logo
Иванов ВИ Тексты лекций Общая экология

2.8. Экологические проблемы Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге, втором по величине городе России, проблема загрязнения атмосферного воздуха также очень актуальна. Систематические наблюдения за качеством атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге проводились Северо-Западным управлением гидрометеорологической службы (УГМС) на 10 стационарных постах. Они осуществлялись ежедневно (кроме воскресенья) по 3…4 раза в сутки в 7, 13, 19 ч при трехсрочных наблюдениях и дополнительно в час ночи при четырехсрочных наблюдениях. Регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся на 8 постах, принадлежащих промышленным предприятиям. Однако наблюдения только трех из них репрезентативны для характеристики атмосферного воздуха города (пост № 49 – ТЭЦ-5, пост № 63 – АООТ «Ижорский завод», пост №73 – АО Институт «Гипроникель»).

В наибольшей степени воздушный бассейн Санкт-Петербурга в целом загрязнен диоксидом азота, средняя концентрация которого за год превысила норму (ПДК) в два раза. Наиболее высокие среднегодовые концентрации на посту №1 в Петроградском, постах №6 и 10 в Центральном и посту № 7 в Василеостровском районах составили 2,3…4 ПДК, а повторяемость превышающих норму разовых концентраций - 45…63%.

Максимальная за год разовая концентрация была отмечена на посту № 10 (10,6 ПДК), что расценивается как «высокое загрязнение».

Загрязнение воздуха оксидом азота незначительно – ни разовые, ни средние значения не превышают установленные нормы.

В целях поэтапного снижения негативного воздействия автотранспорта на экологическую обстановку предлагаются следующие основные направления работ:

- развитие транспортной инфраструктуры и совершенствование организации движения;

- развитие общественного транспорта;

- принятие мер по внедрению экологически приемлемых видов моторного топлива;

- совершенствование системы эксплуатации и экологического контроля автотранспортных средств.

Существующий режим движения автотранспорта в Санкт-Петербурге обусловливает увеличение выбросов загрязняющих веществ с отработанными газами. Рост интенсивности движения автотранспорта на основных магистралях создает также повышенный уровень шумового загрязнения окружающей среды.

Малое количество подземных переходов и большое количество перекрестков, вызывающих скопление машин, работающих на холостом ходу, приводят к резкому увеличению загрязнения воздуха. Автомобиль, работающий на холостом ходу, а также при разогреве двигателя, является источником повышенного выброса обладающих канцерогенными свойствами, вредных, не полностью сгоревших продуктов горения углеводородных топлив.

Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры и совершенствованию организации движения автотранспорта в интересах охраны атмосферного воздуха включают:

- разработку схемы развития систем и отдельных видов транспорта (схема комплексного развития транспорта Санкт-Петербурга, схема дорожно-мостового строительства и др.) с обобщением и использованием основных решений, направленных на повышение экологической безопасности;

- разработку программы по выводу из центра города грузового транспорта;

- строительство скоростных автомагистралей, в том числе завершение кольцевой дороги вокруг города, западного скоростного диаметра и центральнодуговой автомагистрали;

- проектирование и строительство новых мостов через Неву и ее притоки;

- проектирование, реконструкцию и строительство новых подземных пешеходных переходов, транспортных пересечений и развязок;

- разработку и проведение оперативных работ по совершенствованию организации уличного движения и повышению пропускной способности перекрестков;

- внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением в городе и его окрестностях.

Опыт крупнейших зарубежных городов показывает, что для решения проблемы снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом целесообразна политика обеспечения максимальной комфортности пользования общественным транспортом при создании «неудобств» для использования личного транспорта.

Для этого необходима стабилизация наземного, подземного и в летнее время водного пассажирского транспорта. В последние годы наблюдается снижение объемов транспортных перевозок горожан из-за увеличения интервалов движения общественного транспорта. Жители города предпочитают использовать личный транспорт для поездок по городу, что ведет к дополнительному загрязнению атмосферного воздуха.

Развитие городского пассажирского транспорта в интересах охраны атмосферного воздуха включает:

- дальнейшее строительство метро;

- использование общественного электротранспорта (трамвай, троллейбус, электропоезд);

- закупку автобусов и других видов муниципального транспорта с выбросами загрязняющих веществ, соответствующих стандарту ЕВРО – 3 для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями;

- развитие материальной заинтересованности автобусных парков и муниципальных предприятий, внедряющих автобусы и другие виды автомобильного транспорта на газовом топливе, нейтрализаторы, фильтры сажи и другие антитоксичные устройства, путем отчислений на реконструкцию и социальные нужды части бюджетных средств города, высвобождающихся в результате уменьшения закупок дизельного топлива и бензина и уменьшения платы за загрязнение окружающей среды;

- введение льгот по налогам и платежам для автотранспортных предприятий и индивидуальных владельцев автомобилей, применяющих газовое топливо и антитоксичные устройства для повышения экологической безопасности.

Качество топлива напрямую связано с уменьшением вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Отсутствие или недостаточность контроля качества топлива на автозаправочных станциях способствует увеличению выброса загрязняющих веществ от автотранспорта. Внедрение антидымных и антидетонационных добавок в топливо, альтернативных видов моторного топлива и электротранспорта позволяет уменьшить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города. Среди альтернативных видов топлива наиболее перспективен сжатый природный газ. Его использование позволяет в 2…4 раза сократить выбросы в атмосферу сажи, высокотоксичных ароматических углеводородов, окиси углерода, окислов азота, окислов тяжелых металлов и др.

Подготовка и поэтапное принятие мер по реализации экологически приемлемых видов моторного топлива включают:

- ускоренный переход к реализации на территории города только моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками;

- создание и внедрение единой системы контроля качества моторного топлива;

- ужесточение ответственности за реализацию моторного топлива, предусматривающей санкции за прием и реализацию на АЗС этилированных, нестандартных или не соответствующих сезонным условиям применения нефтепродуктов, а также нефтепродуктов без паспортов качества;

- использование сжатого природного газа в качестве моторного топлива;

- введение льгот по налогам и платежам за реализацию моторного топлива с улучшенными экологическими показателями, в том числе сжатого природного и сжиженного нефтяного газов.

Первостепенное значение для уменьшения загрязнения атмосферы выхлопными газами автотранспорта имеет их техническое состояние. Исправный автомобиль расходует меньше топлива, а при правильной регулировке двигателя происходит более полное его сгорание, что в значительной мере уменьшает вредное воздействие выхлопных газов на городскую среду и человека. Более 90% автомобильного парка находится в личной, частной и смешанной собственности или принадлежит малым предприятиям (3…4 автомобиля), что затрудняет контроль и поддержание этого парка в технически исправном состоянии, удовлетворяющем экологическим требованиям.

Для улучшения технического состояния эксплуатируемых в городе автомобилей и приведения их в соответствие с действующими нормами по токсичности и дымности отработавших газов предлагаются следующие мероприятия:

- создание сети стационарных и передвижных контрольно-регулировочных пунктов в городе и области с введением гарантийных обязательств их перед автовладельцами за выполнение контрольно-регулировочных работ;

-проведение органами ГИБДД и органами государственного экологического контроля постоянных проверок уровня выбросов на соответствие содержания в отработавших двигателями автотранспорта газах окиси углерода, углеводородов и дымности с принятием административных и экономических мер;

- разработка и утверждение региональных технических нормативов газовых выбросов автотранспорта;

- разработка и утверждение Положения о зонах, в пределах которых ограничена эксплуатация транспортных средств.

Среди стационарных источников, а на них приходится лишь 23% всех выбросов, основными загрязнителями воздушного бассейна являются предприятия ОАО «Ленэнерго». Системами газоочистки предприятий ежегодно улавливается и обезвреживается более 70% от общего количества отходящих загрязняющих веществ.

Основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от стационарных источников загрязнения включают:

- снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу действующих энергообъектов ОАО «Ленэнерго» за счет перевода на газ единственной в городе ТЭЦ-14, работающей на угле, и оснащения источников выбросов газопылеочистительными установками;

- перевод угольных и мазутных котельных на газовое топливо и их реконструкция;

- разработка адресной программы сокращения объемов выбросов или закрытия (перевода, перепрофилирования) производств, характеризующихся значительной массой вредных выбросов (асфальто-бетонные заводы, химические, литейные, аккумуляторные подстанции, стекольные и другие виды производств);

- разработка перечня и региональных нормативов качества атмосферного воздуха по веществам, оказывающим негативное воздействие на историко-архитектурные памятники;

- разработка системы поэтапного увеличения размеров городских территорий, на которых соблюдаются нормативы качества атмосферного воздуха;

- разработка и реализация программ развития комбинированного производства электроэнергии и тепла на основе современных парогазовых и газотурбинных технологий, а также мини-ТЭЦ;

- развитие возобновляемых источников энергии и энергосбережения.

Реализация комплекса мероприятий по охране атмосферного воздуха от стационарных и передвижных источников загрязнения позволит реально снизить загрязнение воздушного бассейна города и как следствие улучшить качество экологической обстановки и обезопасить горожан от возможных последствий.

За свой более чем трехсотлетний период существования с первоначального этапа, когда проводились осушительные каналы, подсыпались территории, укреплялись береговые откосы, благоустраивались дороги, включая эпоху бурного развития капитализма в России, когда интенсифицировалось промышленное и гражданское строительство, развивались транспортные пути и сооружения, создавались первые системы городских инженерных коммуникаций, а также время послевоенного массового жилищного строительства и создания развивающейся инженерно-транспортной инфраструктуры, Санкт-Петербург с пригородами превратился в одну из крупнейших в стране систем расселения, важнейший научный, культурный и промышленный центр, узел морского, речного, железнодорожного и других видов транспорта, в огромный урбанистический комплекс.

Понимая под геологической средой территорию с ее рельефом, гидрологическими объектами и геологическими образованиями, которая используется в качестве основания для строительства зданий и сооружений, необходимо отметить, что градостроительное развитие Петербурга подошло к такому моменту, когда вся ранее произведенная застройка и вызванные ею геологические процессы определяют необходимость мер по инженерной подготовке и экологической защите территории, без которых в дальнейшем невозможны осуществление новой и реконструкция старой инфраструктуры города.

Воздействие планируемых строительных работ на прилегающую застройку зависит от иженерно-геологических условий, особенностей планировки и застройки данного городского района, технического состояния фундаментов и конструкций существующих зданий и сооружений, размещения подземных коммуникаций, формы, размеров и глубины заложения строящегося здания или подземного сооружения, объемно-планировочных и конструктивных решений, степени приближенности строящегося объекта к существующим зданиям, а также от организации и технологии строительства. При этом проектировщики и строители должны четко осознавать огромную экологическую ответственность за сохранение и дальнейшее развитие города.

Таким образом, сегодняшнее состояние эколого-геологической среды непосредственно влияет на возможность и стоимость реализации намеченных градостроительных решений.

Прилегающий к Санкт-Петербургу регион включает в себя большую часть площади водосборного бассейна водной системы Ладожское озеро - р. Нева - восточная зона Финского залива.

Региону присущи следующие основные черты природной обстановки:

- огромная площадь земель и свойственные этой территории условия умеренно-континентального климата, смягченного морским влиянием в северо-западных районах;

- низкие геодезические отметки земной поверхности с преобладанием малорасчлененного рельефа и слабая дренированность земной поверхности, что определяет сплошную водонасыщенность грунтов и горных пород, а также необходимость приема и пропуска значительных объемов весеннего и осеннего паводкового стока, поступающего с окаймляющих возвышенных площадей;

- густая гидрографическая сеть, обилие озер и болот, наличие крупных водоемов, а также проявление морских нагонных наводнений и сгонов воды в устьевой области Невы, определяющее необходимость строящегося гидротехнического комплекса защитных сооружений;

- многообразная структура геологических образований с широким перечнем типов и видов минерального сырья и относительно сложные и неоднородные условия строительного освоения территорий, характеризующихся залеганием непосредственно к поверхности преимущественно слабых песчано-глинистых грунтов.

Однако следует учитывать некоторые естественные ограничения развития региона. Это прежде всего неоднородная, иногда недостаточная водообеспеченность, обусловленная неравномерным распределением по территории (а также загрязнением) собственных ресурсов питьевых и поверхностных вод и отсутствием в ряде случаев необходимого количества альтернативных запасов подземных вод, пригодных для питья.

К ограничениям относятся малые площади распространения в регионе хороших почв и преимущественное наличие химически бедных почв подзолистого и болотного типов, нуждающихся в искусственном повышении их плодородия. Среди еще недостаточно изученных природных ограничений – выявленное недавно существование в Петербурге, а также в прилегающих к нему районах естественных геопатогенных зон, нахождение в которых неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности и здоровье людей, состоянии зданий, инженерных сооружений и коммуникаций.

В результате анализа состояния природопользования в регионе установлено что:

- качество окружающей среды (литосферы, гидросферы, атмосферы) неуклонно ухудшается;

- нарушены механизмы саморегуляции многих экосистем, под воздействием биогенных и других загрязняющих веществ идет процесс перестройки водных и наземных экосистем (вплоть до деградации на некоторых участках территории и в акватории), т.к. уровни допустимой антропогенной нагрузки по ряду параметров превышены;

- ухудшение качества водных ресурсов создает угрозу питьевому водоснабжению населения;

- ухудшается здоровье населения, и проявляется это в снижении его иммунного статуса, аллергизации, росте общей и онкологической заболеваемости;

- обострение экологических проблем привело к формированию критической социально-экологической ситуации, требующей не стабилизации, а радикального улучшения экологической обстановки.

Причина несбалансированности социально-экономического развития с возможностями экосистем и природно-ресурсного потенциала – в неудовлетворительной экологической ориентировке принципов и установок, реализуемых органами власти административно-территориальных образований и, практически, не подчиненными им руководителями производственно-хозяйственных систем. Это подтверждается тем, что в регионе имеет место один из наиболее высоких в стране уровней хозяйственного освоения территории (около 2000 предприятий и примерно 80 отраслей промышленности), причем большинство предприятий ориентировано на выпуск средств производства либо входит в военно-промышленный комплекс России. Преобладают водоемкие и энергоемкие экологически потенциально опасные промышленные и сельскохозяйственные производства с преимущественно устаревшим оборудованием и отсталыми технологиями.

При применении и образовании в промышленности больших количеств высокотоксичных веществ, низком коэффициенте использования исходного сырья и конечной продукции, эксплуатации на автотранспортных средствах не отрегулированных двигателей, избыточном использовании пестицидов в сельском хозяйстве образуется огромное количество отходов, выбрасываемых в воздух, воду, почву (в ряде случаев сельскохозяйственная продукция становится опасной для здоровья).

Наиболее опасными веществами признаны диоксиды, хлорорганические соединения, полициклические углеводороды, тяжелые металлы и радионуклеиды. Они чрезвычайно устойчивы в окружающей среде и обладают способностью к повышению своей токсичности, в процессах миграции и трансформации могут накапливаться в элементах экосистем. По многим классам этих соединений в регионе еще не организованы наблюдения за их содержанием в природной среде.

Поступившие в атмосферный воздух и накопленные в почвах, растительности, водных объектах и организмах такие вещества становятся источниками вторичного загрязнения окружающей среды, даже при резком сокращении загрязняющего воздействия человеческой деятельности.

В условиях больших городов, в том числе Петербурга, возникновение многих заболеваний – следствие запыления, образования и попадания на людей большого количества механических частиц. Неблагоприятны и их непосредственное воздействие, и перенос ими многих химических загрязнителей, в частности, ионов тяжелых металлов. С поверхности тела эти загрязнители проникают внутрь организма и оказывают болезнетворное действие. Уменьшение запыленности, следовательно,- важнейшее условие обеспечения экологического комфорта и создания для этого системы экологической защиты.

Очевидно, что предотвратить механическую запыленность невозможно, но уменьшить ее, в частности, разумными технологиями, использованием особых материалов и т.п., реально.

Таким образом, экологическую ситуацию в регионе можно охарактеризовать как критическую, потому что при сохранении существующих тенденций она может привести к необратимым негативным последствиям – экологическому кризису.

Несмотря на объективно существующую неразрывность экологических, экономических и социальных проблем в развитии региона, по-прежнему предпринимаются попытки их разрешения изолированно, в отрыве друг от друга. Даже при правильной оценке причин ухудшения экологической обстановки усилия администрации города направляются на ликвидацию последствий, а не на устранение этих причин. В результате происходит многолетнее, многоплановое формирование негативных изменений в окружающей среде, представляющее собой длительный инерционный процесс с отдаленными последствиями, и в то же время повторяются обещания добиться серьезных результатов только за счет «первоочередных мероприятий», «неотложных мер».

В пределах региона постоянно проявляется активность многих повреждающих агентов. Химическое загрязнение (при минимальной способности грунтов, почв и вод к самоочищению), запыленность, воздействие звука, ультразвука и инфразвука, активность электромагнитных и электростатических полей, уплотнение, переуплотнение и вибрация грунтов и почв, погруженность их под асфальтовый покров, локальное попеременное повышение и понижение температуры, освещения, влажности – это основные причины нарушения городской природы.

Как правило, повреждающее воздействие на живые организмы в городской среде оказывается разнородным, зависимым в пространстве и во времени от сочетания химических и физических повреждающих агентов друг с другом. Болезнетворная активность химических загрязнителей проявляется всегда при определенной физической обстановке, без которой химические реакции и процессы невозможны. Поэтому необходимо специально обратить внимание на тот факт, что определения количественного содержания какого бы то ни было химического загрязнителя недостаточно для оценки экологической опасности в обследуемом месте, если одновременно не устанавливаются соответствующие показатели химически загрязненной среды. Необходимо установить, при каких физических условиях химические загрязнители могут взаимодействовать друг с другом и вызывать биологический эффект. Самостоятельное значение имеют сведения о сочетании друг с другом в окружающей среде и химических соединений. Возможны сочетания, которые приводят к началу контактного синтеза, результатом которого может быть образование химических соединений, во много раз более опасных, чем их предшественники. Именно в связи с этим возможность возникновения непредвидимых, непредсказуемых сочетаний химических соединений и физических агентов, опасных для здоровья организмов и окружающей среды в целом, оказалась одной из наиболее существенных причин нарушения в Санкт-Петербурге природного равновесия.

Есть все основания утверждать, что ухудшение условий и качества окружающей среды и соответственно условий и качества жизни в городе – следствие экологической несовместимости различных видов производств и технологий друг с другом и с природной средой.

Специальный и детальный анализ необходимой экологической совместимости – особая задача при создании промышленных, жилых и рекреационных зон. В настоящее время она приобрела для нашего города еще большее значение. Деятельность предприятий, основанных на новых формах собственности, все еще осуществляется без достаточного выяснения их экологической опасности и ее возможных изменений под их влиянием. Поэтому важнейшей проблемой для Петербурга является анализ территориального сочетания предприятий с установлением степени их экологической совместимости. Используя результаты такого анализа, реально установить внутригородские участки с наибольшей экологической опасностью, уменьшение которой связано с перемещением нежелательных предприятий или изменением направления их деятельности и созданием локальных систем экологической защиты.

Одним из важнейших по действенности компонентов системы регулирования условий и качества среды являются зеленые насаждения. Озеленению Петербурга присущи семь функций.

1. Уменьшение химической, механической и биологической загрязненности воздушного бассейна, почв, грунтов и вод, включая подземные. Таким образом, эта функция предполагает оздоровление растениями воздуха, которым мы дышим, и воды, которую мы пьем. Поглощение растениями газообразных и жидких химических загрязнителей через листья, и последующее их разрушение внутри растений в большей мере способствует очищению воздушного бассейна города, а также почв, грунтов и вод от самых разнообразных вредных веществ как природного, так и антропогенного происхождения.

2. Придание вдыхаемому нами воздуху лечебных свойств.

3. Оптимизация экологических свойств среды в местах пребывания человека, т.е. там, где он работает, отдыхает. Растения в процессе своей жизнедеятельности способны регулировать влажность, температуру, освещение, ультрафиолетовое излучение, ослаблять шум, уменьшать подверженность организмов воздействию электромагнитного и электрического полей.

4. Эстетическая, декоративная. Цветовая гамма, которую весной, летом и осенью создают листопадные растения, в особенности цветущие, а зимой вечнозеленые, оказывает на человека особый успокаивающий, умиротворяющий, снимающий нервный стресс терапевтический эффект.

5. Почвоукрепляющая. Растения своими корнями предотвращают смещение слоев почвы, а также грунтов, сдерживают осыпи.

6. Природостроительная. В ее основе лежит способность растений к фотосинтезу, благодаря которому на Земле образуется органическое вещество.

7. Информационная, индикаторная. Растения чутко реагируют на изменения, происходящие в окружающей среде, такие как загрязнение воздуха, почв и вод. Если условия жизни неудовлетворительны, срок жизни растений укорачивается, они утрачивают способность оздоравливать окружающее пространство, в том числе городское, и, в конце концов, погибают.

Первостепенным жизнеобеспечивающим направлением существования и развития города является улучшение санитарно-экологического состояния городского бассейна, включающее оздоровление Невы, западного побережья Ладожского озера, где еще функционируют старые деревообрабатывающие предприятия, не имеющие очистных сооружений, кроме отстойников, которые могут переполняться и сбрасывать высокотоксичные воды в Ладогу.

Для решения этих проблем необходимо:

- завершение реализации водоохранных мероприятий по снижению объема и улучшению качества выбросов сточных вод;

- обустройство прибрежной полосы в водоохраной зоне Ладожского озера, Невы, ее рукавов и притоков, организация надлежащего режима использования территорий в зонах санитарной охраны Ладожского озера и Невы как источников водоснабжения города;

- извлечение, обезвреживание, переработка, захоронение и утилизация донных отложений из рек, каналов и водоемов города.

Для решения проблемы сбора, удаления (транспортировки), обезвреживания, обеззараживания, переработки и частичного захоронения бытового мусора и пищевых отходов в объеме свыше 5 млн кубометров в год необходимо строительство двух различных специальных полигонов: одного – для токсических химических веществ, и другого – для радиоактивно загрязненных отходов и материалов.

В целях использования экологически чистой тепловой энергии глубоко залегающих горячих горных пород в южной и юго-восточной части территории города целесообразно осуществление выбора участка для привязки первой опытной геотермальной циркуляционной системы из двух глубоких скважин и создание на ее основе локальной системы теплоснабжения.

Для предотвращения необратимых деформаций грунтово-геологической среды при избыточном ее обводнении в периоды морских нагонных наводнений и защиты от затопления исторической застройки городского центра, а также новых районов массовой жилой застройки и на намывных территориях северо-западной и юго-западной частей города необходимо завершить строительство комплекса защитных сооружений в Финском заливе. В процессе регулирования застройки и производственно-хозяйственной деятельности организаций на основе учета экологических требований следует пересмотреть перепрофилирование части производственных объектов,

обеспечив рациональное функциональное использование высвобождающихся территорий, а также закрытие и вывод за пределы города экологически вредных предприятий и производств с сокращением их вредных выбросов до нормативных.

В целях уменьшения неблагоприятных последствий для здоровья населения от высоких уровней шумового и вибрационного воздействия следует предусмотреть мероприятия городского значения по защите от транспортного шума, а также реализацию реконструктивных мер по защите жилой застройки от внешнего шума, включая шумозащитные окна с тройным остеклением.

Возрастание роли Санкт – Петербурга в качестве торгового транс-портного центра международного значения и экологические последствия этого процесса. Санкт-Петербург является важнейшим городом Северо-Западного экономического района во многих промышленных и экономико-социальных отраслях. Особенности и отличия города - это удаленность от сырьевых и топливных баз и крайняя слабость собственной топливно-сырьевой базы; чрезмерная концентрация промышленности; высокий уровень специализации и кооперации отдельных отраслей и производств; наличие квалифицированных кадров и научно-технических работников; высокий уровень развития инфраструктуры. Но, с другой стороны, происходит деградация сельского хозяйства в пригородах Санкт-Петербурга.

По данным правительства Петербурга на ближайшую перспективу прогнозируется развитие экономики города по следующим направлениям:

- подготовка контактной зоны, через которую будет осуществляться более, чем 3/5 экономических связей России с североатлантической торгово-промышленной и сельскохозяйственной зонами;

- дальнейшее развитие промышленности особенно лесной и химической;

- развитие молочно-мясного животноводства и овощеводства.

Территория Санкт-Петербурга и области отличается высокой техногенной нагрузкой на окружающую среду среди регионов европейской части страны по комплексу показателей экологической опасности, что и обусловливает его проблемы. Более 40% территории города занимают промышленные предприятия и обслуживающие их структуры. Современная экологическая обстановка в регионе является следствием существования на протяжении десятков лет неэкологичной системы хозяйствования. В производстве преобладали энергоемкие технологии, существовало раздельное планирование и управление экономическими, социальными и природоохранными процессами, материально-техническая база была неудовлетворительна (коэффициент износа оборудования нередко составлял 50%), а несовершенство действующих нормативных и законодательных актов и низкий уровень природоохранных затрат дополняли отрицательное воздействие на окружающую среду. Ежегодно в атмосферу города выбрасываются тысячи тонн вредных для здоровья человека веществ (табл. 9).

Безусловно, воздух Санкт-Петербурга имеет высокую степень загрязненности вследствие особой специфики и месторасположения города. В табл. 10 представлены данные о средней концентрации вредных примесей в воздухе. Некоторое снижение вредных выбросов по отдельным веществам (окись углерода, окись азота) связано не с улучшением контроля со стороны экологических служб, а с падением промышленного производства в этот период.

При колебаниях условий окружающей среды, выходящих за пределы, обычные для данной экосистемы, возникают нарушения экологического равновесия, приводящие к снижению численности одних и резкому увеличению численности других видов животных и растений. Вместе с тем, природные сообщества организмов способны противостоять различным вредным воздействиям и при восстановлении нормальных условий возвращаться в состояние, близкое к первичному, т.е. они обладают определенной устойчивостью. Существование экологического равновесия не означает отсутствия закономерных изменений во времени – оно тесно взаимосвязано с процессами становления и развития данной экосистемы.

Часто под нарушением экологического равновесия понимают не только изменения различных биотических факторов, но и значительные изменения газового состава атмосферы, гидрологического режима, глобальное загрязнение окружающей среды и т. д., т.е. все существующие сдвиги в природных процессах. Без знания сложных и взаимосвязанных механизмов экологического равновесия невозможны рациональное природопользование, прогнозирование любой хозяйственной деятельности и сохранение природной среды в пригодном для жизни состоянии. Актуальность сохранения экологического равновесия возросла во второй половине ХХ века с появлением таких средств воздействия на экосистемы, которые могут привести к их необратимому нарушению.

Таблица 9

Количественные характеристики выброса некоторых видов

загрязняющих веществ в атмосферу города (1987,1990,1993-1996 гг.)

Выбросы, тыс. тонн

1987

1990

1993

1994

1995

1996

Всего

633

436

229

104

152

138

Твердые

вещества

51

35

18

14

11

11

Окись углерода

338

224

91

11

67

61

Диоксид азота

66

57

41

28

31

31

Диоксид серы

85

63

53

42

19

15

Другие вещества

93

57

26

9

24

20

Таблица 10

Средние годовые концентрации загрязняющих веществ в воздухе

Санкт-Петербурга (1992-1996 гг.)

Загрязняющие вещества

Предельно допустимые среднесуточные концентрации (ПДК), мг/м3

Средние годовые концентрации, мг/м3

1992

1993

1994

1995

1996

Пыль

0,5

1,0

1,3

1,3

1,3

1,2

Диоксид серы

0,005

0

0,2

0,1

0

0

Оксид углерода

1,0

0

0,3

0,3

0

0

Диоксид азота

0,04

1,8

2,0

1,8

1,8

1,9

Фенол

0,003

0

1,3

2,8

3,2

2,7

Хлористый водород

0,02

0,02

0,8

0,4

0

0

Аммиак

0,04

2,0

1,0

0,9

1,0

1,1

Формальдегид

0,003

1,3

2,3

1,3

1,6

1,1

Окись азота

0,06

0

1,2

0,3

0

0

Загрязняющие вещества и степень загрязненности отдельных районов города представлены в табл. 11.

Таблица 11

Санитарно-гигиеническая характеристика наиболее загрязненных зон

территории Санкт-Петербурга

Зона

Граница района

Повышение концентрации загрязняющих веществ в воздухе (количество раз)

1

2

3

Особо неблагоприятная

Василеостровский район, Малая Невка, Малый проспект, проспект Кима

Меркаптан – 5, фенол – 3,

двуокись азота – 6, соляная кислота – 7

Особо неблагоприятная

Василеостровский район, Большая Нева

Меркаптан–5, ксилол–9, двуокись азота-11, марганец-3,5

Особо неблагоприятная

Выборгский район,

Б. Невка, границы Приморского и Колпинского районов

Углеводороды-4, двуокись азота-2,8, ксилол- 4,7, пыль-4,6

Окончание табл. 11

1

2

3

Неблагоприятная

Дзержинский район

Двуокись азота – 1,5

Особо неблагоприятная

Калининский район, граница с Выборгским районом, Свердловская набережная

Двуокись азота-30, марганец-3, сернистый газ-5

Особо неблагоприятная

Кировский район(граница с Ленинским районом), Московский пр., внутреннее ж/д полукольцо, остров Гутуевский

Меркаптан-25, свинец-10, ацетон-28, ксилол-14, сернистый газ-5

Неблагоприятная

Внутреннее ж/д полукольцо, Краснопутиловская ул., р. Красненькая

Марганец-9, свинец-10, сернистый газ-36, ксилол- 14, ацетон-28

Особо неблагоприятная

Б.Пороховская ул., пр.Металлистов, реки Охта и Оккервиль, внутр. ж/д кольцо

Марганец-48, пыль-4, окись углерода-1,6

Особо неблагоприятная

Ленинский проспект

Свинец-2,5, фенол-8

Особо неблагоприятная

Московский район, границы Фрунзенского, Ленинского, Кировского р-нов, ул. Решетникова

Альдегид-35, фенол-7, ксилол-15, щелочь-27

Особо неблагоприятная

Октябрьский район, Новоадмиралтейский пр., Матисовы острова, Лоцманская улица

Двуокись азота – 1,5, сернистый газ-2,8, пыль-1,5

Особо неблагоприятная

Смольнинский район, Лиговский пр., наб. Обводного канала, река Монастырка, Невский пр., Гончарная улица

Сернистый газ-20, фенол-60, двуокись азота-23, ангидрид хрома-16

Особо неблагоприятная

Фрунзенский район

Свинец-3, акролеин-17, уайт-спирт-14, ангидрид хрома-16

Основной вклад в загрязнение атмосферы в городе вносит стремительно растущий автомобильный транспорт. Только за 2001 год количество автомобилей в Санкт-Петербурге выросло на 300 тысяч. Учитывая транзит, число автомобилей в городе достигло полутора миллионов.

Автомобильными двигателями выделяется в воздух города более 95% окиси углерода, около 65% углеводородов и 30% оксидов азота. Кроме того, входящий в состав воздуха азот при высокой температуре и давлении в цилиндрах двигателей реагирует с кислородом воздуха, образуя окислы азота.

Автотранспорт загрязняет воздух не только токсичными компонентами отработанных газов, но и продуктами износа шин, тормозных колодок, различными маслами, использующимися в двигателе, тормозной системе. В атмосферный воздух постоянно поступают пары топлива из баков, наиболее заметные в летний период в местах массовых стоянок автомобилей. Наибольший ущерб здоровью приносят автомобили, паркующиеся у жилых зданий.

По официальным данным, вклад машин в насыщение воздуха вредными примесями превышает 70%. Наиболее загрязненными являются Василеостровский, Центральный, Петроградский, Московский, Калининский, Выборгский и Колпинский районы. Естественно, это не может не сказываться на здоровье населения. Только за пять лет, с 1992 по 1997 гг., страдающих бронхиальной астмой среди маленьких петербуржцев стало больше на 20%, болезнями эндокринной системы – на 15%, онкологическими заболеваниями – на 67%. По данным санитарных врачей, в 12 районах города каждый второй житель испытывает на себе отрицательное воздействие загрязненного воздуха. Это выражается в кашле, затрудненном дыхании, общем ухудшении самочувствия. В некоторых, наиболее неблагоприятных в экологическом отношении местах, страдают до 88% населения. Если бы питерские автобусы, трамваи и троллейбусы ходили бесперебойно, то очень многие, говорят, предпочли бы их личным автомобилям. В Европе, например, для городского транспорта, включая такси, выделены отдельные полосы движения. В результате – меньше пробок, а пассажиры могут четко рассчитать время до прибытия в пункт назначения. А ведь именно в пробках, когда машины то тормозят, то снова трогаются, бензиновые и дизельные двигатели наиболее опасны. В настоящий момент к снижения экологической нагрузки привело строительство кольцевой автомобильной магистрали, по которой проходит весь транзит и часть городского транспорта. В перспективе необходимо создание морского порта на берегу Финского залива в районе Усть-Луги совместно с Таллинном. Относительно дамбы, которая должна защитить город от наводнений, проблем нет, ее надо достроить, при этом полностью закрыть со стороны города Финский залив от городских загрязняющих веществ.

Возможные воздействия крупных строительных проектов на экологию города. Предполагаемые последствия новых, направленных на оздоровление экологического состояния Санкт-Петербурга проектов, представлены в табл. 12.

Таблица 12