logo
Иванов ВИ Тексты лекций Общая экология

3.1. Экологическое равновесие как фундамент устойчивого развития общества

За 3,5 млрд лет существования биосферы выработался механизм поддержания экологического равновесия естественных экосистем. Экологическое равновесие есть не что иное, как сохранение природной, естественной экосистемы в определенном состоянии в течение характерного для нее времени (например, для биосферы – в рамках геологического периода). Это равновесие сохранялось до появления в истории жизни на Земле рода Homo. Его позднейшая форма – Homo Sapiens, возникшая около 40 тыс. лет назад, изобрела новый способ приспособления к среде – изменение среды. Способ, которого не знал ни один живой организм, существовавший до появления человека.

Что меняется в этой форме по сравнению со старой? В естественных экосистемах идет непосредственный обмен между живыми организмами и неживой природой. Но по мере исторического развития человека между этими двумя частями экосистемы встраивается посредник, контролирующий естественный обмен. Этим посредником является человеческий разум.

В условиях человеческой деятельности экологическое равновесие стало выступать как соотношение ресурсно-экологических возможностей природы и хозяйственных потребностей человека. И если в естественной системе происходит саморегуляция, самонастраивание всех подсистем экосистемы, то в социоприродной экосистеме общество берет на себя роль организатора жизни, роль управленца. Однако до недавнего времени это управление осуществлялось не в интересах сохранения и развития социоприродной экосистемы в целом, а в интересах сохранения и развития лишь одной ее части – самого человеческого общества.

Устойчивость движения, равно и развитие, предполагают в своей сути способность объекта развития к сохранению поступательного прогрессивного процесса, несмотря на случайные (стихийные) или намеренные воздействия извне.

Применительно к проблемам устойчивого развития сложных систем, каковыми являются социально-экономико-экологические системы, названные основополагающие признаки являются наиболее значимыми, приоритетными, поскольку сама проблема устойчивости развития в данном случае рассматривается, должна и может рассматриваться только во взаимосвязи и взаимообусловленности паритетности главных ее составляющих: экономической, социальной, экологической. В связи с этим при определении самой категории устойчивого развития и путей перехода к модели устойчивого развития главным является выживание на планете в целом, в регионах, причем сообща. Поэтому нельзя замыкаться и руководствоваться здесь ни локальными интересами регионов, отдельных стран, ни чисто экономическими (а что еще гораздо хуже – политическими, национальными) интересами, соображениями. Выживание каждого человека и всего человечества зависит от спасения планеты в целом: от предотвращения войн, голода, экологических катастроф.

В конце 80-х годов ХХ века в литературе в области экономики и экологии, социологии и политологии, глобалистики и права широкое распространение получил термин «устойчивое развитие», которым обозначалось социально-экономическое и экологическое развитие, направленное на сохранение мира на всей планете, на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование ресурсов планеты и сохранение природной среды. Стержень данной концепции составляют:

- постулат о том, что развитие экономики может и должно быть таким, чтобы оно не сопровождалось опасным загрязнением и разрушением природной среды;

- признание единства и многообразия вариантов социально-экономического и экологического развития различных стран и народов;

- утверждение принципа гармонии в отношениях между человеческим обществом и природой;

- убеждение в том, что основой социально-экономического развития должны быть свобода, а не насилие, гуманизм, а не вражда.

Речь идет о переходе от современного общества, получившего наименование индустриально-потребительского, к ноосферной цивилизации.

Чрезвычайно важными для осмысления того, что сделано и делается в плане разработки концепции устойчивого развития общества, являются следующие документы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (июнь 1992 г.), состоявшейся в Рио-де-Жанейро (Бразилия), и проводившиеся одновременно встречи на высшем уровне по проблемам планеты Земля:

- повестка дня на ХХI век;

- программа действий ООН, принятая в Рио-де-Жанейро;

- декларация по окружающей среде и развитию;

- заявление о принципах в отношении лесов;

- рамочная конвенция об изменении климата под влиянием парниковых газов;

- конвенция о сохранении биологического разнообразия.

Заслуживает серьезного вниамания мнение Генерального секретаря Конференции в Рио-де-Жанейро М.Стронга, который, открывая первое заседение, заявил: «процессы экономического роста, порождающие беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам, которые в одинаковой мере угрожают и богатым, и бедным. Такая модель развития и соответствующий ей характер потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. Частная собственность во многих отношениях становится камнем преткновения на пути к устойчивому развитию цивилизации». Участники Конференции констатируют:

1. «Путь, которым пришли к своему благополучию развитые страны, не

приемлем для человечества в целом…».

2. « Мы не можем обеспечить экологическую безопасность планеты в

социально-несправедливом мире…».

ООН не только всячески содействует утверждению стратегии устойчивого развития в настоящее время, но и подготовила условия для его зарождения в недавнем прошлом. Еще в 1949 году она курировала проведение Первой, а в 1955 г. – Второй международной научно-технической конференции по охране природы. В 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию – «Экономическое развитие и охрана природы». В 1972 г. на Стокгольмской конференции по проблемам природной среды была разработана программа ООН по защите природной среды и утвержден план ее реализации ЮНЕП - организации, которая активно действует совместно с МАБ, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ, ЮНИДО и др. В 1976 и 1980 гг. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд постановлений по защите природы, а в 1982 г. Сессия ООН утвердила «Всемирную хартию природы», возлагающую на все государства ответственность за сохранение планеты и ее природных богатств.

По решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1983 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР). В ее задачу входила срочная разработка глобальной эколого-экономической программы и путей ее реализации в мире в ближайшие десятилетия. В марте 1987 г. работа была закончена и программа опубликована в том же году Оксфордским университетом под названием «Наше общее будущее». В ней впервые сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. По постановлению Генеральной Ассамблеи ООН доклад МКОСР разослан всем правительствам для составления своих национальных программ и выполнения их на практике. Решения МКОСР получили одобрение Генеральной Ассамблеи ООН и положены в основу очередного документа ЮНЕП «Экологические перспективы до 2000 г. и на последующий период».

В 1997 г. состоялась специальная сессия ООН для подведения итогов сделанного в мире за 5 лет по реализации целей встречи на высшем уровне в Рио-де-Жанейро. Кроме этих глобальных встреч и конференций, ООН проведены сотни региональных конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по охране природы и экологическому воспитанию населения в масштабе отдельных географических регионов. Немаловажна роль ООН в организации совместных действий с различными международными правительственными и неправительственными природоохранными организациями, в частности, с Международным союзом охраны природы (МСОП) и Всемирным фондом диких животных (ВФДЖ). Все это свидетельствует о разносторонней, последовательной и эффективной политике ООН в отношении защиты природы. Под эгидой ООН разработан очень важный документ - «Всемирная стратегия охраны природы», подготовленный межправительственными (ЮНЕП, ЮНЕСКО, ФАО) и неправительственными организациями.

В ходе работы над «Нашим общим будущим» члены МКОСР сосредоточили внимание на решении двуединой задачи: не только накормить в ближайшие годы сотни миллионов голодающих и ликвидировать широко распространенную в мире нищету, удовлетворив основные потребности всех ныне живущих людей, но и перестать обездоливать последующие поколения. Всемирный форум в Рио-де-Жанейро учредил для проведения текущей работы по «Повестке дня на ХХI век» Комиссию ООН по устойчивому развитию (ЮНКУР). Ее специальный печатный орган – ежемесячный бюллетень «The Network». В нем публикуются сообщения из различных стран о ходе выполнения решений, принятых на этом форуме, а также о различных национальных мероприятиях по переходу к устойчивому развитию в отдельных странах. Этот бюллетень вполне заслуженно получил известность как «малая периодическая энциклопедия по устойчивому развитию».

В России в феврале 1994 г. вышел Указ Президента « Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В нем даются принципиальные ориентиры рационального природопользования в России на конец ХХ – начало ХХI вв. Попыткой их конкретизации явилась опубликованная в марте 1995 г. правительственная «Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития». В этом документе содержится констатация прискорбного состояния, в котором Россия оказалась за 3,5 года перехода к рыночной экономике, излагаются самые общие принципы и направления перехода страны к модели устойчивого развития. В документе отражены идеи К.Э.Циолковского о Земле как колыбели человечества и концепция В.И.Вернадского о ноосфере как будущем состоянии земной оболочки.

Концепция устойчивого развития предполагает систему мер по обеспечению экологической безопасности. Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций. Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание изменений состояния биосферы в целом и составляющих ее сфер, в частности. Со второй половины ХХ века - это глобальные изменения климата за счет парникового эффекта, разрушение озонового слоя, опустынивание планеты и загрязнение Мирового океана. Суть глобального контроля и управления – в сохранении и восстановлении естественного механизма воспроизводства окружающей среды биосферой.

Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и других международных организаций. Методы управления на этом уровне включают принятие международных актов по защите окружающей среды в масштабах биосферы, реализацию межгосударственных экологических программ, создание межправительственных сил по ликвидации экологических катастроф, имеющих природный или антропогенный характер. На глобальном уровне был решен ряд экологических проблем международного масштаба. В частности, большим успехом международного сообщества стало запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах. Достигнуты соглашения о мировом запрете китобойного промысла и правовом межгосударственном регулировании вылова рыбы и других морепродуктов. Заведены международные Красные книги с целью сохранения биоразнообразия. Силами мирового сообщества проводится изучение Арктики и Антарктики как естественных биосферных зон, не затронутых вмешательством человека, сравнивая их с развитием зон, преобразованных человеческой деятельностью. Международным сообществом принята Декларация о запрещении производства хладагентов-фреонов, способствующих разрушению озонового слоя (Монреаль, 1972 г.).

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительств через межгосударственные связи (объединенная Европа, СНГ, союз африканских государств и др.). На региональном уровне система управления экологической безопасностью включает:

- экологизацию экономики;

- новые экологически безопасные технологии;

- выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества окружающей среды и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов в атмосферу, почву и в природные воды. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Решение конкретных проблем определяет возможность достижения цели управления экологической безопасностью регионального и глобального уровней. Цель управления достигается при соблюдении принципа передачи информации о состоянии окружающей среды от локального к региональному и глобальному уровням. Независимо от уровня управления экологической безопасностью объектами управления обязательно являются окружающая природная среда, то есть комплекс естественных экосистем, и социоприродные экосистемы. Именно поэтому в схеме управления экологической безопасностью любого уровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовых вопросов, административных мер, образования и культуры.