1. Что такое шум?
Шум— беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Первоначально словошумотносилось исключительно к звуковым колебаниям, однако в современной науке оно было распространено и на другие виды колебаний. С физиологической точки зрения шум — это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук.
Способ классификации | Вид шума | Характеристика шума |
По характеру спектра шума | Широкополосные | Непрерывный спектр шириной более одной октавы |
Тональные | В спектре которого имеются явно выраженные дискретные тона | |
По временным характеристикам | Постоянные | Уровень звука за 8 часовой рабочий день изменяется не более чем на 5 дБ |
Непостоянные: колеблющиеся во времени прерывистые импульсные | Уровень звука за 8 часовой рабочий день изменяется более чем на 5 дБ Уровень звука непрерывно изменяется во времени Уровень звука изменяется ступенчато не более чем на 5 дБ(А), длительность интервала 1с и более Состоят из одного или нескольких звуковых сигналов, длительность интервала меньше 1с |
Таблица 3 – Классификация шумов
- Оглавление
- 1. Теоретические и практические основы безопасности жизнедеятельности в системе «Человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации»
- 1.1. Основные положения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
- 1. Перечислите основные задачи учебной дисциплины бжд.
- 2. Сформулируйте аксиому о потенциальной опасности деятельности человека.
- 3. Дайте определение следующим терминам: жизнедеятельность, опасность, риск, безопасность.
- 4. По каким признакам можно классифицировать опасности?
- 5. В чём заключается суть концепции приемлемого (допустимого) риска?
- 6. Перечислите основные принципы обеспечения безопасности.
- 7. Перечислите основные методы обеспечения безопасности.
- 3. Перечислите негативные факторы, присущие техносфере?
- 4. Что такое предельно-допустимая концентрация?
- 5. Что такое предельно-допустимый уровень?
- 6. Что такое риск?
- 2. Тенденции изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс
- 2.1. Последствия загрязнения природной среды
- 1. Перечислите основные источники антропогенного загрязнения атмосферы и приоритетные загрязняющие вещества.
- 2. Перечислите основные источники антропогенного загрязнения гидросферы и приоритетные загрязняющие вещества.
- 3. Перечислите основные источники антропогенного воздействия на литосферу.
- 2.2. Защита атмосферы
- 1. В чём заключается нормирование содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе?
- 2. Перечислите основные аппараты, приемлемые для очистки технологических выбросов в атмосферу.
- 3. Поясните принцип действия циклона.
- 4. Поясните принцип действия электрофильтра.
- 5. Поясните принцип действия скруббера Вентури.
- 2.3 Защита водных объектов
- 1. Какие методы очистки сточных вод вам известны?
- 2. Назначение механического метода очистки сточных вод.
- 4. Перечислите химические методы, применяемые для очистки сточных вод.
- 5. Перечислите основные физико-химические методы, применяемые для очистки сточных вод.
- 6. С помощью чего осуществляется биологическая очистка сточных вод?
- 7. Перечислите сооружения, применяемые для биологической очистки сточных вод.
- 8. Поясните принцип действия аэротенка.
- 2.4 Защита окружающей среды от отходов производства и потребления
- 1. Что такое «отходы производства и потребления»?
- 2. В чём заключается захоронение отходов, и с какой целью оно осуществляется?
- 3. Что такое «использование отходов»?
- 4. Что такое «обезвреживание отходов»?
- 3. Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях
- 3.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях
- 1. Что такое «чрезвычайная ситуация»?
- 2. По каким признакам можно классифицировать чс?
- 3. Что такое источник чс?
- 4. Приведите примеры источников природных чс.
- 5. Приведите примеры источников техногенных чс.
- 6. Что такое «поражающий фактор чс»?
- 3.2 Концепция защиты населения и территории в чрезвычайных ситуациях
- 1. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы становления и развития системы защиты населения и территории в чрезвычайных ситуациях в нашей стране.
- 2. Перечислите основные задачи рсчс. (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)
- 3. Перечислите основные задачи го (Гражданская оборона)
- 3.3. Основы защиты населения и территории в чрезвычайных ситуациях
- 1. Перечислите мероприятия, направленные на защиту населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
- 2. Перечислите законы и нормативно-правовые акты рф, приложения которых направлены на обеспечения безопасности граждан.
- 3. Перечислите основные права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
- 4. Назовите основные организационные мероприятия по обеспечению безопасности населения от чрезвычайных ситуаций. Поясните их суть.
- 5. Назначение убежищ и противорадиационных укрытий.
- 6. Назовите факторы, влияющие на устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
- 7. Перечислите основные медико-профилактические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.
- 4. Производственная безопасность и охрана труда
- 4.1. Негативные факторы производственной среды и их воздействие на человека
- 1. Дайте определения опасного и вредного производственных факторов.
- 2. Приведите примеры физических опасных и вредных производственных факторов.
- 3. Приведите примеры химических опасных и вредных производственных факторов.
- 2. В каком агрегатном состоянии загрязняющие вещества могут выделятся в воздух рабочей зоны?
- 3. Перечислите пути проникновения химических веществ в организм человека.
- 4. Что такое пыль?
- 5. По каким признакам можно классифицировать загрязняющие вещества, выделяющиеся в воздух рабочей среды?
- 6. В чём заключается нормирование содержания загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны?
- 7. Дайте определения терминам «предельно-допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны», «ориентировочно безопасный уровень воздействия вредного вещества в воздухе рабочей зоны»
- 8. С помощью каких приборов осуществляется контроль содержания пыли в воздухе рабочей зоны?
- 9. Какие приборы используют для анализа содержания паров и газов в воздухе рабочей зоны?
- 4. Как влияют показатели микроклимата на теплообмен между телом человека и окружающей средой?
- 5. В чём заключается нормирование показателей микроклимата в рабочей зоне производственных помещений? в зависимости от каких факторов осуществляется нормирование показателей микроклимата?
- 6. В чём заключается отличие допустимых показателей микроклимата от оптимальных?
- 7. С какой целью осуществляется контроль показателей микроклимата?
- 8. Какие приборы применяются для контроля показателей микроклимата?
- 3. Какие факторы определяют действие естественной вентиляции в производственных помещениях?
- 4. Чем отличается инфильтрация от аэрации?
- 5. Каковы достоинства и недостатки естественной вентиляции производственных помещений?
- 6. Перечислите виды механической вентиляции, объясните принцип действия и укажите область применения.
- 4.5. Производственный шум
- 1. Что такое шум?
- 2. Перечислите источники производственного шума.
- 3. В чём заключается вредное воздействие производственного шума на организм человека?
- 4. Какие приборы применяются для измерения шума?
- 5. Перечислите основные методы защиты работающих от вредного воздействия шума.
- 4.6. Производственные вибрации
- 1. Что такое вибрация?
- 2. Перечислите источники производственной вибрации.
- 3. Как классифицируются вибрации по способу передачи на организм человека?
- 4. В чём заключается вредное воздействие вибрации на организм человека?
- 5. Перечислите основные методы защиты работающих от вредного воздействия производственной вибрации.
- 4.7 Основы электробезопасности
- 1. Назовите источники электроопасности на производстве.
- 2. Какое действие может оказывать электрический ток при прохождении через организм человека?
- 3. Перечислите факторы, влияющие на тяжесть поражения током.
- 4. Что такое пороговый ощутимый ток, пороговый не отпускающий ток и пороговый фибрилляционный ток? Назовите их значения для переменного тока промышленной частоты и постоянного тока.
- 5.Что такое электротравма?
- 6. Какие виды электротравм вам известны?
- 7. Приведите примеры местных электротравм.
- 8. Что такое электроудар?
- 9. Перечислите основные организационные мероприятия и технические средства, применяемые для защиты человека от поражения электрическим током.
- 10. В чём должна заключаться первая помощь человеку, поражённому электрическим током?
- 4.8. Основы пожарной безопасности
- 1. Что такое «пожар»?
- 2. Перечислите основные причины возникновения пожаров.
- 3. Назовите опасные факторы пожара, охарактеризуйте их воздействие на человека.
- 4. Перечислите требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям, сооружениям и их планировке.
- 5. Какие огнетушащие вещества вам известны?
- 6. Назовите основные виды огнетушителей и охарактеризуйте область их применения.
- 7. Какими должны быть действия персонала при возникновении пожара в производственном помещении?
- 4.9. Основы взрывобезопасности
- 1. Что такое «взрыв»?
- 2. Назовите причины взрывов.
- 3. Перечислите цели и задачи взрывопредупреждения.
- 3. Перечислите основные принципы государственной политики в области охраны труда.
- 4. Перечислите права и обязанности работников в области охраны труда.
- 5. Перечислите обязанности работодателя в области охраны труда.
- 6. Что такое инструктаж? Какие виды инструктажей вам известны?
- 7. Кто должен проводить инструктаж?
- 8. В каких случаях проводится внеплановый инструктаж?
- 9. В каких случаях проводится целевой инструктаж?