logo search
konspekt_lekcij_Tur,Dom,Kon,PI,Ser,Ekon

12.2. Особенности роста и развития современного человека

Человека в его жижи, как и общество в целом, подстерегают самые различные опасности. Одни опасности имеют объективную природу, например природные катастрофы, другие порождены хозяйственной и военной деятельностью, третьи человек создает себе сам. Все эти виды опасности отражаются в конечном итоге на жизни, здоровье, качестве профессиональной деятельности и благосостоянии человека.

Известно, что здоровье взрослого в основном формировалось в детстве.

Согласно данным Минздрава и Госкомсанэпиднадзора России (1999 г.), лишь 14% детей школьного возраста здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35—40% — хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза — патология органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз — нарушение осанки, в 4 раза — нервно-психические расстройства. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. По статистике заболеваемость подростков за 5 лет (1992—1997 гг.) увеличилась на 26,3%, причем увеличение заболеваемости отмечено по всем классам болезней.

Научно-технический прогресс (НТП) резко изменил характер современного труда: с одной стороны, повысилась значимость человеческого фактора в реализации эффективности техники, а с другой — усложнились условия труда.

Труд современных специалистов стал по преимуществу трудом операторским, с преобладанием сенсорных элементов деятельности. В физиологию труда пришли новые представления и возникли проблемы, связанные с особенностями работы специалистов. К ним относятся в первую очередь: гипокинезия как следствие недостаточной мышечной активности, характерной для значительного большинства специалистов операторского профиля; монотония, обусловленная однообразием работы; перегрузка (недогрузка) сенсорных систем; работа при остром дефиците времени, в условиях частого переключения ритмов; деятельность в ограниченном рабочем пространстве и режиме автономного существования; длительное пребывание в вынужденной позе; работа при постоянном воздействии на организм факторов окружающей рабочей и природной среды с использованием различных видов защитной одежды и средств индивидуальной защиты.

Отметим также, что резко усилилась эмоциональная напряженность труда, которая связана с большим (или, наоборот, малым) потоком информации; большими интеллектуальными затратами, обусловленными воздействием экстремальных факторов среды обитания. Все это, естественно, не может не сказываться на здоровье.

Здоровье и факторы риска

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья». Думается, каждый из нас согласится с этими словами известного немецкого философа А. Шопенгауэра.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В настоящее время существует целый ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев последнего: 1) отсутствие болезни; 2) нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»; 3) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; 4) способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; 5) способность к полноценному выполнению основных социальных функций (А.С. Смирнов, 2000 г.).

Медики отмечают, что для каждого человека важна сиюминутная оценка здоровья и прогноз на предстоящую жизнь. Поэтому должна рассматриваться не величина здоровья, как таковая, а его «мощность», т.е. количество здоровья на данном отрезке времени.

С целью оценки структуры здоровья специалисты используют показатели физического развития, для оценки функции — показатели физической и умственной подготовленности, адаптационные резервы оценивают по целому ряду биохимических и иммунологическим показателям .

Показатели болезненности, т.е. негативной компоненты, могут складываться с положительной компонентой, давая алгебраическую сумму мощности здоровья индивида.

Получить цельное представление о здоровье человека невозможно, если не принимать во внимание влияния на него психических и биологических процессов, происходящих в повседневной жизни. Ни одна болезнь не ограничена только телом или только психикой. Так как человек, в отличие от остальных представителей животного мира, наделен разумом, он обладает физическим (биологическим) и духовным здоровьем.

Таким образом, духовное и физическое здоровье — это две неотъемлемые части человеческого здоровья; они должны постоянно находиться в гармоническом единстве. В таком случае обеспечивается высокий уровень здоровья (вспомните известное высказывание «в здоровом теле — здоровый дух»). Физическое здоровье — это здоровье нашего тела, духовное здоровье — это здоровье нашего разума.

Кроме индивидуального здоровья следует выделять общественное, профессиональное и здоровье населения страны.

Показателям общественного здоровья являются: 1) заболеваемость (распространенность тех или иных болезней, особенно инфекционных); 2) смертность и ее последствия (прогнозируемая средняя продолжительность жизни), нетрудоспособность (стойкая, временная), частота отклонений от нормы тех биологических параметров, которые способствуют увеличению риска развития основных хронических заболеваний (например, повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, и др.).

Под профессиональным здоровьем понимают способность человека сохранять защитные и компенсаторные свойства, которые обеспечивают его работоспособность в условиях осуществления профессиональной деятельности. Мощность профессионального здоровья четко связана с биологическим возрастом представителей только тех профессий, которые требуют высокого физического и умственного напряжения (летчики, космонавты, операторы, диспетчеры, военнослужащие и т.д.).

Трансформирующие агенты биосферы

К таковым специалисты относят некоторые физические факторы, элементы и соединения, способные вызывать существенные преобразования биологических объектов. Уровень воздействия таких трансформеров определяется биологическими особенностями, возрастом пораженного организма, действующей концентрацией, длительностью воздействия, а также экологической обстановкой, сложившейся на время воздействия.

Согласно академику Н. П. Дубинину, главными из возможных преобразований организмов являются: 1) онкогенез, или развитие злокачественных образований; 2) тератогенез (пороки индивидуального развития, а также уродства); 3) мутационный процесс в гаметах или соматических клетках; 4) ингибирование (замедление) или стимулирование биологической продуктивности; 5) некроз (омертвение) тканей; 6) токсикоз. Эти изменения могут возникать по отдельности или в различных сочетаниях друг с другом.

Канцерогенные вещества. Среди физических факторов и химических веществ, поступающих в биосферу как загрязнители, наиболее опасными являются канцерогены, которые способны вызывать в живых организмах злокачественные новообразования (рак).

К физическим канцерогенным факторам внешней среды относят УФ-лучи в больших дозах, рентгеновские лучи, радиоактивные изотопы и другие виды радиоактивного загрязнения природной среды.

Наиболее сильным химическим канцерогеном ныне признается бенз(а)пирен. Это соединение образуется при сгорании угля, нефти, сланцев в отопительных системах промышленного и бытового назначения, а также в процессах перегонки указанных топлив. С дымовыми газами канцероген в конце концов поступает в биосферу. Образуются канцерогены и в питьевой воде, если она подверглась чрезмерному хлорированию.

Тератогенные эффекты. Согласно Э.И. Слегошу (1975 г.), все случаи тератогенеза вследствие воздействия загрязнителей среды могут быть объединены в три группы: 1) не связанные с изменением генотипа организма; 2) связанные с изменением генотипа какой-либо части клеток организма; 3) связанные с изменением генотипа организма в целом.

Подчеркнем, что в принципе тератогенным может быть любой естественный фактор, если интенсивность его воздействия оказывается больше оптимальной.

Эмбриотропное действие загрязнителей. Неудачное использование в США и некоторых других странах препарата талидомида для снятия неприятных ощущений у беременных женщин, но вместо этого приведшего к аномалиям развития эмбрионов, усилило внимание к проблеме эмбриотропных последствий загрязнения окружающей среды.

Среди физических факторов, вызывающих нарушение развития плода, на первое место претендуют ионизирующие излучения. При этом дозы, применяемые при рентгенодиагностике, часто оказываются эмбриотропными и у детей, матери которых неоднократно облучались во время беременности, и у которых наблюдались злокачественные опухоли и другие аномалии.

Негативно сказываются на развитие плода и неионизирующие электромагнитные излучения диапазонов радиочастот (сверхвысокочастотный нагрев в промышленности, радиолокационные станции, телевизионные центры). Статистический анализ состояния новорожденных в местностях, расположенных вокруг крупных аэропортов (Япония), подтвердил отрицательное воздействие шума на развитие плода. Ряд специалистов отмечают эмбриотропное действие вибрации, а также отрицательные последствия комплексного действия вибрации, шума, ускорения, кислородного голодания на развитие плода у стюардесс.

Укажем также, что способность ряда продуктов и химических веществ (алкоголь, табак, свинец, ртуть и др.) нарушать процессы развития плода ныне не вызывает никаких сомнений.