logo search
Иванов ВИ Тексты лекций Общая экология

7.2. Воздействие авиационного шума на окружающую среду

Спецификой организации труда работающих на эксплуатационных предприятиях гражданской авиации является расположение производственных участков в непосредственной близости от воздушных судов – источников шума высокой интенсивности. Ряд операций технического обслуживания, коммерческой деятельности, а также встреча и сопровождение самолетов производятся в условиях шума работающих силовых установок ВС. Этот шум воздействует на работников перронных и вспомогательных служб, расположенных на открытой территории аэропортов, и жителей авиагородков и поселков, расположенных в радиусе 5 км от аэродрома. Шум, создаваемый ВС, проникает внутрь зданий и сооружений и ухудшает условия труда работников служб связи, управления воздушным движением, летно-подъемного состава, жителей авиагородков и др. Данные измерений уровня шума на производственных участках эксплуатационных предприятий ГА показывают, что эти уровни достигают:

- на рабочих местах авиатехников в момент запуска и руления самолетов от 100 до 115 дБ;

- на перронах аэропортов у зданий аэровокзалов 100 дБ;

- в помещениях АДП, КДП 90…95 дБ;

- в помещениях радиолокационного и аэронавигационного оборудования

в пределах 75…80 дБ;

- внутри зданий аэровокзалов и на территориях авиагородков 75дБ.

На производственных участках, расположенных в помещениях, к проникающему извне шуму добавляется шум внутренних источников. Шум, создаваемый силовыми установками, является доминирующим. Он генерируется в рабочем процессе многими источниками, имеющими различные характеристики интенсивности, спектра и направленности. Это - реактивные струи первого и второго контуров двигателей, вентилятор, компрессор, турбина, камера сгорания и агрегаты, расположенные на корпусе двигателя. В зависимости от степени двухконтурности, параметров рабочего процесса, размерности и режима работы двигателя, окружных скоростей вентилятора и турбокомпрессора, а также конструктивных особенностей двигателя и наличия средств шумоглушения одни из них являются основными, определяющими, другие маскируются шумом основных источников.

Основной источник шума силовых установок с турбовинтовыми (ТВД) и поршневыми двигателями (ПД) – воздушный винт. У поршневых двигателей мощным источником шума является выхлоп. В отдельных случаях шум выхлопа оказывается сравнимым с шумом воздушного винта, а на пониженных режимах его превосходит.

Шум вспомогательных силовых установок, установленных на борту самолета, вследствие большой частоты вращения роторов газотурбинных двигателей имеет высокочастотный характер и достигает уровня звуковой мощности в 130…135 дБ.

Среди средств аэродромной механизации имеется ряд типов машин повышенной шумности, к которым относятся, например, аэродромные передвижные агрегаты АПА-50. Основные источники шума этих агрегатов – двигатели ЗИЛ-130, У1Д6-150, центробежный вентилятор, электроагрегаты с вращающимися роторами и трансформатор Т-15. В процессе обслуживания ВС АПА-50 располагается в непосредственной близости от них. На удалении 3 метров от наружного контура машины уровень собственного шума АПА-50 равен 96 дБ.

При запуске двигателей, например самолета Ан-24, шум в кабине АПА-50 достигает 112 дБ. В особо тяжелых шумовых условиях находится второй оператор АПА-50, в обязанности которого входят подсоединение кабелей питания для запуска двигателей и отсоединение их после запуска, когда двигатели вышли на установившийся режим работы. В момент отключения кабелей питания оператор испытывает воздействие шума порядка 120 дБ в течение 1…1,5 мин.