5. Назначение убежищ и противорадиационных укрытий.
Убежища — защитные сооружения герметического типа, наиболее надежно защищающие от поражающих факторов; укрывающиеся в них люди не используют средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.
Убежища защищают укрывающихся в них людей от следующих поражающих факторов:
• от поражающих факторов ядерного оружия;
• от поражающих факторов обычных средств поражения (техногенных);
• от бактериологических (биологических) средств;
• от отравляющих веществ;
• от катастрофических затоплений.
Противорадиационные укрытия (ПРУ) – сооружения, защищающие людей от ионизирующего излучения, заражения радиоактивными веществами, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей биологических средств.
К укрытиям простейшего типа относятся щели, траншеи, землянки. На их возведение не требуется много времени, но они могут эффективно защищать людей от определенных факторов ЧС.
По месту расположения защитные сооружения подразделяют на три группы:
• отдельно стоящие (располагаются вне зданий);
• встроенные (располагаются в подвальных и цокольных этажах зданий; они имеют большое распространение, их строительство экономически более целесообразно);
• оборудованные в горных выработках.
По времени возведения различают защитные сооружения:
• заблаговременно возводимые (капитальные сооружения из долговечных несгораемых материалов);
• быстровозводимые (сооружаемые в короткий период при угрозе ЧС с применением подручных материалов).
По вместимости защитные сооружения классифицируют следующим образом:
• малые (до 150 человек);
• средние (150 – 600 человек);
• большие (более 600 человек).
- Оглавление
- 1. Теоретические и практические основы безопасности жизнедеятельности в системе «Человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации»
- 1.1. Основные положения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
- 1. Перечислите основные задачи учебной дисциплины бжд.
- 2. Сформулируйте аксиому о потенциальной опасности деятельности человека.
- 3. Дайте определение следующим терминам: жизнедеятельность, опасность, риск, безопасность.
- 4. По каким признакам можно классифицировать опасности?
- 5. В чём заключается суть концепции приемлемого (допустимого) риска?
- 6. Перечислите основные принципы обеспечения безопасности.
- 7. Перечислите основные методы обеспечения безопасности.
- 3. Перечислите негативные факторы, присущие техносфере?
- 4. Что такое предельно-допустимая концентрация?
- 5. Что такое предельно-допустимый уровень?
- 6. Что такое риск?
- 2. Тенденции изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс
- 2.1. Последствия загрязнения природной среды
- 1. Перечислите основные источники антропогенного загрязнения атмосферы и приоритетные загрязняющие вещества.
- 2. Перечислите основные источники антропогенного загрязнения гидросферы и приоритетные загрязняющие вещества.
- 3. Перечислите основные источники антропогенного воздействия на литосферу.
- 2.2. Защита атмосферы
- 1. В чём заключается нормирование содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе?
- 2. Перечислите основные аппараты, приемлемые для очистки технологических выбросов в атмосферу.
- 3. Поясните принцип действия циклона.
- 4. Поясните принцип действия электрофильтра.
- 5. Поясните принцип действия скруббера Вентури.
- 2.3 Защита водных объектов
- 1. Какие методы очистки сточных вод вам известны?
- 2. Назначение механического метода очистки сточных вод.
- 4. Перечислите химические методы, применяемые для очистки сточных вод.
- 5. Перечислите основные физико-химические методы, применяемые для очистки сточных вод.
- 6. С помощью чего осуществляется биологическая очистка сточных вод?
- 7. Перечислите сооружения, применяемые для биологической очистки сточных вод.
- 8. Поясните принцип действия аэротенка.
- 2.4 Защита окружающей среды от отходов производства и потребления
- 1. Что такое «отходы производства и потребления»?
- 2. В чём заключается захоронение отходов, и с какой целью оно осуществляется?
- 3. Что такое «использование отходов»?
- 4. Что такое «обезвреживание отходов»?
- 3. Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях
- 3.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях
- 1. Что такое «чрезвычайная ситуация»?
- 2. По каким признакам можно классифицировать чс?
- 3. Что такое источник чс?
- 4. Приведите примеры источников природных чс.
- 5. Приведите примеры источников техногенных чс.
- 6. Что такое «поражающий фактор чс»?
- 3.2 Концепция защиты населения и территории в чрезвычайных ситуациях
- 1. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы становления и развития системы защиты населения и территории в чрезвычайных ситуациях в нашей стране.
- 2. Перечислите основные задачи рсчс. (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)
- 3. Перечислите основные задачи го (Гражданская оборона)
- 3.3. Основы защиты населения и территории в чрезвычайных ситуациях
- 1. Перечислите мероприятия, направленные на защиту населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
- 2. Перечислите законы и нормативно-правовые акты рф, приложения которых направлены на обеспечения безопасности граждан.
- 3. Перечислите основные права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
- 4. Назовите основные организационные мероприятия по обеспечению безопасности населения от чрезвычайных ситуаций. Поясните их суть.
- 5. Назначение убежищ и противорадиационных укрытий.
- 6. Назовите факторы, влияющие на устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
- 7. Перечислите основные медико-профилактические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.
- 4. Производственная безопасность и охрана труда
- 4.1. Негативные факторы производственной среды и их воздействие на человека
- 1. Дайте определения опасного и вредного производственных факторов.
- 2. Приведите примеры физических опасных и вредных производственных факторов.
- 3. Приведите примеры химических опасных и вредных производственных факторов.
- 2. В каком агрегатном состоянии загрязняющие вещества могут выделятся в воздух рабочей зоны?
- 3. Перечислите пути проникновения химических веществ в организм человека.
- 4. Что такое пыль?
- 5. По каким признакам можно классифицировать загрязняющие вещества, выделяющиеся в воздух рабочей среды?
- 6. В чём заключается нормирование содержания загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны?
- 7. Дайте определения терминам «предельно-допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны», «ориентировочно безопасный уровень воздействия вредного вещества в воздухе рабочей зоны»
- 8. С помощью каких приборов осуществляется контроль содержания пыли в воздухе рабочей зоны?
- 9. Какие приборы используют для анализа содержания паров и газов в воздухе рабочей зоны?
- 4. Как влияют показатели микроклимата на теплообмен между телом человека и окружающей средой?
- 5. В чём заключается нормирование показателей микроклимата в рабочей зоне производственных помещений? в зависимости от каких факторов осуществляется нормирование показателей микроклимата?
- 6. В чём заключается отличие допустимых показателей микроклимата от оптимальных?
- 7. С какой целью осуществляется контроль показателей микроклимата?
- 8. Какие приборы применяются для контроля показателей микроклимата?
- 3. Какие факторы определяют действие естественной вентиляции в производственных помещениях?
- 4. Чем отличается инфильтрация от аэрации?
- 5. Каковы достоинства и недостатки естественной вентиляции производственных помещений?
- 6. Перечислите виды механической вентиляции, объясните принцип действия и укажите область применения.
- 4.5. Производственный шум
- 1. Что такое шум?
- 2. Перечислите источники производственного шума.
- 3. В чём заключается вредное воздействие производственного шума на организм человека?
- 4. Какие приборы применяются для измерения шума?
- 5. Перечислите основные методы защиты работающих от вредного воздействия шума.
- 4.6. Производственные вибрации
- 1. Что такое вибрация?
- 2. Перечислите источники производственной вибрации.
- 3. Как классифицируются вибрации по способу передачи на организм человека?
- 4. В чём заключается вредное воздействие вибрации на организм человека?
- 5. Перечислите основные методы защиты работающих от вредного воздействия производственной вибрации.
- 4.7 Основы электробезопасности
- 1. Назовите источники электроопасности на производстве.
- 2. Какое действие может оказывать электрический ток при прохождении через организм человека?
- 3. Перечислите факторы, влияющие на тяжесть поражения током.
- 4. Что такое пороговый ощутимый ток, пороговый не отпускающий ток и пороговый фибрилляционный ток? Назовите их значения для переменного тока промышленной частоты и постоянного тока.
- 5.Что такое электротравма?
- 6. Какие виды электротравм вам известны?
- 7. Приведите примеры местных электротравм.
- 8. Что такое электроудар?
- 9. Перечислите основные организационные мероприятия и технические средства, применяемые для защиты человека от поражения электрическим током.
- 10. В чём должна заключаться первая помощь человеку, поражённому электрическим током?
- 4.8. Основы пожарной безопасности
- 1. Что такое «пожар»?
- 2. Перечислите основные причины возникновения пожаров.
- 3. Назовите опасные факторы пожара, охарактеризуйте их воздействие на человека.
- 4. Перечислите требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям, сооружениям и их планировке.
- 5. Какие огнетушащие вещества вам известны?
- 6. Назовите основные виды огнетушителей и охарактеризуйте область их применения.
- 7. Какими должны быть действия персонала при возникновении пожара в производственном помещении?
- 4.9. Основы взрывобезопасности
- 1. Что такое «взрыв»?
- 2. Назовите причины взрывов.
- 3. Перечислите цели и задачи взрывопредупреждения.
- 3. Перечислите основные принципы государственной политики в области охраны труда.
- 4. Перечислите права и обязанности работников в области охраны труда.
- 5. Перечислите обязанности работодателя в области охраны труда.
- 6. Что такое инструктаж? Какие виды инструктажей вам известны?
- 7. Кто должен проводить инструктаж?
- 8. В каких случаях проводится внеплановый инструктаж?
- 9. В каких случаях проводится целевой инструктаж?