от ТБО на территории индивидуальных домовладельцев ведется нерегулярно. ТБО складируются на 20 санкционированных и еще 40 несанкционированных свалках, расположенных в черте города.

В 2000 г. положительное заключение государственной экологической экспертизы получила «Схема санитарной очистки г. Омска от ТБО». Схема предусматривает организацию раздельного сбора отходов, комплексную переработку ценных компонентов, компостирование и термическое обезвреживание отдельных фракций ТБО, рекультивацию свалок [91].